Как мотивировать ребенка на учебу. Советы психолога, как заинтересовать ребенка учебой

Дети могут не испытывать мотивации к учебе по разным причинам, но важно знать, что это может привести к проблемам в будущем. Родители и учителя могут помочь, понимая причину отсутствия мотивации, используя методы воздействия и создавая условия для успешного обучения. Важно помнить, что каждый ребенок уникален и требует индивидуального подхода.

Статья обновлена 29 октября 2024 года. <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fru.freepik.com%2Ffree-photo%2Fsiblings-home-with-devices_12845340.htm%23fromView%3Dimage_search_similar%26amp%3Bpage%3D1%26amp%3Bposition%3D20%26amp%3Buuid%3D05fa92ce-43c3-4a50-b56a-5b5d85f94425&postId=933296" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Image by freepik</a>
Статья обновлена 29 октября 2024 года. Image by freepik

Давайте разберемся, в чем причина снижения у детей мотивации, почему они не хотят учиться и как с этим помочь. Разберем основные ошибки родителей и выявим, какие методы наиболее эффективны.

Зачем нужна мотивация

Мотивация играет важную роль в учебном процессе детей по нескольким причинам. Во-первых, она помогает детям установить цели и стремиться к их достижению. Когда у ребенка есть четкие цели, он обычно более целеустремлен и упорен в учебе.

На бесплатном 7-дневном тренинге от Advance родители узнают, как помочь ребёнку, если он не хочет делать то, что нужно и важно. Решат проблему с мотивацией любого ребёнка и узнают, как избежать компьютерной зависимости.

Реклама. Рекламодатель ООО «Адванс», ИНН 7842181720.

Во-вторых, мотивация помогает поддерживать у детей интерес к учебе. Когда дети видят смысл и ценность учебы, они склонны больше вкладывать усилия и быть более заинтересованными в учебном процессе.

Также мотивация помогает развивать самодисциплину у детей. Когда у них есть внутренняя мотивация, они более склонны регулярно заниматься и учиться, развивая тем самым хорошие учебные привычки.

Когда дети чувствуют, что их обязывают делать что-то, что им не нравится или что им кажется бесполезным, это может вызвать у них негативные ассоциации со школой и учебой в целом.

Такой подход может привести к снижению учебной мотивации, а в худших случаях к возникновению стресса, тревоги или депрессии у ребенка.

Важно стараться помочь ребенку найти интерес и смысл в учебе, чтобы он мог самостоятельно стремиться к получению знаний и участию в учебном процессе.

Наставники и родители могут помочь, провоцируя интерес к учебе через практическое применение знаний, предоставляя дополнительные ресурсы или даже просто обсуждая, как полученные знания могут быть полезны в реальной жизни.

Виды учебной мотивации

В сфере образования мотивация играет важную роль в стимулировании учебной активности у детей. Мотивация может быть внутренней или внешней, положительной или отрицательной, и каждый из этих типов может оказать различное воздействие на учебный процесс.

Внутренняя мотивация

Внутренняя мотивация основана на личной заинтересованности ребенка в учебе. Этот вид мотивации приводит к осознанному стремлению к знаниям, пониманию и развитию. Дети, обладающие внутренней мотивацией, обычно ради удовольствия изучают новые предметы, ищут новые знания и наслаждаются процессом обучения. Подходящая обстановка и интерес к предметам приводят к успешному обучению.

Внутренняя мотивация основана на личной заинтересованности ребенка/triptonkosti.ru
Внутренняя мотивация основана на личной заинтересованности ребенка/triptonkosti.ru

Внешняя мотивация

Внешняя мотивация возникает извне и основана на внешних стимулах, таких как похвала, награды или избегание наказания. Дети, мотивированные внешними стимулами, могут стараться избегать наказания или стремиться получить награды, но это, как правило, не способствует сохранению интереса к учебе в долгосрочной перспективе. Учиться для детей становится естественным процессом и его не нужно мотивировать.

Положительная и отрицательная мотивация

Положительная мотивация возникает из стремления к достижению чего-то хорошего, такого как похвала или вознаграждение. Отрицательная мотивация, наоборот, связана с желанием избежать чего-то плохого, например, наказания или унижения.

Внутренняя мотивация, хотя и требует времени на развитие, обычно более устойчива и способствует более глубокому погружению в учебный процесс. Внешняя мотивация может стать стимулом для начала учебы, но постепенно дети могут терять интерес, если внутренний стимул не разовьется.

Переход от внешней мотивации к внутренней часто происходит через постепенное укрепление внутреннего чувства удовлетворения от достижений. Внешняя мотивация может быть полезной в начале этого процесса, но в конечном итоге целью должно быть формирование внутренней мотивации.

