Что делать если ребенок не хочет учиться? Советы психолога, как заставить ребенка учиться

Вот в советское время все были отличниками. Современные дети совсем от рук отбились и не хотят ничему учиться. И совсем непонятно: то ли новое поколение стало глупее, то ли во всем виноваты телевизор и смартфоны, соцсети и компьютерные игры. А главное, что с этим делать? Ведь постоянные скандалы и крики вообще не помогают.

Статья обновлена 29 октября 2024 года.<a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fru.freepik.com%2Ffree-photo%2Fgroup-kids-spending-time-after-school-together_10584098.htm%23fromView%3Dsearch%26amp%3Bpage%3D1%26amp%3Bposition%3D33%26amp%3Buuid%3Dce682a8f-e9e9-481e-b95e-9c3717959415&postId=931689" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank"> Image by freepik</a>
Статья обновлена 29 октября 2024 года. Image by freepik

На бесплатном 7-дневном тренинге от Advance родители узнают, как помочь ребёнку, если он не хочет делать то, что нужно и важно. Решат проблему с мотивацией любого ребёнка и узнают, как избежать компьютерной зависимости.

Реклама. Рекламодатель ООО «Адванс», ИНН 7842181720.

Почему ребенок не хочет учиться и делать уроки

Нет, дети не стали глупее. Скорее даже наоборот, каждое последующее поколение в среднем обладает более высоким интеллектом в 21 веке. Конечно есть исключения, но они в основном связаны с клиническими проблемами задержки развития. И в этом случае работать с ребенком надо исключительно в сопровождении специалистов.

Каждое последующее поколение в среднем обладает более высоким интеллектом в 21 веке/Getty Images
Каждое последующее поколение в среднем обладает более высоким интеллектом в 21 веке/Getty Images

Для начала стоит вспомнить, что ребенок — такой же человек, как и его родители. Есть то, с чем он справляется лучше. Есть то, что у него совсем не получается. Есть вещи, которые он любит и ненавидит. И в большинстве случаев дети хотят быть «хорошими», чтобы их хвалили и любили. И готовы ради этого мучиться с нелюбимой алгеброй или сочинением по русскому языку.

Если этого не происходит, сын или дочь категорически не хотят учиться, то у этого есть веские причины. Но они «веские» для ребенка, а не для родителя. Это могут быть десятки конкретных проблем, но в целом можно выделить 5 основных категорий:

  • Демотивация

Это ситуация, когда ребенок не хочет учиться, просто потому что это не интересно или совсем неважно. Он не видит в этом смысла. Кому вообще нужна эта тригонометрия и химия! Он же станет юристом, а может спортсменом или блогером.

  • Страх

Ребенок может бояться неудачи, негативной реакции родителей, учителей, друзей. И этот страх не стоит недооценивать. Он в буквальном смысле может оказаться парализующим, когда школьник предпочитает вообще ничего не делать, лишь бы не сталкиваться с ужасающей действительностью, пусть и в виде строчки букв в прописях или формул по физике.

  • Взаимоотношения в коллективе

Окружающие дети имеют огромное влияние на психику школьников. Как учиться, если Вася с соседней парты постоянно пинает стул, а когда ты пытаешься заставить его это не делать, тебя ругает учитель? А может Маша с другими девочками тебя невзлюбили и не разговаривают с тобой? Это большая проблема, которая важнее уроков. Да и вообще заучек никто не любит, все ведь это знают.

  • Неспособность справится с нагрузкой

У ребенка школа с 8 до 16, потом 2 кружка, а учитель еще и реферат на завтра выдал. С такой нагрузкой далеко не каждый взрослый справится. А ведь еще и пообщаться с друзьями хочется, поиграть, отдохнуть. Вот школьнику и приходится расставлять приоритеты, иногда «забивая» на учебу.

  • Отсутствие позитивного подкрепления

Школьник может прикладывать сколько угодно усилий к обучению. Но если этого не замечают ни учителя, ни родители, то ему гораздо проще получить свою награду-поощрение в компьютерной игрушке, добившись очередной «ачивки», или у друзей, выпив на спор бутылку пива за гаражами.

