Аналитик — обзор профессии: кто это такой и чем занимается, какие есть специализации, где учиться на аналитика?

Кто такой аналитик и в чем заключается его работа? Обзор профессии: виды специалистов по аналитике, что должен знать и уметь, сколько зарабатывает, какие есть плюсы и минусы, где учиться этой сфере?

Статья обновлена 29 октября 2024 года.
Статья обновлена 29 октября 2024 года.

Что будет в статье:

Аналитик — кто это такой и чем он занимается

Аналитик — это специалист, который умеет обрабатывать большие массивы данных. Представители этой профессии нужны в любой отрасли: от ИТ до общепита. Чем крупнее бизнес, тем важнее правильно вести учет ресурсов и анализировать полученную прибыль. Аналитики помогают компаниям принимать взвешенные решения и оставаться в плюсе.

Профессия аналитика связана с обработкой информации. Работа аналитика нужна любому крупному бизнесу: эти специалисты есть в ИТ, финансовой сфере, консалтинге, маркетинге, управлении и т. д.

Он собирает, систематизирует и обрабатывает данные, которые помогут продвижению конкретного продукта или организации в целом.

Например, издательство устраивает презентацию книги нового автора, но на событие зарегистрировалось очень мало участников. Задача аналитика — выявить причины, по которым мероприятие не вызвало интерес у аудитории, и предложить решение проблемы. Это может быть запуск новой рекламной кампании в соцсетях, использование email-рассылки для постоянных клиентов, привлечение к рекламе блогеров.

Какие бывают аналитики? Их разновидности

В профессии аналитика есть очень много специализаций. Расскажем об основных.

Бизнес-аналитик

Эти специалисты принимают участие в запуске продуктов, разрабатывают тактики маркетинга, которые помогут сделать его успешным. Хорошо разбираются в бизнес-показателях, в гибких методах разработки и учитывают, как влияют на реализацию проекта факторы внутренней и внешней среды.

📌Три бесплатных курса по бизнес-аналитике для старта в профессии!

Бизнес-аналитик от Нетологии

Бизнес-анализ: базовый курс для начинающих от SF Education

Аналитика данных от SkillFactory

Реклама. ООО «Нетология», ИНН 7726464125, erid: LdtCKCxkP. ООО «СФ Образование, ИНН 7841081586, erid Kra23tAt7. ООО «Скилфэктори» , ИНН 9702009530, erid: LdtCKgHnn

Аналитик данных

Работает со сложными данными, занимается их исследованием и анализом. Тесно взаимодействует с разработчиками — ему важно знать основы программирования и разбираться в БД.

Аналитик финансов

Финансовый аналитик отвечает за денежные средства организации: следит за расходами и прибылью, выбирает направления для вложений. Он должен не только ориентироваться в финансовом состоянии конкретной компании, но и понимать ситуацию в отрасли в целом, не забывать о конкурентах.

Системный аналитик

В задачи этого специалиста входит оптимизация информационных систем организации, которая позволит автоматизировать бизнес-процессы. Он собирает и анализирует требования исходных программ, ведет техническую документацию, разбирается в основных принципах защиты данных.

Веб-аналитик

Веб-аналитики обрабатывают информацию о пользователях конкретного сайта или приложения. Они подключают к ресурсу специальные программы и следят за поведением пользователей. Это помогает выяснить, какие разделы пользуются популярностью, по каким ссылкам люди переходят чаще всего, какие запросы вводят.

🔥 Получите базовые знания по веб-аналитике не бесплатном вебинаре Основы веб‑аналитики для интернет-маркетологов от Нетологии!

Реклама. ООО «Нетология», ИНН 7726464125, erid: LdtCKCxkP

Аналитик 1С

Этот специалист хорошо разбирается в функционале 1С — программе, которая помогает упорядочить управление предприятием или торговлей. Аналитик умеет интегрировать программу с внешними системами, тестирует ее новые функции. Также в его обязанности часто входит учить других пользователей работать в 1С.

Аналитик маркетплейсов

Это специалисты по онлайн-магазинам. Следят за эффективностью торговли и отдельных промоакций, разрабатывают стратегии по увеличению продаж.

