Blackbox, или почему IT стоит дорого

Менеджмент в частных и/или крупных отечественных госкомпаниях с регулярностью задается вопросом не стоимости ИТ, а её ежегодным ростом. Будет ли достигнут предел? Или он безграничен? Подобные вопросы ставят перед собой компании, находящиеся в фазе активного расширения и трансформации. Существует ли предел достаточности ИТ-ресурсов? На все эти вопросы однозначного ответа не существует, но можно попробовать разобраться - вместе с Юлией Чувиловой, руководителем подразделения ITG в “Цифровых технологиях” - диджитал-”дочке” ДОМ.РФ.

А так ли ИТ дорого?

При покупке любого товара “дорого” может быть для нас лично, если мы ограничены в средствах. Или “дорого” может быть в сравнении с ценой соседнего магазина. Или в случае, если мы не готовы много тратить. Например, на те же ИТ, когда есть более приоритетные потребности в развитии бизнеса. Важно понимать объем возможных инвестиций в ИТ, которые компания сможет окупить, пытаясь соблюдать свои КПЭ и устанавливая планку на расходы с учетом запланированных доходов от бизнеса, но с поправкой на внешнюю экономическую ситуацию на рынке.

Конечно, можно рассуждать в ином ключе и отталкиваться от объема инвестиций для планирования N млрд рублей будущих доходов компании. Два подхода, две стороны: финансисты и бизнес. Как показывает практика, ИТ оказывается на линии столкновения интересов и получает прессинг с двух сторон сразу, ведь в своем большинстве ИТ воспринимается как ресурс/сервис, но не как партнер, способный к предложению наиболее оптимальных вариантов реализации задач/целей. При взвешенном и командном подходе со стороны бизнеса к оценке объема необходимых в ИТ инвестиций итоги финансового года могут быть очень ощутимо приятными для обеих сторон.

Как же бизнесу стать ближе к ИТ, а ИТ к бизнесу? Вроде бы, все бизнес-команды укомплектованы, производственный процесс налажен, бэклог задач в работе, но заказчики упорно продолжают генерировать новые задачи, а ресурсы команд опять смещается в сторону дефицита.

Если начинать понимать реальную цену выпускаемого компанией продукта, бизнес станет более рачительно относиться к своим задачам и более взвешенно принимать решения при их постановке в целевые КПЭ команд. Причем для этого также важно понять и ИТ-себестоимость своего продукта, не забывая про стоимость инфраструктуры, платформ и иных ИТ-сервисов. Ведь в конечном счете все эти расходы ИТ также необходимо будет окупить. В первую очередь необходимо узнать реальную стоимость выпускаемого компанией бизнес-продукта для рынка и провести анализ доли затрат ИТ в общей себестоимости бизнес-продукта.

Тренд на цифровизацию и диджитализацию с большой долей вероятности приведет к увеличению ИТ-затрат, способствуя разбалансировке объема инвестиций. Для того чтобы сохранить целевые показатели по объему вливаемого бюджета, необходимо посмотреть на часть операционных и прочих бизнес-затрат. Казалось бы: увеличиваем цифровую составляющую бизнес-продукта, но при этом операционные затраты не сокращаются аналогичными темпами. Понятно, что для получения эффекта иногда требуется время, и вот тут как раз возникает еще один вопрос: насколько точно можно определить эффект от инвестиций в диджитализацию продукта и как качественно провести его мониторинг?

Конечно, проще всего будет рассчитать эффект для нового продукта. Вопрос чаще всего встает при оценке инвестиций в уже существующий продукт. Какую долю выручки мы получаем засчет диджитализации? Стали бы мы зарабатывать столько же, если бы не инвестировали в продукт?

Совсем недавно одна из аналитических компаний большой четверки собирала информацию о доле затрат в диджитализацию у финансовых организаций - естественно, без какой-либо конкретной методики её расчёта. Итогом данного сбора стал широкомасштабный рейтинг-отчёт, в котором компании оценили себя сами. Наша компания была в ТОП-5!

Так и с долей выручки от диджитализации. Некоторые компании уже прошли этап формирования и управления юнит-экономикой и выработали для себя наиболее сбалансированный вариант, но многие еще только идут в данном направлении и без данного базового понимания стоимости принятие решения о запуске нового или закрытии существующего продукта\канала\сервиса не имеет смысла.

Итог: необходимо быть честным с самим собой. Как компания внутри себя определит методику оценки эффективности доли затрат, таким и будет эффект от диджитализации в расчетах или на деле.

А что же в соседнем магазине?

Конечно, юнит-экономика позволяет провести правильные расчеты и провести оценку некоторых финансовых показателей: маржинальность продукта, Jaws, CIR и пр. Как в итоге понять, что именно данные показатели отображают эффективность вложенных инвестиций? Задавая вопрос о множественном количестве и дороговизне айтишников в компании, стоит обращать внимание и на компании-конкуренты. Сравнивать и проводить конкурентный анализ. Может, их, наоборот, мало? И прирост закрывает минимально требуемый объем для поддержания базового качества сервиса или «гигиенический минимум»?

Международные корпорации могут сравнивать идентичные показатели по продуктам и ИТ сервисам между компаниями группы и делать вывод относительно эффективности инвестиций в ИТ в той или иной стране, регионе. Важно не зацикливаться на расчетах внутри, смотреть и сравнивать себя с мировыми трендами, не лениться заказывать аналитические отчеты, исследования своих же компаний и сравнения их с аналогичными по масштабу и сфере бизнеса.

Нет ничего лучше, чем увидеть взгляд со стороны, услышать иное альтернативное компетентное мнение, сделать собственные выводы и принять взвешенное решение.

0
1 комментарий
Ivan Nesterov

Отличная статья! Автору респект за извечную тему и подробное изложение вопроса.
Теперь всегда при баталиях в нашей организации будем руководствоваться данным методом и трезво оценивать ресурсы и принимать взвешенные решения!
Автору еще раз огромное спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда
null