Как собрать классную команду и победить в хакатоне: личный опыт

Меня зовут Никита Полковников, я разработчик финансового маркетплейса «Выберу.ру». Помимо работы, я капитан IT-команды — мы с коллегами третий год подряд участвуем в хакатонах по разработке. В этой статье я поделюсь взглядом изнутри: как проходят такие мероприятия и какую пользу приносят.

Как собрать классную команду и победить в хакатоне: личный опыт

Что такое хакатоны

Вы когда-нибудь пытались объяснить своей бабушке, что такое хакатон? Попробуйте, это сильно прокачивает софт-скилы. Людям не из IT я обычно говорю так: это командные соревнования для программистов. Чтобы победить, надо за короткий срок создать лучший проект с применением информационных технологий.

Несмотря на то что изначально это «марафон для хакеров» (hacker+marathon), последнее время все чаще появляются хакатоны и по гуманитарным предметам: истории, литературе, географии. Их посвящают бизнес-продуктам, ботам, машинному обучению и зрению, искусственному интеллекту, высоконагруженным системам, дизайну и даже... любви!

Получается, конкурс на создание абсолютно любого проекта можно назвать хакатоном. Правильно это или нет — никто вам не скажет.

У мероприятия нет четких правил и определений, что подчеркивает приоритет творчества и гибкости в решении задач.

В чем можно быть точно уверенным, говоря об определении хакатона:

  1. Это соревновательное мероприятие.
  2. Оно направлено на решение определенных задач и поиск необычных идей.

Зачем организаторы их проводят

  • Поиск кадров. Хакатон — это прекрасный способ присмотреться к талантливым специалистам в деле и схантить лучших. Однако ограничение во времени (как правило, хакатон длится от 48 до 72 часов) не дает продемонстрировать навыки enterprise-разработки, востребованные на рынке труда.
  • Поиск новых решений. Иногда компании не могут справиться с локальными задачами своими силами и могут подсмотреть на хакатоне нестандартное решение, чтобы сэкономить ресурсы.
  • Реклама компании. Здесь все понятно: эксперты компании сверкнут в медийных экранах, а хакатонщики обязательно запомнят тех, кто наградил их за усердный труд.
  • Поиск или инкубация стартапов. За хакатонами следят инвесторы, готовые вложить деньги в перспективные проекты. С недавнего времени хакатоны поддерживает государство, активно популяризируя IT-отрасль.

Типичные задачи от экспертов

Задания для участников придумывают эксперты IT-компаний. Кейсы на хакатонах можно разделить на несколько типов:

  • Технологически-сложный продукт. Наиболее часто встречающаяся задача на хакатонах — разработать проект высокой сложности, так как это соответствует всем вышеописанным целям компаний.
  • Бизнес-продукт с перспективой монетизации. Вопрос монетизации довольно часто встает при защите проектов, что говорит о высоком спросе на идеи для стартапов.
  • Новаторская идея. За 2-3 дня практически невозможно сделать полноценный продукт. Организаторы это понимают и ждут, в первую очередь, что участники успешно объяснят идею и способ решения задачи. Идея всегда намного дороже реализации.
  • Забавный продукт. Чаще всего этот тип задач помогает найти новых сотрудников или обеспечивает саморекламу.

Зачем все это нужно разработчикам

Если вы только начали свой путь в IT, на хакатоне всегда есть шанс проявить себя и встретить первого работодателя. Для тех, кто уже работает в штате, это хорошая возможность прокачать навыки, особенно софт-скиллы. А также весело провести время: для меня, например, это моральная разгрузка, ментальный отдых. В процессе соревнований можно найти новых друзей, братьев по оружию, менторов.

С каждым хакатоном растет количество ваших pet-проектов — личных проектов, которые вы можете развивать вне рабочего времени и использовать в качестве фундамента для будущих стартапов. А если вы решите сменить работу, они же могут стать аргументами в вашу пользу при прохождении собеседований.

Нередко соперники генерируют гениальные идеи, некоторые из которых могут перевернуть мир. Рекомендую анализировать опыт других команд, он может пригодиться. К тому же никто не запрещает использовать чужие идеи, если они не запатентованы.

Ну и, конечно, приятный бонус — вы можете выиграть подарки. От ручек и блокнотов до крупных денежных сумм.

Какие роли должны быть у членов команды

Я перечислю их по степени важности:

Капитан. Принимает решения. Его роль растет пропорционально уменьшению срока на решение задачи и увеличению количества людей в команде. Чем больше людей, тем больше мнений — выбрать нужное становится сложнее.

Никто не должен обижаться на то, какое решение выбрал капитан. Его можно оспорить и привести аргументы, но до момента, как оно ушло в разработку.

