Кодить или зерокодить — вот в чём вопрос. Преимущества, ограничения и этапы работы на Zero-code

Тратить сотни часов на составление техзадания и разработку сайта в мире, где правит показатель TTM — Time To Market (время доставки бизнес-идеи до конечных пользователей), иногда кажется безумием. Бизнесу часто нужно проверить гипотезу, запустить рабочий MVP в кратчайшие сроки, а не тратить на полноценную разработку сайта от полугода и больше.

Меня зовут Рома Зорин, я UX/UI-дизайнер и руководитель юнита Subzero в Everest. Мы проектируем интерфейсы и делаем сервисный дизайн для таких клиентов как Сбер, РСХБ, МТС, Scania и других крупных брендов. Сегодня я расскажу, почему Zero-code набирает популярность, в чём его особенности и о чём не стоит переживать, выбирая подобные инструменты.

Преимущества Zero-code платформ

«Zero-code — инструмент для создания программных приложений без кодинга; популярная альтернатива традиционной разработке сайтов и приложений для людей без технического опыта».

С Zero-code инструментами дизайнер может самостоятельно разработать решение, не написав ни одной строки кода. Вот основные преимущества этого решения:

Скорость разработки

Традиционный процесс создания сайта или приложения занимает месяцы и даже годы, ведь это командная работа программистов, дизайнеров, менеджеров и заказчика. С Zero-code платформами запустить корпоративный сайт или несложное приложение можно за пару недель.

Небольшая стоимость

Подход Zero-code пропускает этапы программирования и вёрстки, а значит, клиенту не нужно закладывать бюджет на разработчиков. Да, у Zero-code платформ платная подписка, но обычно она стоит недорого и клиент может выбрать тот вариант, который подходит для решения задач его бизнеса. В сравнении с разработкой экономия будет колоссальной — создание корпоративного сайт с нуля обойдется в 1,5 млн руб (средняя стоимость по данным CMS Magazine), в то время как Zero-code решение позволит уложиться в 200-300 тыс. руб.

Легкость в управлении

С редактированием контента на сайте справится любой менеджер на стороне бизнеса без привлечения программиста — достаточно изучить возможности интерфейса Zero-code платформы в админ-панели. Разработчик подключается только тогда, когда потребуется изменить вёрстку блоков или добавить новую функцию.

Упрощенная процедура тендера

Zero-code решение подходит клиентам, которые хотят реализовать сайт или приложение без проведения сложной тендерной процедуры. Разработка вряд ли будет выходить за пределы 450 тыс. руб., а значит не потребует проведения конкурса.

Кодить vs Зерокодить

Несмотря на все преимущества, некоторые заказчики сомневаются в надежности и целесообразности использования Zero-code инструментов. Развеиваем популярные заблуждения, которые могут стать стоп-фактором при принятии решения в пользу Zero-code:

Однотипный дизайн

Многие представляют себе разработанные на Zero-code сайты как абсолютно похожие друг на друга. Да, у платформ действительно есть стандартные блоки и шаблоны, но в большинстве случаев можно реализовать уникальный дизайн за счет расширенного функционала вёрстки.

Ограниченные возможности функционала

С одной стороны, клиент зависит от возможностей Zero-code инструментов. Например, зарубежные сервисы не позволяют подключать эквайринг в России. Но и тут можно найти решение, ведь инструментов много и под каждую задачу найдётся своя платформа. Для оплаты на сайте подойдут отечественные платформы — например, Tilda. Для кастомных решений вроде масштабного редизайна всегда можно перейти к Low-code и подключить JavaScript. В крайнем случае, платформы позволяют перенести все наработки на свой хостинг.

Для определённых задач действительно можно столкнуться с некоторыми ограничениями. Но скорость и легкость в управлении — преимущество, которое перевешивает этот недостаток. Важно обучить менеджера на стороне клиента, чтобы он мог оперативно вносить изменения. Например, мы в Everest после релиза продукта проводим онбординг: готовим небольшой ролик-инструкцию с разбором интерфейса и гайды по работе для дальнейшей редактуры контента.