Первое, что должен сделать родитель, остановиться, перестать злиться. Это не помогает. Вначале надо понять, в чем конкретная причина проблемы. А потом планомерно ее решать. Это долго, но это единственный путь

Частые проблемы

К сожалению, разобраться во всех возможных проблемах в рамках одной статьи просто невозможно. Слишком много есть ситуаций, когда школьник перестал учиться, ленится и совсем не старается. И каждый раз сложившийся конфликт надо решать индивидуально.

Не учит определенный предмет

Ребенок молодец, отличник, спортсмен, а вот по рисованию, например, одни тройки. Возможно, причина в том, что школьнику не нравится учитель. А может преподаватель не любит именно мальчиков по имени Вася. Или предмет слишком сложный для учащихся, по нему просто задают чересчур много заданий.

Если ребенок отличник, а рисует получает тройки, возможно, ему не нравится учитель/mavink.com
Если ребенок отличник, а рисует получает тройки, возможно, ему не нравится учитель/mavink.com

В любом случае, чтобы помочь ребенку, вначале надо узнать причины. Если проблема кроется в трудностях освоения предмета, то можно либо оставить все как есть и просто не наседать. Либо нанять репетитора, лично подсказать, как выполнить то или иное задание.

Если проблема кроется во взаимоотношениях с учителем, то придется разговаривать. Но не надо сразу жаловаться в Министерство образования. Лучше вначале переговорить с классным руководителем, конкретным учителем по поводу проблемы без ссор и угроз. В 90% случаев ситуация разрешается практически сразу.

Не хочет посещать курсы

Конечно, школа дает лишь базовое образование. И чтобы углубленно изучить предмет, который действительно пригодится ребенку в будущем, приходится посещать курсы. А школьник берет и отказывается учиться, врет и прогуливает дополнительные занятия.

Опять-таки, как и в прошлом случае, может ребенку просто не нравится конкретно этот предмет. Или он просто не понимает, зачем его заставляют учиться в школе и делать уроки, а потом еще и после этого дополнительно изучать какие-то бесполезные и странные вещи.

В обоих случаях вначале стоит донести до школьника смысл занятий, убедить в их пользе. Но если проблема кроется в подаче материала или простой нелюбви к предмету, то стоит рассмотреть другие курсы. В противном случае ребенок может подарить родителям заветный диплом, а потом поклясться, что никогда в жизни больше не будет заниматься тем, чему научился.

Быстро бросает учебу

Возможно, нагрузка для ребенка просто слишком большая и он не справляется. Сказать об этом напрямую он может просто бояться. И тогда выкраивает себе кусочки свободы доступными методами: враньем, прогулами. В такой ситуации лучше всего обсудить вместе, как организовать режим учебы и отдыха.

У мозга есть свои ограничения. Если проблема носит системный характер, стоит также обратиться к неврологу. Врач может прописать биодобавки, лекарства, которые помогут бороться с неусидчивостью. Если на то есть реальные медицинские показания

Проблемы с гаджетами

В современном мире нельзя жить без смартфона. Особенно ребенку, ведь хороший телефон — символ статуса в школьном коллективе, а достижения в играх ценятся зачастую гораздо выше успехов в учебе. Без гаджетов школьник просто станет объектом насмешек.

Хороший телефон — символ статуса в школьном коллективе/mchildren.ru
Хороший телефон — символ статуса в школьном коллективе/mchildren.ru

Проблема в том, что соцсети и онлайн-развлечения ломают биологическую систему вознаграждения. Ребенок без труда может получить море позитивных эмоций. Так зачем стараться и хорошо учиться, чтобы тебя похвалили, если достаточно сделать пару кликов или пальцем нажать на экран?

Полный запрет на игры и просмотр видео, общение в соцсетях приведет лишь к попыткам ребенка обманом получить желаемое. Так что одним из лучших решений, которое придумали на данный момент, является график. Нужно совместно со своими детьми обсудить, что они должны сделать, чтобы играть за смартфоном. И сколько времени они могут на это потратить. И родители всегда должны твердо придерживаться этой договоренности.