SMM-аналитик

Этот аналитик обеспечивает раскрутку компании или отдельного продукта в соцсетях. Он следит за корпоративными аккаунтами, организовывает рекламные акции, анализирует обращения пользователей и коммуникацию с ними. Ему также важно отслеживать профили конкурентов, чтобы иметь полную картину о конкретном сегменте рынка.

Продуктовый аналитик

Работает над развитием конкретного продукта: оценивает его показатели, сравнивает с предложениями конкурентов, отслеживает поведение пользователей. Умеет проводить предварительное тестирование, делать прогнозы и предлагать варианты усовершенствования.

Анализ рекламы в мобильном приложении/practicum.yandex.ru
Анализ рекламы в мобильном приложении/practicum.yandex.ru

BI-аналитик

Ключевая функция этого аналитика — визуализация данных. Это довольно узкое направление, оно особенно важно при создании отчетов: тогда и коллеги, и заказчик лучше понимают результаты работы.

UX-аналитик

Главная задача этого специалиста — анализировать опыт пользователя конкретного сайта или программы. На основе этого анализа он выдвигает предложения об изменениях, которые воплощают в жизнь разработчики.

Game-аналитик

Аналитик игр после тестирования может выдвинуть гипотезу о том, насколько востребованный получился продукт, и спрогнозировать его прибыльность. Тесно взаимодействует с разработчиками и дизайнерами, чтобы конечный результат заинтересовал игроков.

Аналитик качества данных

Исследует данные, чтобы выявить ошибки, которые могут помешать конкретным операциям и тормозить бизнес-процессы компании.

Что должен знать и уметь аналитик: должностные обязанности

На первый взгляд может показаться, что аналитик занимается только анализом таблиц и показателей. Однако этот человек должен обладать широким набором качеств и навыков.

Hard skills

Перечень «жестких» навыков во многом зависит от специализации аналитика, но в любом случае ему нужно:

  • разбираться в методах статистического анализа;
  • понимать бизнес-процессы организации;
  • уметь строить модели и делать взвешенные прогнозы;
  • формулировать гипотезы и проверять их;
  • производить математические расчеты.

Плюсом станет знание СУБД и языка программирования Python.

Soft skills

Профессия аналитика требует определенного набора «мягких» навыков:

  • Аналитическое мышление. Без этого навыка карьеру аналитика не построить. Специалист должен уметь выстраивать причинно-следственные связи, быстро систематизировать информацию и обрабатывать данные.
  • Умение влиться в коллектив. Аналитик — это командный игрок, он должен уметь быстро становиться частью коллектива и находить общий язык с коллегами.
  • Развитые коммуникативные навыки. Работа аналитика связана с общением: и с клиентами, и с коллегами из других отделов. Он должен уметь доносить и воспринимать информацию, хорошо владеть и устной, и письменной речью. Кроме того, английский не ниже уровня В2 — must have для аналитика.
  • Самопрезентация. В задачи аналитика входит презентация отчетов по проектам, поэтому ему важно уметь четко и лаконично представлять результаты своей работы.
Навыки аналитика позволяют систематизировать рабочий процесс/robotrackkursk.ru
Навыки аналитика позволяют систематизировать рабочий процесс/robotrackkursk.ru

Чтобы достичь успеха в профессии аналитика, важно иметь и развивать такие черты характера:

  • Аккуратность. Аналитик имеет дело преимущественно с коммерческой информацией, поэтому важно работать с ней внимательно, не допускать утечек.
  • Внимательность к деталям. В обязанности аналитика входит обработка больших массивов данных, при этом очень важно обращать внимание даже на мелочи: именно от них может зависеть судьба проекта.
  • Настойчивость. Заказчики не всегда соглашаются с выводами аналитика — и ему важно быть терпеливым и упорным, уметь отстаивать свою точку зрения.
  • Скрупулезность. В работе аналитика лучше лишний раз перепроверить информацию, чем использовать неточные или устаревшие данные.

📌 Бесплатные курсы по аналитике данных!

Введение в аналитику от Skillbox

Неделя пробных занятий по работе с данными от Нетологии

Какую профессию выбрать в анализе данных от Яндекс Практикум

Реклама. ЧОУ ДПО «Образовательные технологии «Скилбокс (Коробка навыков)», ИНН 9704088880, erid: LdtCKQ4B1. АНО ДПО «Образовательные технологии Яндекса», ИНН 7704282033, erid: 5jtCeReNwxHpfQTDve31wmc. ООО «Нетология», ИНН 7726464125, erid: LdtCKCxkP.