Проблемы с безопасностью

Многих заказчиков беспокоит вопрос безопасности своих и клиентских данных, ведь они хранятся не на собственных серверах. Но и тут Zero-code платформы позаботились об ИТ-инфраструктуре: на них можно настроить SSL-сертификаты, чтобы защитить личные данные пользователей от мошенников, а некоторые платформы позволяют компаниям самостоятельно ограничивать тип передаваемых данных или способы их использования.

Оптимизация каждого этапа работы

На Zero-code удобно разрабатывать лендинги, корпоративные сайты, промо-проекты, квизы. Но вне зависимости от типа любому проекту перед стартом работ нужно определиться с бизнес-требованиями, пользовательскими сценариями и ключевыми функциями — иными словами, провести предпроектную аналитику.

В Everest для сокращения сроков аналитики мы предлагаем клиенту анализ нескольких конкурентов и проводим интервью с бизнес-группой проекта. На основе полученных данных формируем бизнес-требования, а далее — приступаем к разработке прототипа продукта.

На дизайн закладываем неделю. Сперва узнаем у клиента, что ему близко по стилю, какие сервисы нравятся, какие точно нет, а далее — собираем референсы. На их основе составляем мудборд — доску настроения, собранную из иллюстраций, шрифтов и цветовых схем с возможными решениями. Фиксируем договорённости и ожидания. После этого начинаем создавать дизайн-концепцию.

В конечном итоге за качество дизайн-концепции отвечает не количество вариантов, а качество согласованного мудборда. Обычно дизайнер ищет похожие на описания клиента варианты, а далее разбирает на конкретных примерах стилистику, позиционирование и восприятие сайта с точки зрения дизайна и бренда.

Итог всех этапов работы — дизайн-концепция, принятая без правок, потому что специалистам удалось провести качественную аналитику с клиентом уже на старте. В некоторых случаях мы предлагаем два варианта дизайн-концепции, когда у клиента нет чётко сформированных ожиданий по дизайну или когда в процессе работы понимаем, что можно сделать лучше, отойдя от требований клиента.

После утверждения концепции дизайн переносится на конструктор — Zero-code платформу. После этого специалист настраивает логику — добавляет ссылки на кнопки, проверяет работу форм заявок и другие детали, необходимые заказчику. Когда всё настроено, клиент получает готовый к использованию сайт и доступ к управлению.

Будущее кодинга — это никакого кодинга

Крис Ванстрат, соучредитель и бывший CEO в GitHub

Многие компании уже активно используют Zero-code инструменты — и делают это быстрее и дешевле, чем те, кто рассматривает для работы только стандартную разработку. Мы в Everest верим в перспективу развития Zero-code инструментов, поэтому открыли у себя новый юнит. Теперь каждый месяц будем публиковать дайджест свежих и крутых Zero-code решений — первый материал выйдет уже на следующей неделе.

Подписывайтесь на наш блог, чтобы не пропустить дайджесты, и на наш телеграм-канал, где мы каждый день публикуем интересный контент в рамках челленджа «100 дней развития Everest».

0
5 комментариев
Nick

"руководитель юнита Subzero в Everest" ( лол, что?), У вас зерокод поплыл

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Мазур

subzero-код поплыл))

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Кулаков

Очень похоже на тупую рекламу.
А когда аж целый Специалист добавляет ссылки на кнопки, становится очень смешно.

Ответить
Развернуть ветку
Иван С.

Почему это статья находится в разделе разработка? Нет фактуры, связанной с технической стороной дела, только маркетинг. Можно было внутренний интерфейс zero-code платформы показать. Чем эта платформа отличается от tilda или других решений?

Ответить
Развернуть ветку
Nikita Kryukov

Я вообще начал с самых азов создания веб-сайтов, много видео смотрю и изучаю. Начал с этого: https://www.youtube.com/watch?v=iz0TOfO32u8
сейчас уже более глубоко в это ныряю, спасибо вам за статью))

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Раскрывать всегда