ДОМ.РФ
Диана Лаврикова

Скорость и отказоустойчивость: какие платформы используются в ДОМ.РФ

О том, с какими платформами и сервисами работают в Институте развития, рассказали Олег Щепалин, ИТ-директор ГК ДОМ.РФ, и Александр Егоркин, руководитель блока ИТ платформ и сервисов ДОМ.РФ. Все о функционале и продуктовых фичах — уже в лонгриде.

ДОМ.РФ — сложная экосистема с точки зрения технологий. Для каждой целевой аудитории — сотрудников Института развития и Банка ДОМ.РФ, клиентов банка, Консультационного центра и др. — мы разрабатываем собственные платформы с возможностью совершенствования архитектуры и функционала

Олег Щепалин
ИТ-директор ГК ДОМ.РФ

Что представляет из себя платформа? Это программно-аппаратный комплекс, используемый различными командами для развития их сервисов и продуктов.

По сути, такой подход позволяет двум и более продуктовым командам взаимодействовать друг с другом в рамках одной платформы и единых объектов, при этом вести разработку независимо. Платформы выполняют унифицирующую функцию и организуют коллективный доступ к системе, контролируют стабильность, отказоустойчивость системы и этапы разработки, чтобы сократить Time2Market.

Платформы делятся на:

  • продуктовые — помогают эффективно разрабатывать и выпускать продукты, в том числе цифровые. В числе продуктовых платформ — CRM-системы, продуктовые бэки, BPM-движки и т.д., на которых одновременно работают несколько бизнес-команд;
  • технологические — делают работу ИТ-команд эффективнее. С их помощью, например, можно автоматизировать тестирование приложения или опубликовать API для партнеров. Мы активно применяем платформы централизованного логирования и мониторинга, позволяющие контролировать работу приложений при переходе в продакшн и последующей их работе.

Какие платформы и платформенные сервисы мы внедряем и используем?

  • Автоматизированная банковская система (core banking system), где обрабатываются банковские операции, проводятся платежи и хранится бухгалтерская отчетность. Система ежедневно производит обновление счетов и других финансовых записей.
  • Интеграционная платформа — комплекс систем для обеспечения взаимодействий приложений и платформ. Данная платформа включает в себя систему гарантированной доставки сообщений, стриминговые сервисы и т.д. Это позволяет командам повторно использовать уже готовые сервисы, снимать нагрузку на системы и источники и соблюдать архитектурные принципы «общения» между системами.
  • CRM-система, автоматизирующая процессы взаимоотношений с клиентами — продажи для малого и среднего бизнеса, обработка обращений в Контактный центр и т.д. Система выступает единой платформой для работы с клиентом, автоматизирует документооборот, сокращает время получения заключений и согласований, а также повышает эффективность управления бизнес-процессами на каждом этапе взаимодействия между банком и клиентами.
  • DevOps-платформа инструментов CI/CD, автоматизирующая технологические процессы сборки, настройки и развёртывания ПО. Для быстрого решения задач продуктовых и сервисных команд мы готовим новые целевые кластеры Kubernetes.
  • Инструменты автоматизированного тестирования, которые сокращают время и повышают качество проверки разработок. Для внедрения технологии автотестирования мы используем тепловую карту, для непосредственной автоматизации тестирования — фреймворк на основе Selenium, а для хранения тестовых моделей — отечественную систему TestIT.
  • API manager — единый программный интерфейс публикации сервисов для внешних партнеров и внутренних потребителей. Развитие API в ДОМ.РФ продиктовано растущей потребностью в ускорении предоставления новых сервисов. При разработке сервисов у нас приветствуется подход API First Design.
  • Сервисы аутентификации — чтобы не создавать обособленные записи в каждой банковской системе или платформе для одного и того же партнёра/клиента, мы запускаем платформу DOM.Login.

Наши ИТ сервисы подходят для ИТ-команд, продуктовых команд и команд в бизнес подразделениях, которые делают продукты для заказчиков и клиентов ДОМ.РФ и помогают существенно снизить расходы на разработку

Александр Егоркин
Руководитель блока ИТ платформ и сервисов ДОМ.РФ

А конкретнее?

Подробнее о технологиях, используемых при разработке в ДОМ.РФ, мы писали в одной из предыдущих статей. Наши платформы функционируют на самых популярных и общепризнанных технологических стеках:

  • Java занимает центральное место в IT-ландшафте Банка ДОМ.РФ и группы компаний, автоматизирует ключевые направления бизнеса, в рамках которых идет непрерывное внедрение новых продуктов. Мы используем Java в таких ключевых системах, как: кредитный конвейер Банка ДОМ.РФ, автоматизированная система проектного финансирования, ДБО физических и юридических лиц, расширенное банковское сопровождение, цифровая платформа ипотечных ценных бумаг, интеграционный слой, а также API АБС.
  • Фреймворки .Net, Spring, Cucumber сокращают объём написания кода и ускоряют работу программистов.
  • Для тестирования разработок мы используем систему управления тестированием Test IT, проводим нагрузочное тестирование с использованием JMeter, организуем мониторинг через Zabbix и Prometheus c визуализацией в Grafana.
  • Kubernetes для автоматизации развёртывания, масштабирования и координации контейнизированных приложений.

Сколько нужно айтишников, чтобы поднять платформу?

У каждой платформы, используемой в ДОМ.РФ, есть свои особенности, функциональные модели и технические потребности. Обеспечением их жизнедеятельности — контролем процессов, багфиксом, обновлением системы и обеспечением отказоустойчивости — занимаются команды от 8 до 36 человек. Это системные аналитики, архитекторы, разработчики, тестировщики, DevOps-инженеры. Многие сотрудники ИТ-подразделения, живущие в различных регионах, работают удаленно.

Своё или чужое?

Для развития наших сервисов, совершенствования внутренних систем и платформ, а также для выполнения регуляторных требований, мы используем продукты наших постоянных поставщиков — российских и иностранных. Приоритет, конечно, отдается отечественным компаниям. Для разработки и стартового запуска продуктов мы можем найти компетентного поставщика/партнера в своей области, который, например, поделится с нами полезными советами или предоставит необходимые мануалы.

Свежие примеры продуктов, за которыми мы обратились к партнерам: системы хранения электронных документов, Kafka для потоковой передачи данных, BPM-системы, API для управления сервисами и реестром сервисов.

В сентябре 2021 года компания YADRO поставила ДОМ.РФ серверы VEGMAN S220. В результате внедрения мы добились увеличения мощности действующих ЦОДов на трех площадках. Приобретённые серверы позволили нам разместить больше виртуальных рабочих мест и полностью обеспечили переход Института развития на режим удалённой работы.

А что дальше?

Планы у нас серьезные! В рамках программы импортозамещения мы будем разрабатывать CDP-платформу для автоматизации клиентского сервиса, систему централизованного логирования на базе open-source решений, Kafka для обмена сообщениями, кэширующие сервисы, событийные модели, которые позволят эффективнее работать над будущими проектами и решениями.

Каждый день приводим в форму — сначала себя, потом платформу :)

0
Комментарии
Читать все 0 комментариев
null