С другой стороны, устойчивая мотивация обычно является результатом внутренней и означает постоянный интерес к учебе, тогда как неустойчивая мотивация часто связана с внешними стимулами и может изменяться в зависимости от обстоятельств.

В целом развитие внутренней мотивации у детей считается важным, поскольку она обеспечивает более глубокое и устойчивое учебное вовлечение. Внешние стимулы могут быть полезны на начальном этапе, чтобы запустить процесс вовлеченности, но для долгосрочного успеха необходимо создание внутренней мотивации к учебе.

Как меняется мотивация от младшей к старшей школе

Вопрос о том, как меняется мотивация учеников от младшей к старшей школе, отражает различия в психологическом развитии детей на разных этапах образования. Давайте рассмотрим это по этапам: младшая школа, средняя школа и старшая школа.

Младшая школа

В начальной школе уровень учебной мотивации обычно находится на высоком уровне, так как действует эффект новизны и престиж первоклассника. В это время для ребенка очень важны поощрения и похвала, поскольку он ориентирован на мгновенные результаты, а отдаленные цели его мало мотивируют. Важно ставить перед ним небольшие, близкие цели и поощрять его за усилия.

Планируя распорядок дня ребенка, родителям стоит помнить, что дети этого возраста не способны долго сосредотачиваться. Они нуждаются в разнообразии, смене деятельности и игре.

Возможно, для выполнения домашних заданий им понадобятся перерывы. Важно, чтобы эти перерывы были активными, и ребенок не проводил их перед экранами, а занимался подвижными играми в разумных пределах.

Средняя школа

В 6-7 классе у многих школьников начинает снижаться мотивация к учебе. Школьная рутина перестает быть новой и захватывающей, и вместо нее подростки начинают активно искать общение со сверстниками. В этот период дети стремятся найти свое место в коллективе, борются за свой статус и становятся чрезвычайно чувствительными к мнению окружающих. Взрослые, такие как родители и учителя, больше не обладают автоматическим авторитетом у подростков, и им приходится заслуживать это доверие заново.

Важно создать подходящую атмосферу вокруг подростка, где образование и умение мыслить ценятся его сверстниками и важными взрослыми.

Другими словами, для того чтобы повысить мотивацию подростка к учебе, необходимо создать соответствующее образовательное окружение вне школы, такие как различные образовательные курсы и клубы по интересам.

Старшая школа

В старших классах подростки начинают активно размышлять о своем будущем профессиональном пути, и выбор будущей профессии может стать мощным стимулом для активной учебы. Обычно ученики старших классов углубленно изучают предметы, которые необходимы для поступления в высшие учебные заведения. Их оценки также важны лишь в контексте получения аттестата и достижения необходимого проходного балла. Если у подростка нет ясного плана на будущее, который бы его вдохновлял, тогда пропуски занятий и плохие оценки становятся предсказуемыми.

Психологи рекомендуют родителям обратить внимание именно на перспективы развития, чтобы мотивировать своего ребенка к учебе, не используя строгие меры.

Важно обсуждать с подростком его будущие перспективы, профессиональные планы, расспрашивать о его мечтах и фантазировать о том, каким он видит себя через 5 или 10 лет. Предложите ему написать письмо самому себе в будущее — это психологический метод, который способствует осознанию собственных желаний и мечтаний.

Почему у ребенка отсутствует мотивация к учебе

Если у ребенка нет мотивации к учебе, то это является результатом комбинации нескольких факторов. Поэтому важно внимательно выслушать ребенка, провести диалог и попытаться выявить конкретные причины его отсутствия мотивации. Только поняв причины, можно начать работать над восстановлением интереса к учебе и созданием поддерживающего учебного окружения для ребенка. Давайте рассмотрим каждый из пунктов, влияющих на интерес к учебе:

Понимание практической ценности знаний: некоторые дети могут терять мотивацию, поскольку им кажется, что учебный материал не имеет реальной значимости или применимости в их жизни. Важно помочь им увидеть связь между учебой и практическими навыками, а также продемонстрировать, как полученные знания могут быть полезны в реальной жизни.

Взаимоотношения с учителями: качество отношений ученика с учителями может серьезно влиять на его мотивацию. Поддержка и понимание со стороны учителя могут значительно повысить мотивацию ученика, в то время как отсутствие поддержки или непонимание могут угнетать его интерес к учебе.

Конфликты в классе, буллинг: негативная атмосфера в классе, конфликты или буллинг также могут повлиять на мотивацию ученика. Дети, оказавшиеся в такой среде, могут начать избегать школы и учебы из-за страха или стресса, что приводит к потере мотивации.

Чрезмерная нагрузка: слишком высокие требования, чрезмерная нагрузка учебой, недостаток поддержки со стороны родителей или учителей также могут привести к утрате интереса к учебе. Ученики могут чувствовать давление и стресс, из-за чего теряют мотивацию.