Программы и сервисы

В работе аналитик обычно использует такие приложения:

  • Excel. В нем строят таблицы и диаграммы, задают формулы для простых расчетов.
  • Power Pivot. Дополнительная функция для более сложных расчетов и аналитики.
  • Power BI. Сервис для визуализации данных, работает с разными файлами и БД.
  • Google Analytics и Яндекс Метрика. Помогают отследить источник трафика и собирают данные о пользователях.
  • Amplitude. Анализирует поведение посетителей сайтов.
Результаты работы аналитика — дашборд с данными/robotrackkursk.ru
Результаты работы аналитика — дашборд с данными/robotrackkursk.ru

Как и где работает аналитик

Специфика работы аналитика требует, чтобы он постоянно взаимодействовал с командой. Большинство этих специалистов работают полный день. Впрочем, если аналитик предпочитает работу на фрилансе, он может выбрать для себя гибкий график и уделять время чему-то еще.

Формат работы зависит от компании: некоторые фирмы предпочитают собирать сотрудников в офисе, другие считают, что удаленная работа эффективнее.

Перспективы профессии и карьерный рост

В своем профессиональном развитии аналитики проходят несколько этапов.

Junior

Джунами называют специалистов на старте карьеры. У них или вообще нет опыта работы, или он пока небольшой. Они умеют решать типовые задачи и владеют набором базовых знаний. Обычно работают под руководством старших коллег.

Middle

Следующая профессиональная ступень — профессионал мидл-уровня. Эти аналитики уже могут работать самостоятельно, у них есть опыт работы от одного года до трех лет, они умеют взаимодействовать с клиентами и справляться с работой без постоянного внешнего контроля.

Senior

Высший уровень карьеры. Сеньор-аналитики умеют справляться с нестандартными запросами клиента, разрабатывать стратегии и распределять задачи между членами команды. Они занимаются менторством и обучают младших коллег.

Инструменты аналитика, карьерный путь и советы новичкам от Skypro

Сколько зарабатывают аналитики

Доход аналитика зависит от его уровня. По данным сервиса Хабр Карьера, новички без опыта работы могут рассчитывать на зарплату от 50 000 ₽. Специалисты среднего звена обычно зарабатывают около 100 000 ₽. Продвинутые аналитики, которые работают более трех лет и успешно реализовали крупные проекты, получают 250 000 ₽ и больше.

Самые высокие зарплаты у тех, кто работает с зарубежными клиентами: они могут заработать до 400 000 ₽ в месяц.

🔥Решили стать аналитиком?

Выбирайте лучший курс для себя в подборке ТОП-30 курсов по бизнес-аналитике!

Востребованность профессии

Для развития любого современного бизнеса очень важно знать и понимать целевую аудиторию. Сделать ее обобщенный портрет и поможет аналитик. Благодаря ему компании успешно продвигают свои товары и услуги, поэтому такие специалисты с каждым днем ценятся все выше. На сайте HH.ru сейчас открыто более 13 тысяч вакансий для аналитиков. В лидерах — Москва и область, Питер и Екатеринбург.

Тренды ИТ-сферы в России/journal.tinkoff.ru
Тренды ИТ-сферы в России/journal.tinkoff.ru

Плюсы и минусы профессии аналитик

Главные преимущества профессии аналитика:

  • Востребованность на рынке труда. Спрос на аналитиков растет, они нужны бизнесу, поэтому такие специалисты без труда могут найти работу.
  • Высокий уровень дохода. Аналитики получают зарплаты уровня ИТ-специалистов, при этом им не требуется в совершенстве знать программирование.
  • Легкий вход в профессию. Не нужно получать высшее образование или осваивать технические премудрости. Базовые знания можно получить за несколько месяцев.

Недостатки профессии:

  • Высокий уровень ответственности. От аналитика зависит, какой вектор работы над проектом он задаст всей команде.
  • Рутинность. В основном аналитики решают однотипные задачи, в их работе нет большого простора для творчества и самовыражения.
  • Постоянное умственное напряжение. Аналитику приходится держать в голове много фактов и быть предельно внимательным — это может привести к профессиональному выгоранию.