Возвращение к учебе после каникул или болезни

Вспомните себя после отпуска. Первая рабочая неделя после длительного отдыха превращается в ад. Организму после перерыва надо постепенно привыкать к новому режиму. И для ребенка это также актуально.

Школьная программа в норме построена с учетом того, что у детей совсем нет желания учить уроки после каникул. Нагрузки в этот период меньше. Так что задача родителей — напомнить школьникам обо всем хорошем в школе: друзьях, совместных поездках класса, булочках в столовой.

Если перерыв с учебой не был запланирован и связан, например, с болезнью, то не надо наседать на ребенка. Первые неделю-две можно дать ему послабления, чтобы дать постепенно привыкнуть и адаптироваться. Постепенно проблема решится сама собой, если не оказывать постоянного давления на отстающего школьника. Учителя в этом помогут.

Правильная позиция родителей

Самый простой способ сделать так, чтобы ребенок «хотел» учиться — взять ремень, и хорошенько разгладить мягкое место. По крайней мере так иногда кажется. Но на самом деле рукоприкладство, крики неэффективны:

  • силой заставлять ребенка делать домашнее задание придется все 9-11 лет;
  • с каждым годом придется бить все сильнее, так как ребенок привыкнет к боли;
  • став постарше, подросток может и ответить родителю или просто сбежать из дома.

А еще в попытках избежать боли дети начинают врать гораздо активнее, даже по самым пустяковым поводам. Так что это очень неэффективный способ. Гораздо лучше поступить иначе.

Внимательно выслушивая жалобы и открыто предлагая помощь ребенку в решении возникающих ситуаций, можно добиться самого важного — доверия. Так, если возникнет реальная проблема из описанных выше, будет намного проще найти ее реальную причину и быстро с ней разобраться.

Внимательно выслушивая жалобы ребенка, можно добиться самого важного — доверия/theconversation.com
Внимательно выслушивая жалобы ребенка, можно добиться самого важного — доверия/theconversation.com

Дети не обязаны быть умными, успешными. Успехи в школе далеко не всегда имеют реальное значение. Гораздо важнее, чтобы школьник не боялся учиться, умел и любил самостоятельно это делать. Тогда даже троечник с легкостью догонит отличников в более старшем возрасте. Так что родителям не стоит завышать ожидания, мечтая о гениальном чаде и его великих достижениях. Надо просто оказывать поддержку и позволить ребенку двигаться вперед.

Как повлиять на ребенка, если он не хочет учиться

Конечно, возвышенные разговоры о том, что детей надо любить прекрасны, но конкретные практические советы были бы полезнее. Так что пора к ним и перейти, чтобы применять психологию в реальной жизни. Вот несколько способов, которые помогут уговорить ребенка учиться.

Создание кумира

Дети — мартышки, которые обожают повторять все за взрослыми и любимыми героями. Поэтому личный пример поможет развивать ребенка. Например, хочется, чтобы школьник больше читал.

Для начала стоит спросить себя: «А как часто мои дети видят меня с книгой?». Если мама и папа постоянно смотрят видосики и сидят в чатах, то дети будут повторять за ними. Если они занимаются спортом, постоянно повышают квалификацию на курсах, читают, то дети повторят и это.

Мультипликационные персонажи, герои книг, сериалов — такие же кумиры. Зачастую уговорить школьника младших классов можно просто рассказав, что Леди Баг тоже ходила в художественную школу. Или что драться как Тор, бегать как Флэш можно, если пойти в эту спортивную секцию.

В более старшем возрасте приходит восхищение реальными успешными людьми, пусть даже это и татуированное нечто с пирсингом по всему телу. Используя историю успеха кумиров, гораздо проще мотивировать подростка развиваться в реальной жизни.