Отсутствие мотивации к учебе — результат комбинации нескольких факторов/freepik.com
Отсутствие мотивации к учебе — результат комбинации нескольких факторов/freepik.com

Разные причины могут привести к потере учебной мотивации. К примеру, у ребенка может быть трудности с адаптацией к школьной среде. Родители могут думать, что их ребенок умнее своих сверстников и психологически не готов к подчинению школьным правилам. В случае, если первоклассник испытывает трудности с адаптацией, возможно, стоит задуматься о дополнительном годе в детском саду.

Иногда непомерные амбиции родителей могут подорвать учебную мотивацию ребенка. Это может проявляться в чрезмерной критике за плохие оценки или внесении во множество дополнительных занятий без учета желаний самого ребенка. В результате ребенок может потерять эмоциональную связь с родителями и начать сомневаться в своих способностях.

Отсутствие мотивации учеников в учебном процессе может иметь различные корни. Вместо того чтобы рассеивать внимание на все возможные причины, целесообразно сфокусироваться на тех, которые могут быть разрешены путем воздействия на учебную мотивацию учащихся. Ведь именно через вдохновение и заинтересованность ребенка можно воздействовать на его отношение к учебе и достичь позитивных результатов в образовательном процессе

Отсутствие индивидуального подхода

У детей различаются способы восприятия новой информации: некоторые предпочитают визуальное восприятие, другим больше по душе обучение на слух. Это означает, что одному ученику может быть комфортнее ознакомиться с материалом, прочитав учебник, в то время как другому необходимо выслушать объяснения учителя, а затем повторить материал вслух дома. Некоторые дети имеют склонность к точным наукам, в то время как другие проявляют выраженный интерес к гуманитарным дисциплинам. Некоторым учащимся скучно из-за того, что им легко усваивается информация, в то время как другим необходимо больше времени и усилий, чтобы освоить новый материал.

Когда сложности накапливаются, учащиеся могут потерять интерес к учебе. Без мотивации педагог не сможет полностью донести знания до ученика. К сожалению, образовательная программа обычной школы учитывает в большей степени потребности среднестатистического ученика и не учитывает индивидуальные особенности восприятия информации.

Как замотивировать ребенка на учебу

Чтобы повысить мотивацию ребенка к учебе, нужно показать ему практическую пользу обучения в жизни, создать подходящую обстановку и правильно поощрять за успехи. Родители могут помочь ребенку на этом пути. Вот несколько способов, которые могут помочь приучить ребенка к учебе.

Управление расписанием

Организация расписания занятий актуальна не только для родителей младших школьников, но и для тех, у кого есть подростки, испытывающие сложности из-за неструктурированности дня. Желательно не требовать сразу после школы приступать к учебе, а также обратить внимание на возможные отвлечения в виде телевизора или шумной игры младших сестер и братьев.

Практическое применение знаний

Не каждый родитель способен объяснить применение дифференциального исчисления в повседневной жизни, однако приведение примеров более простых вещей из реальной жизни может помочь понять абстрактные учебные материалы. Это может включать наблюдение за растениями, рассмотрение карт мира или даже изучение теплопроводящих материалов.

Знакомство с учебной программой

Не обязательно знать все тонкости обучения, но быть в курсе общей картине обучения и школьных предметов поможет родителям лучше понимать проблемы и трудности своих детей. Делать уроки дети должны в удовольствие, но для этого необходим психологический комфорт.

Изучение биографий великих людей

Биографии знаменитостей и их путь к успеху могут послужить вдохновением для детей. Изучая жизненный путь ученых и предпринимателей, можно показать, что неудачи — это обычная часть пути к успеху, и что второй шанс всегда возможен.

Поощрение за маленькие победы

Важно отмечать даже малейший прогресс ребенка, чтобы привить ему интерес к учебе. Это касается не только младших детей, но и подростков, которые также нуждаются в поддержке и поощрении.

Принятие ошибок

Детям нужно понимать, что ошибки — это часть обучения и развития, и что не обязательно добиваться максимальной оценки, чтобы быть успешными. Ошибки — важная часть учебного процесса.

Личный пример

Родители могут влиять на детей своим примером, поэтому важно показывать, что образование и постоянное обучение неотъемлемая часть жизни. Они могут вызвать у ребенка интерес к самообучению. Родители могут проводить время на обучающих мероприятиях или самостоятельном изучении новых навыков, чтобы показать, что саморазвитие — это процесс, который никогда не заканчивается, и что они сами готовы расти. Также важно обсуждать с детьми свои достижения и препятствия в учебе и работе, чтобы показать, что обучение — это нормальный и важный процесс для любого человека в любом возрасте.

Родители могут влиять на детей своим примером/learningforward.org
Родители могут влиять на детей своим примером/learningforward.org

Учет склонностей

Важно уважать интересы ребенка и помогать ему в их развитии. Важно давать детям возможность выбирать свой путь и поддерживать их, даже если он не соответствует стереотипам.

