Всё о мотивации сотрудников: стратегии и способы эффективной мотивации команды

«Персонал — ключевой ресурс бизнеса», — утверждает российский социолог Владимир Герчиков. Без мотивации бизнес будет стагнировать, а сотрудники не захотят выполнять задачи, которые выходят за рамки обязанностей. В статье рассказали, от чего зависит мотивация, как определить её уровень, и рассмотрели способы мотивировать команду.

Статья обновлена 28 ноября 2024 года. <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fru.freepik.com%2Ffree-photo%2Fbusiness-woman-excited-hold-hands-up-raised-arms-celebrate-victory-modern-office_8471808.htm%23fromView%3Dsearch%26amp%3Bpage%3D1%26amp%3Bposition%3D30%26amp%3Buuid%3Dd6d99d5a-3f02-4450-919f-79319f65842c&postId=1679091" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Image by freepik</a>
Статья обновлена 28 ноября 2024 года. Image by freepik

Бесплатный курс от Eduson Academy поможет подобрать мотивационные схемы и наладить эффективную работу команды.

Содержание:

Зачем нужна мотивация сотрудников

Мотивация в управлении — это основа эффективной работы команды. Она определяет уровень вовлечённости, продуктивности и удовлетворённости. Без необходимой мотивации даже самые квалифицированные сотрудники могут потерять интерес к работе, что отразится на показателях бизнеса.

Почему важна мотивация сотрудников:

  • Продуктивность. Мотивированные сотрудники работают эффективнее, быстрее справляются с задачами и стремятся к более высоким результатам. Они готовы проявлять инициативу и брать на себя ответственность.
  • Снижение текучести кадров. Сотрудники, у которых есть стимул, меньше задумываются о смене работы. Это экономит ресурсы на поиск и обучение новых специалистов.
  • Улучшение качества работы. Мотивированные сотрудники стремятся выполнять свои задачи на высоком уровне, поскольку чувствуют свою причастность к общему успеху компании.
  • Создание положительной атмосферы в коллективе. Когда сотрудники довольны своей работой, в коллективе создаётся дружелюбная и продуктивная атмосфера.
  • Достижение стратегических целей компании. Высокая вовлечённость сотрудников помогает компании быстрее адаптироваться к изменениям рынка, достигать цели и сохранять конкурентоспособность.

Являются ли деньги главной мотивацией персонала

Деньги остаются важным мотиватором, но их эффект краткосрочный — прибавка к зарплате обычно повышает энтузиазм сотрудника лишь на полгода. Поэтому не менее значима внутренняя мотивация.

Как определить уровень мотивации команды

Уровень мотивации команды можно определить по нескольким признакам. Один из важных сигналов — отток ключевых сотрудников. К ним относятся руководители отделов, менеджеры по продажам и специалисты, отвечающие за развитие бизнеса.

Второй тревожный признак, после которого можно говорить о низкой мотивации или её отсутствии, — это снижающиеся обороты и прибыль компании. Такие «красные флаги» часто становятся поводом для обсуждения реструктуризации или оптимизации бизнеса.

Однако проблемы с мотивацией можно выявить и раньше, если обратить внимание на дополнительные метрики. Например, производительность команды, качество работы, моральный дух сотрудников, анкетирования.

Виды мотивации

Мотивация в системе менеджмента подразделяется на несколько видов, каждый из которых имеет свои особенности. Условно все виды мотивации можно разделить на материальные и нематериальные.

Материальная мотивация включает все виды финансового поощрения: заработная плата, премии и бонусы, выплаты за питание, проезд, медицинское обслуживание, корпоративные программы. Материальные привилегии были и остаются одним из наиболее эффективных способов мотивации.

Рекрутинговая компания Get Experts выяснила, что большинство сотрудников различных компаний интересует «белая» заработная плата, ежегодная индексация, наличие бонусной системы и соцпакета.