Цели и задачи

В бизнесе есть понятие KPI. Если кратко, это постановка конкретных целей и четких методов отслеживания результата. Богатым людям KPI помогают зарабатывать миллионы. Но эта методика применима вообще везде.

В бизнесе есть понятие KPI. Но эта методика применима везде/shutterstock.com
В бизнесе есть понятие KPI. Но эта методика применима везде/shutterstock.com

Для начала, надо решить для себя, кем должен стать ребенок, выразить конечную цель. Отсюда можно выделить конкретные задачи: насколько хорошо должен учиться ребенок, какие курсы и кружки действительно важны. Для примера, пусть целью будет превращение школьника в блогера-геймера. Для этого нужны:

  • глубокие профильные знания в IT-сфере для понимания устройства игр, чтобы добиваться результатов, как у киберспортсменов;
  • умение записывать и обрабатывать видео;
  • азы программирования для работы со специальными программами;
  • уроки риторики и актерского мастерства, чтобы не позориться на камеру.

То есть даже мечту стать геймером, можно сделать стимулом для изучения множества высокооплачиваемых профессий. Если постепенно работать над решением более мелких задач, ребенок может заинтересоваться и другими сферами деятельности. Так что не бойтесь регулярно корректировать список целей, примерно раз в 3-6 месяцев.

Поощрение и наказания

В этом вопросе важен баланс. Да, ребенок выполнил свою «работу» — он должен получить награду. Он халатно отнесся к своим обязанностям — обязано быть наказание. Но есть 3 момента, на которые стоит обратить внимание:

  • Соразмерность

Нельзя покупать ребенку за хорошую, оценку за домашнюю работу новый компьютер. Иначе он будет ожидать награду более высокого уровня за 5 в году. То же касается и наказаний: месячный запрет на прогулки за невымытую тарелку будет казаться ребенку чрезмерным. А отобранный на 15 минут телефон за полгода прогулов — вызовет лишь смех.

  • Стабильность

Дети любят, когда все предсказуемо. Так что за соответствующие поступки награда и наказания должны следовать всегда. Если были обещаны ролики за 5 в четверти, родителям надо сделать все, чтобы их дать.

Если ребенок не верит, что ему подарят эти ролики, он и не будет стараться. И точно так же, если он не знает, как его накажут, то может начать врать из страха или будет полностью игнорировать угрозы родителей.

  • Деньги в качестве поощрения

Дети с младших классов понимают ценность денег. Так что это хороший стимул. Но только при соблюдении соразмерности и стабильности. Если родители вводят денежное вознаграждение, оно должно быть достаточно высоким, но не чрезмерным, а главное — постоянным. Так что надо четко оценивать свое финансовое благополучие, иначе получится как с роликами.

Организация рабочего места и распорядок дня

Человеческий мозг умеет настраиваться благодаря внешним факторам, обстановке. Именно поэтому работать в офисе, учиться в школе проще, чем дома. Чтобы использовать эту особенность нашего организма, надо организовать ребенку отдельное учебное место:

  • Удобное. У школьника все необходимое должно помещаться и всегда быть под рукой, чтобы меньше отвлекаться от учебы.
  • Красивое. Ребенку должно быть приятно находиться за своим столом и учиться, чтобы образование максимально связывалось с позитивными эмоциями.
  • Рабочее. Это должно быть место только для учебы. Играть за тем же столом нельзя. Иначе мозг постоянно будет пытаться переключиться на более легкий и приятный, игровой режим.

Пока школьник учится, не стоит ему мешать. Громкий телевизор, постоянное мельтешение за спиной здорово отвлекают и замедляют и так тяжелый учебный процесс. Так что родителям стоит с уважением отнестись к труду своих детей.

Пока школьник учится, не стоит ему мешать/ru.pinterest.com
Пока школьник учится, не стоит ему мешать/ru.pinterest.com

Отдельно стоит учесть режим работы и отдыха. Даже взрослые должны работать максимум 40 часов в неделю. А ребенок только в школе проводит 6-8 часов. А потом еще и должен сделать всю домашнюю работу. Если он плохо справляется с нагрузками, не стоит нагружать его дополнительными курсами, домашними делами.