Правильное окружение

Родители не могут выбирать друзей для своих детей, но они могут организовать участие детей в учебных курсах или кружках, где они смогут общаться с образованными и эрудированными людьми. Важно создать условия для того, чтобы ребенок мог общаться с профессионалами в областях, которые его интересуют. Общение с такими вдохновленными людьми стимулирует увлечение обучением как в отдельных предметах, так и в целом.

Ставьте четкие и достижимые цели

Также важно ставить ясные и достижимые цели. В современном управлении популярна методика постановки SMART-целей, которую можно успешно применить в контексте образования. Акроним SMART помогает определить необходимые характеристики цели для того, чтобы сделать путь к ней более понятным и достижимым: (Specifc, Measurable, Achievable, Relevant, Time-bound) — «Специфичная, Измеримая, Достижимая, Релевантная, Ограниченная временем». Такой подход поможет ребенку повысить желание учиться.

Ошибки родителей в мотивации детей к учебе

Родители могут допускать ошибки при выборе метода мотивации. Рассмотрим некоторые из них.

Вспоминать «сына подруги» и сравнивать

Вместо того чтобы вспоминать и сравнивать детей других, важно признать, что каждый ребенок уникален. Сравнения только вызывают страдания и не способствуют мотивации. Вместо этого, разъясните ребенку, что успех в основных школьных предметах возможен для каждого, при условии настойчивости. Не нужно объяснять неудачи отсутствием способностей, так как это может сильно подорвать мотивацию. Любовь к учебе должна развиваться естественно.

Объяснять неудачи отсутствием способностей

Стимулируйте ребенка. Убедите его, что основные школьные предметы предназначены для освоения на среднем уровне всеми учащимися при наличии достаточной выдержки. Избегайте утверждений о его неспособности писать без ошибок, даже если такие трудности возникали у его родственников. Даже если это частично соответствует действительности, подобные заявления могут сильно подорвать мотивацию.

Критиковать не поступки, а личность

Если вместо конструктивной критики ребенку наговаривают на его личность, это не будет способствовать его обучению. Неудачи не определяют человека как неудачника, всегда есть возможность исправиться и продолжать учиться. Важно помнить, что критика действий или результатов может быть мотивирующей, но критика личности только подавляет самооценку и вызывает протест.

Обещать подарки или деньги за оценки

Отметим, что мы не говорим о том, чтобы обещать купить велосипед или ноутбук за успешное завершение года. Речь о другом подходе — давать деньги ребенку за каждую пятерку. Да, вначале это может показаться эффективным подходом, но возникает вопрос — готовы ли родители выплачивать постоянно, пока идет учеба в школе? Не остается ли сумма недостаточной для подростка?

Денежные поощрения заменяют внутреннюю мотивацию на внешнюю/mom-first-time.ru
Денежные поощрения заменяют внутреннюю мотивацию на внешнюю/mom-first-time.ru

Подобные поощрения заменяют внутреннюю мотивацию на внешнюю, и школьник начинает учиться не для того, чтобы достичь успеха в жизни, а чтобы получить мгновенную награду. Таким способом настроить ребенка на продуктивную учебу не получиться.

Ограничиваться учебой в школе

Школьное образование не всегда способно обеспечить индивидуальный подход к развитию ребенка. Для раскрытия потенциала ребенка часто нужно обратиться к внешкольным занятиям и личным наставникам, которые могут предложить индивидуальную программу развития, соответствующую специфике и темпераменту каждого ребенка.

Заставлять ребенка учиться -- это не лучший подход. Нужно вместо этого постараться повысить его собственную мотивацию, помочь ему понять, что учеба — это не только тяжелая работа, но и возможность открыть для себя что-то интересное и новое.

Итоги

Мотивация ребенка к учебе играет ключевую роль в его успехе. Важно поощрять его усилия, а не только успехи, создавать положительную атмосферу вокруг учебы и ценить его интересы. Родители не должны подавлять ребенка строгими требованиями или наказаниями. Вместо этого, важно учить ребенка управлять своим временем и поощрять самостоятельность. Ошибкой также является попытка создания конкуренции с другими детьми или постоянное сравнение с более успешными сверстниками. Родители должны выражать поддержку и веру в способности ребенка, вместо фокусировки на его недостатках. Помните, что родитель — ключевое звено в жизни ребенка и его опора.

На бесплатном 7-дневном тренинге от Advance родители узнают, как помочь ребёнку, если он не хочет делать то, что нужно и важно. Решат проблему с мотивацией любого ребёнка и узнают, как избежать компьютерной зависимости.

Реклама. Рекламодатель ООО «Адванс», ИНН 7842181720.

реклама
разместить
Начать дискуссию