Источник: <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fgetexperts.ru%2F&postId=1679091" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">https://getexperts.ru/</a>
Источник: https://getexperts.ru/

Нематериальная мотивация основана на удовлетворении внутренних потребностей человека, таких как личностный рост, самореализация и культурное развитие. Хотя такие ценности менее осязаемы, они оказываются более сильным стимулом, чем деньги. Компании, внедряющие нематериальную мотивацию, достигают большей вовлечённости и лояльности сотрудников. Возможности для развития внутри коллектива часто оказываются эффективнее, чем разовые финансовые бонусы.

В основе пирамиды Маслоу лежат базовые потребности, такие как еда и жильё. Деньги помогают их удовлетворить, но после этого их мотивационное воздействие снижается. Человек начинает стремиться к более высоким целям, таким как уважение, самореализация и развитие.

Нематериальная мотивация помогает поддерживать интерес сотрудников, стимулируя их работать над новыми задачами и развиваться. Это может включать обучение за счёт компании, дополнительные привилегии, например, отдельный кабинет, или возможности для проявления профессиональных качеств.

Эффективная система мотивации должна сочетать материальные и нематериальные двигатели. Стабильная заработная плата формирует основу, а карьерные возможности обеспечивают долгосрочную заинтересованность сотрудников.

Взято из открытых источников
Взято из открытых источников

Владимир Герчиков представил базовую модель трудовой мотивации в виде графика. Линии на графике образуют квадраты, которые могут объяснить, какую мотивацию можно применять к тому или иному сотруднику в зависимости от его трудового поведения:

  • Квадрат 1. Активное трудовое поведение и мотивация достижения. Идеальный сотрудник. Способен работать, пока не будут исчерпаны все ресурсы. Нередко сталкиваются с финансовым потолком в своей нише.
  • Квадрат 2. Активное трудовое поведение и мотивация избегания. Людей такого типа мотивирует условное наказание за неисполнение.
  • Квадрат 3. Мотивация избегания и пассивное трудовое поведение. Именно эти люди часто бывают недовольны работой и руководством, постоянно получают выговоры.
  • Квадрат 4. Мотивация достижения и пассивное трудовое поведение. Способны саботировать рабочие процессы, активно противопоставляют себя руководству.

Определить тип мотивации и трудового поведения можно с помощью теста Герчикова. Этот инструмент активно используется рекрутерами и остаётся актуальным до сих пор.

Взято из открытых источников
Взято из открытых источников

Освоить инструменты работы с персоналом и научиться правильно применять их можно на бесплатном курсе от Eduson Academy.

Внешняя и внутренняя мотивация

Внешняя мотивация зависит от факторов, которые возникают извне и направлены на стимулирование сотрудника. Это могут быть вознаграждения или санкции. Подобный мотив чаще всего ассоциируется с материальными поощрениями, но может включать и другие элементы. Например, награды от руководства, сертификаты, грамоты, оплата обучения, медицинская страховка, оплачиваемый отпуск, угроза понижения должности, отсутствие бонусов или представлений.

Внутренняя мотивация сотрудника основана на творческом развитии, ценностях и потребности в признании. Она приходит изнутри и вызывает искреннее желание выполнять работу ради удовольствия или самореализации. Интерес, чувство причастности, желание роста и удовлетворение от успеха побуждают к работе.

Для создания эффективной мотивационной системы важно использовать оба варианта. Внешняя мотивация помогает в достижении быстрых результатов, а внутренняя формирует устойчивую мотивацию вовлечённости и лояльность сотрудников.

Базовая, положительная и отрицательная мотивация

Разделение мотиваций на базовую, положительную и отрицательную помогает лучше понять, как сотрудники реагируют на различные стимулы. Каждый вид мотивации играет свою роль в управлении командой и имеет определённое влияние на производительность.

Базовая мотивация направлена на удовлетворение основных потребностей сотрудников, таких как безопасность, стабильность и комфорт. Если вернуться к пирамиде Маслоу, то это фундаментальная часть мотивационной системы. К такому виду мотивации относятся: стабильная заработная плата, хорошие условия труда, социальные гарантии. Базовая мотивация создаёт основу для удовлетворённости сотрудников. Без неё другие стимулы могут оказаться неэффективными.