Дизайнер. Вторая по значимости роль. Если спроектировать что-то не получится — всегда можно сделать красивую презентацию или макет идеи в графическом редакторе. Обычно это занимает намного меньше времени, чем разработка.

Разработчик. Выполняет основную работу — создает фундамент решения команды. Если хакатон проходит не в сфере IT, а например, среди историков, логично назвать его проектировщиком — он будет ответственным за проектирование исторической карты.

Исследователь. Роль специфична и не всегда уместна, но иногда играет важную роль в поиске киллер-фич.

Киллер-фича — это главная идея проекта, которая отличает его от других.

Бывают кейсы, которые не дают развернуть какие-либо киллер-фичи. Иногда приходится тратить до 80% времени на их поиск. Именно этим можно занять исследователя: найти и проверить конкурентов, изучить жюри, поискать их любимые стикеры в социальных сетях, чтобы потом внедрить на сайт вашего проекта. Я видел, как такие команды занимали призовые места, поэтому не стоит отворачиваться от этих приемов.

Генератор идей или «я здесь по приколу». Если в команду хочет попасть человек, который упрямо называет себя «генератором идей» и не хочет занимать ни одну из перечисленных ролей — не берите его. Скорее всего, он ничего не умеет и хочет попросту забрать часть выигрыша. Или это может быть ваш друг, которого вы думаете взять, чтобы было веселее.

Наша команда Depfix
Наша команда Depfix

Алгоритм победы

Выигрыш зависит от двух факторов: демонстрация киллер-фичи и слаженная работа команды.

Перед хакатоном важно:

  • Запастись нейтральной едой и водой на нужный период времени. Я не рекомендую покупать энергетики, потому что у них слишком краткосрочный эффект. Предлагаю ограничиться кофе или обычным горячим чаем.
  • Собраться вместе за час до начала хакатона. Подготовить оборудование и программное обеспечение. Наладить связь с командой, обсудить роли.

В начале хакатона

Ведущие объявляют списки задач и входные данные под их решение. Совместно с командой выберите ту задачу, которая соответствует основным навыкам как можно большего числа членов группы.

Найдите вашу киллер-фичу. Придумайте идею, которая точно не будет похожа на остальные и которую вы сможете продемонстрировать. На этот этап выделяйте время без издержек пока не созреет план по созданию решения или до определенных судьями таймингов.

Важно подробно продумать сценарий, как вы будете демонстрировать решение. Заранее узнайте, сколько времени уйдет на презентацию, чтобы оценить объем работ.

После этого капитан распределяет задачи по команде и все приступают к работе.

В середине хакатона

На этом этапе у меня всегда возникает чувство неуверенности в своих силах. Но капитан команды не может показывать неуверенность и должен делать больше остальных, в приоритете — поддерживать свою команду.

Начинается рутинная работа над проектом. Эффективность полностью зависит от слаженности команды. Начинают возникать вопросы, адресованные капитану. Он должен сделать выбор: решать их самому или делегировать. Все зависит от веса эффективности капитана и членов команды. Если команда большая и кто-то именно технически не знает решения — лучше, конечно, помочь.

Возникает первая усталость. Необходимо ее нейтрализовать: поесть и попить чай. Не забывайте подбадривать участников команды, используйте мотивационные приемы: подчеркните ценность человека в команде, личный вклад каждого, напомните, что на хакатоне вы все получаете бесценный опыт. Мотивацию возможным выигрышем следует отключить, потому что в нем нельзя быть уверенным.

На сон выделяйте от 5 до 7 часов, ни в коем случае не меньше.

Конец хакатона

Капитан и дизайнер готовятся к демонстрации проекта. Презентацию важно делать вместе, обсуждая сценарий и способы подачи. Для наглядности советую использовать как можно больше gif-изображений. Так вы сможете быстро отсеять все вопросы о том, действительно ли у вас уже есть MVP.

Во время вашего выступления жюри будет видеть не статичную картинку, а работающий продукт. Уделите особое внимание таймингу. Чтобы уложиться во время, отведенное на презентацию, замерьте речь, удалите лишнее. Я обычно ставлю на часы таймер: он срабатывает за 20 секунд до окончания моего выступления, чтобы я мог ускориться, если пойму, что задерживаюсь.

После хакатона

При описанном мной режиме хакатона и параллельно постоянной работе вы будете отходить примерно неделю. В течение дня можете почувствовать резко наступающую сонливость. В идеале сразу ложитесь спать и больше ничем не занимайтесь. Уделяйте сну от 8 до 10 часов. После тяжелой работы вы будете чувствовать слабость от усталости, поэтому не провоцируйте свой организм лишними движениями.

***

Вы можете гордиться собой, для себя вы победитель в любом случае. Вы сделали все, что возможно, а, значит, в выигрыше перед тем, кем были вчера!

99
Начать дискуссию