Где учиться, чтобы получить профессию аналитика

Есть несколько вариантов освоить профессию аналитика.

Высшие учебные заведения

Самый долгий способ для старта карьеры. Срок обучения на бакалавриате — четыре года, при этом придется не только познакомиться с важными для профессии знаниями, но и уделять внимание общим дисциплинам. В некоторых вузах существуют образовательные программы «Системный анализ» или «Бизнес-аналитика», но часто там преподают теоретики, которые не решали реальных рабочих задач. К тому же стоимость контракта на таких программах обычно достаточно высокая, а бюджета на всех желающих точно не хватит.

Если вы все же решили поступать в университет, лучше выбирайте специальность, связанную с разработкой ПО: эти знания тоже пригодятся в работе аналитика, а бюджетных мест на эти направления выделяют больше.

Курсы

Формат обучения в онлайн-школах гораздо лучше подходит для того, чтобы освоить современные высокооплачиваемые профессии. Занятия проходят онлайн и доступны в записи, группы небольшие, и преподаватели могут уделить внимание каждому ученику. На курсах вас обязательно научат справляться с задачами на практике, обратят внимание на ошибки и научат их исправлять.

Выбирайте школы с хорошей репутацией и гарантией трудоустройства. Например, компания Skypro предлагает освоить профессию аналитика с нуля за пять месяцев и дает возможность учиться в кредит. Студент может разбить оплату на части и рассчитаться тогда, когда уже устроится на работу: об этом позаботятся эксперты центра карьеры. Они помогут оформить грамотное резюме и составить портфолио.

Хотите стать аналитиком?

👇

ТОП-25 курсов веб-аналитике с нуля в нашей подборке!

Самостоятельное обучение

Получить базовые знания можно и самому, без посторонней помощи. Недостаток такого формата — не к кому обратиться за разъяснением сложных моментов или посоветоваться, как исправить допущенные ошибки.

Полезные материалы и ресурсы

Если вы решили начать изучать основы аналитики, советуем включить в свою профессиональную библиотеку такие книги:

  • Томас Дэвенпорт и Ким Джин Хо, «О чем говорят цифры. Как понимать и использовать данные». Пособие для изучения количественного и качественного анализа.
  • Уэйн Л. Винстон, «Бизнес-моделирование и анализ данных». Отличный самоучитель, который познакомит с основами анализа, теорией принятия решений и построения моделей.
  • Джоэл Грас, «Data Science. Наука о данных с нуля». Автор максимально доступно и понятно учит работать с большими данными.

Актуальные тренды, полезные гайды и подборки аналитики найдут в таких телеграм-каналах:

FAQ: популярные вопросы о профессии

  • Как понять, каким аналитиком мне стать?

Важно помнить, что выбор области аналитики зависит от ваших интересов, навыков и целей. Чтобы понять, каким аналитиком вам стать, вам может потребоваться провести самоанализ. Вот несколько шагов, которые могут помочь вам определиться:

  • Изучите различные области аналитики: узнайте о задачах, навыках и требованиях, связанных с каждой областью.
  • Определите, какие аспекты аналитики вам интересны и в чем вы можете реализовать свои сильные стороны.
  • Посмотрите интервью, почитайте рассказы профессионалов, работающим в различных областях аналитики. Узнайте о их опыте, задачах и рекомендациях.

Помните, что, имея хорошую теоретическую базу и практическую опыт, вам никогда не поздно будет сменить область профессиональной деятельности.

Заключение

Аналитики работают с большими массивами данных и помогают бизнесу развиваться. Они умеют качественно собирать, систематизировать и обрабатывать информацию.

В сфере аналитики существует очень много специализаций, эти специалисты нужны любой отрасли.

Освоить профессию аналитика можно в вузе, на онлайн-курсах или самостоятельно.

Зарплата аналитика без опыта работы стартует от 50 000 ₽, а специалисты-сеньоры, которые работают с иностранными партнерами, получают до 400 000 ₽.

Реклама: ООО «Нетология», ООО «СФ Образование, ООО «Скилфэктори», ЧОУ ДПО «Образовательные технологии «Скилбокс (Коробка навыков)», АНО ДПО «Образовательные технологии Яндекса».

реклама
разместить
Начать дискуссию