Положительная мотивация способствует более качественной работе сотрудников. Она помогает добиваться позитивного отношения к работе и способствует их вовлечённости. К таким методам можно отнести признание заслуг, карьерные перспективы, обучение и развитие, а также организацию курсов, тренингов или наставничества, направленных на повышение квалификации.

Отрицательная мотивация часто применяется в кризисных ситуациях, когда требуется быстро решить задачу. Она основана на страхе человека быть уволенным или не получить премию. Однако постоянное использование такого подхода может привести к выгоранию, снижению доверия и текучести кадров.

Как повысить мотивацию сотрудников

Повышение мотивации сотрудников — задача, требующая комплексного подхода. Специалисты из Российского биотехнологического университета выяснили, какие факторы сотрудники российских компаний выделяют среди ключевых. Наибольшее значение имеют повышение профессионализма и карьерные перспективы.

Возможность карьерного роста вдохновляет сотрудников на достижение результатов. Когда работник видит, что его усилия приводят к продвижению, запускается один из мощных двигателей — потребность в самовыражении.

Обучение сотрудников — один из самых мощных мотивирующих факторов. Возможность освоить новые навыки или повысить квалификацию помогает сотрудникам почувствовать свою инновационность и перспективы в компании. Например, Google инвестирует миллионы долларов в обучение своих сотрудников, что позволяет компании сохранять топовые кадры.

Система премий за выполнение KPI или плана перевыполнения стимулирует сотрудников добиваться более высоких результатов. Финансовое вознаграждение помогает оценить усилия каждого работника и создать справедливую систему поощрения.

Стабильная и конкурентоспособная заработная плата сохраняет материальную мотивацию. Однако важно не только регулярно проводить индексные расчёты, но и учитывать рыночные условия. Сотрудники, получающие справедливую оплату труда, реже думают о смене работы.

Сильная корпоративная культура формирует чувство причастности к общему делу и общей цели. Мероприятия, тимбилдинги и поддержка внутри коллектива создают комфортные условия для работы. Корпоративная культура — основа для развития любого бизнеса. Она включает в себя ценности компании, нормы поведения, традиции, и стиль коммуникации. Например, компания «ВКонтакте» сформировала свой кодекс корпоративного поведения.

Признание заслуг — один из самых недооценённых, но действенных методов мотивации. Простая благодарность от руководителя за хорошо выполненную работу, повышение морального духа и создание ощущения оригинальности — всё это зачастую стимулирует работника гораздо лучше денежной награды.

Как оценить результат

Оценка результата мотивации — это сочетание количественных и качественных показателей. Самый очевидный результат — это процветающий бизнес и низкая текучесть кадров. Другими показателями, которые указывают на то, что с мотивацией у сотрудников всё в порядке могут быть продуктивность, увлечённость, качество работы.

Эффективная мотивация сотрудников — залог успеха компании. Правильное сочетание материальных и нематериальных стимулов помогает повысить вовлечённость, продуктивность и лояльность команды. Удовлетворение основных потребностей сотрудников, признание их достижений и создание возможностей для роста создают долгосрочную мотивацию.

Комплексный подход, включающий обучение, карьерный рост, премии и развитие корпоративной культуры, позволяет удерживать талантливых специалистов и снижать текучесть кадров.

Научиться выстраивать эффективные команды и выявлять точки роста компании можно на бесплатном курсе от Eduson Academy.

Реклама. Рекламодатель ООО «Эдюсон», ИНН 7729779476, государственная лицензия на ведение образовательной деятельности № Л035-01298-77/00374370 от 27 мая 2022 года.

реклама
разместить
1 комментарий

"Поэтому не менее значима внутренняя мотивация." - дальше не имеет смысла тратить время на чтение. Всё это уже было в СССР , только называлось "что важнее материальное или моральное стимулирование ". Грамоты , благодарности , доска почета . Итог - показуха и враньё всех всем.