Приучите ребенка, что домашние задания надо делать сразу. А как только он закончит, может тратить свободное время как хочет, пусть и на эти гадкие «стрелялки». Даже если он справится со всей «домашкой» за 5 минут. Достаточный отдых для учебы не менее важен, чем активное чтение книг.

Стоит ли делать уроки с ребёнком

Это неизбежно. Вся начальная школа построена в РФ на том, что дети занимаются с родителями. Так даже в учебниках напрямую пишут. В средней и старшей школе вовлеченность взрослых уже меньше, но она все равно периодически остается.

Но важно понимать, что учеба с ребенком не означает, что мама и папа будут делать задания за него. Конечно, взрослый быстро справится с прописью. Но цель-то в том, чтобы именно первоклассник научился писать. То же касается и других предметов. Задания надо делать вместе с детьми, активно обучая их шаблонам решения, поиску информации в интернете.

В современных учебниках далеко не весь материал излагается читабельно. Так что не стесняйтесь искать видео, статьи на сайтах, где те же темы раскрыты проще для понимания ребенка. Это сохранит миллионы нервных клеток.

Ошибки родителей

Конечно, разобрать все существующие ошибки не получится. Ситуация в каждой семье уникальна. Но обратите внимание на самые грубые ошибки, которые можно совершить, чтобы не уничтожить любовь своих детей к учебе.

Школа бесполезна

Да, школьное образование дает не так много. Но говорить об этом детям нельзя. Они запомнят, а потом на все требования учиться будут недоумевать: «Зачем мне тратить время на бесполезные уроки?»

Основные задачи школы — научить базовой грамотности и шаблонам обучения, познакомить с окружающим миром. Предполагается, что реальные практические знания ребенок получит в вузе и на курсах. Но без тех основ, которые дает школа, дополнительное обучение будет совершенно неэффективно.

Школы достаточно

Впрочем, обратная тенденция считать, что посещения уроков достаточно тоже неверна. Без дополнительных усилий, тренировок и курсов даже преодолеть ЕГЭ очень сложно. А найти любимую профессию и вообще практически невозможно.

Кружки, секции и курсы не только расширяют кругозор, но и помогают ребенку социализироваться, приучают подстраиваться под правила разных коллективов, взаимодействовать с множеством разных людей. А это само по себе незаменимый навык.

Перегрузки

Ребенок — не робот. Он не может всю неделю проснуться в 6 утра, пойти на пробежку, отучиться в школе до обеда, потом до 8 вечера провести на кружках, до 11 делать домашнее задание и лечь сразу спать. Это прямой путь к нервному срыву.

Ребенок — не робот. Ему нужно отдыхать/mydomsemya.ru
Ребенок — не робот. Ему нужно отдыхать/mydomsemya.ru

Давайте ребенку достаточно времени для отдыха, прогулок и своих хобби. Не страшно, если до 11 класса он не успеет получить мастера спорта, по диплому из музыкальной и художественной школы и десяток сертификатов с курсов. Сохранив любовь к учебе и тягу к саморазвитию на протяжении жизни, он добьется большего.

Комплекс «Сына подруги»

Да, такого термина в психологии нет, а проблема есть. Сравнивая своих детей в позитивном или негативном ключе с другими, родители привязывают их самооценку к мнению со стороны. Как результат, ребенок старается уже не добиваться реальных успехов, а просто их демонстрировать.

Во взрослой жизни это перерастает в желание брать дорогие машины в кредит и больше беспокоиться о внешних атрибутах богатства, славы и успеха. Вместо того чтобы трудиться над повышением своих навыков, поиском более высокооплачиваемой работы.

Ребенок — нехороший человек

Как бы ни расстраивались родители из-за непослушания, низких оценок, нельзя опускаться до оскорбления личности ребенка, говорить ему, что он глупый, ленивый и так далее. Ругать надо, но именно за поступки.

То есть ребенок всегда хороший, красивый, умный. Но он поступил плохо. Используя эту логику, проще выйти на конструктивный диалог. Может ребенок не слушается, потому что очень устал или забыл после выполнения всех домашних заданий, а ленится из-за того, что у него болит голова и стоит сходить к врачу?

Как родителям справляться со злостью

У родителей жизнь тоже непростая: на работе проблемы, дома надо ремонт доделать, денег вечно не хватает. А еще и ребенок прогуливает, приносит двойки. Как не злиться?

Никто не запрещает испытывать злость. Но будет нелишним понять, откуда она произрастает. Та же двойка — просто оценка, которая объективно мало что значит. Но вот то, какой смысл в нее вкладывают именно родители, может быть совершенно другим. Может для конкретного взрослого двойка значит, что:

  • мой ребенок будет неудачником по жизни;
  • я — плохой родитель;
  • я устал, а тут еще одна проблема;
  • дети мне специально пытаются сделать жизнь труднее.

Чтобы справиться со злостью, надо бороться не с цифрами в дневнике, а с тем, как взрослые их понимают. Это на самом деле сложно. Так что, если не получается справиться со вспышками злости, стоит обратиться за помощью к неврологу или психологу.

В первую очередь надо успокоиться. В порыве гнева очень сложно рационально решать проблемы и слишком легко сорваться, оскорбить маленького и слабого человечка, ударить его. А ведь это обязательно оставит след на психике, иногда неизгладимый. Стоит попробовать следующую шпаргалку:

  • Остановитесь, не говорите ничего, выпейте воды или посчитайте до 10.
  • Подумайте, есть ли тут вообще проблема, почему сложилась такая ситуация, как ее можно разрешить.
  • Спокойным голосом скажите ребенку, что именно вам не нравится и почему.
  • Вместе придумайте, как решить проблему.

Преодолевая собственную злость, родители учат тому же и своих детей. А это помогает во взрослой жизни строить более здоровые и гармоничные отношения, жить счастливо и строить свою семью.

Стоит ли заставлять ребенка учиться

До школы в большинстве случаев ребенок должен только играть и не отвлекать родителей. Но вот приходит школа, и приходится сидеть на скучных уроках, не играть, не разговаривать. А потом еще и дома заниматься совершенно неинтересными занятиями.

Мотивация, подбор поощрений и помощь — эффективный подход/pinterest
Мотивация, подбор поощрений и помощь — эффективный подход/pinterest

И да, школьника надо заставлять учиться. Если ребенок бросит школу, проблемы будут не только у него по жизни, но и у родителей здесь и сейчас. Вопрос в том, какими методами будет достигнута эта задача.

Можно все вопросы решать силой. Но в таком случае родители либо столкнутся с протестом в подростковом возрасте, либо ребенок превратится в безынициативное создание, неспособное к самостоятельной жизни.

Мотивация, подбор поощрений, помощь в самостоятельном преодолении трудностей — это мягкий, но более эффективный подход. Так у ребенка формируется уверенность в своих силах, доверие к родителям. А это уже гораздо более устойчивый фундамент во взрослой жизни.

Итоги

Разговоры, проявление любви и помощь ребенку отнимают гораздо больше времени, в отличие от ремня, который поможет добиться результата здесь и сейчас. Но только они помогут вырастить самостоятельную и успешную личность, которая действительно станет поводом для гордости для своих родителей.

На бесплатном 7-дневном тренинге от Advance родители узнают, как помочь ребёнку, если он не хочет делать то, что нужно и важно. Решат проблему с мотивацией любого ребёнка и узнают, как избежать компьютерной зависимости.

Реклама. Рекламодатель ООО «Адванс», ИНН 7842181720.

2 комментария

У моего учителя Анастасии Сакаевой разработана нейроинструкция по обретению мотивации к учебе, всем родителям рекомендую этот продукт, моему ребенку и мне очень помог.

Ответить

Меня в школе компьютерные игры мотивировали изучать программирование и математику. А вот от соцсетей деградируют и дети, и взрослые.

Ответить