«Мы — живые». Ольга Дегтярёва о погружении в журналистику с социальной реальностью

«Мы — живые». Ольга Дегтярёва о погружении в журналистику с социальной реальностью

Ольга Дегтярёва — о погружении в журналистику с социальной реальностью, «Школе юного журналиста», фильме «Мы — живые», своей книге и любимых стихах из детства

— Ольга, здравствуйте! Совершенно случайно посмотрела удивительный фильм «Мы — живые» под вашей редакцией. Захотелось узнать изнанку не только фильма, но и личность журналиста, так замечательно раскрывшего суть картины. Расскажите о себе? Как вы пришли в журналистику?

— В журналистику я пришла, страшно сказать, ещё в школьной юности, когда мне было 14-15 лет. Помню, как мы изучали поэзию Серебряного века, я очень сильно вдохновилась и написала свои первые стихи. Я тогда училась в школе №2, районном поселке Сузун, Новосибирской области.

— Вы все детство провели в Новосибирской области?

— Да, я очень люблю место, в котором родилась. Однажды я узнала про Юнкоровскую страничку в районной газете. Понимала, что в ней пишут мои ровесники. И мне очень захотелось опубликовать там свои стихи. Спустя некоторое время нашла редактора газеты — Марию Петровну Дадонову. — Сейчас ей 75 лет, мы поддерживаем связь. — Она взяла мои стихи, немного отредактировала и выпустила. Моему счастью не было предела. (Смеется) И так, собственно, начался мой путь в журналистику.

— Как вы начали писать не только стихи?

— Я начала писать свои первые материалы, честно говоря, наощупь. Сначала начала ходить в Юнкоровский клуб. Нам там объясняли, как писать репортажи, чем они отличаются от заметок, что такое аналитические материалы. И как-то сразу у меня случилось погружение в журналистику с социальной реальностью. Можно сказать, меня вела путеводная звезда, красная нить. (Смеется) Какие-то там ещё существуют устойчивые выражения, обозначающие что-то очень важное, направляющее человека в профессии.

— Помните материал, который принёс вам первую популярность?

— В десятом классе, как сейчас помню, у меня был материал, который признали лучшей статьёй по итогам областного конкурса «Журналина». В нём принимали участие достаточно много юнкоров со всей Новосибирской области. Материал был про школьные дискотеки, очень критический. Я не понимала такое времяпровождение. Мне казалось, что все должны читать книжки. Вот таким я была безапелляционным юным журналистом. (Смеется)

— Уже через год я победила в специальной номинации и стала «Лучшим юнкором области». Я тогда заканчивала 11 класс. Буквально перед тем, как мы снова должны были подавать заявку на этот конкурс, газете Сузунского района исполнялось 75 лет. По этому случаю устроили большой праздник. Приезжали разные гости из Новосибирска, будущие жюри «Журналины». Один из них — начальник Отдела печати и массовой информации администрации Новосибирской области, ныне покойный, Соков Анатолий Иванович. Именно он был основателем кафедры журналистики Новосибирского государственного педагогического университета.

— Надо сказать, что тогда оценивали не только мои конкурсные материалы, но и меня, я была ведущей этого мероприятия. На вечере, конечно, присутствовала — Мария Петровна. Она посоветовала меня спеть песню Людмилы Гурченко — «Московские окна», чтобы, выражаясь современным языком, вывести меня в публичное поле.

В мае приходят результаты — победа! Отмечу, что дети, получившие титул «Лучшего юнкора области», могли поступить бесплатно и без экзаменов на кафедру журналистики.

— Не долго думая, вы подали заявление в Новосибирский государственный педагогический университет?

— На самом деле, конкурс определил мой выбор. Я очень много приложила усилий к тому, чтобы поступить в этот университет. Параллельно я основательно занималась вокалом, училась в музыкальной школе, выступала на различных мероприятиях, также принимала участие в конкурсах. Но понимала, что необходимо выбрать, либо одно, либо другое. Конечно, журналистика все-таки победила, и чему очень рада на самом деле. Я люблю свою профессию и считаю, что сделала правильный выбор.

— Как сложилась ваша карьера после университета?

— Первые профессиональные годы, как журналиста, прошли в Кемеровской области. Там я работала на радио «Апекс», ведущей прямого эфира, а также «новостником». Я очень хотела попасть на телевидение, но несмотря на то, что у меня и опыт был, и образование было соответствующее, как-то там не оказалось для меня места. Затем я отработала 4 года в корпоративной газете «Новости ЕВРАЗ», которая принадлежала крупному металлургическому холдингу.* Газету выпускали, чтобы сформировать корпоративную культуру на предприятиях этого холдинга.

ЕВРАЗ* — одна из крупнейших металлургических и горнодобывающих компаний мира с активами в России, США, Канаде, Чехии, Италии и Kазахстане.

Поисковой запрос в интернете

— Там были и шахты, были и металлургические предприятия. Посетила, а затем написала об одной из самых молодых шахт Кузбасса. «Тагарышская» была протяженностью всего 20 километров. На тот момент это месторождение еще только разрабатывалось. Я даже отслеживала вакууматор* в электросталеплавильном цехе, чтобы подробнее разобраться в теме. (Смеется) Готовила репортаж, как выплавляется сталь, а из нее — рельсы. Это, конечно, очень сильно обогащает кругозор. И делает человека другим, понимающим какие-то процессы глубже, основательнее. Меня навело это на мысль, что мы не всегда ценим такой труд. Когда ты работаешь в таких местах, и я теперь везде стараюсь это подчеркнуть, качество и количество вложенного труда непосредственно влияет — будь то хорошая продукция или какая-нибудь глубокая театральная постановка. Наблюдение за такими необычными, неформатными, скажем так, сюжетами, очень сильно обогатило и, возможно, сделало меня такой, какая я есть.

Вакуумирование стали — обработка жидкой стали вакуумом с целью улучшения её качества за счёт уменьшения в ней содержания газов (водород, кислород).

Поисковой запрос в интернете

— Как вы переехали в Новосибирск?

— Окончательно я переехала в Новосибирск в 2010 году. Сначала я работала в журнале, связанном с рынком строительной недвижимости. В нём продвигали продажи, в том числе, и зарубежной недвижимости. Затем, на протяжении, получается, 12-13 лет, работала на государственных началах, в том числе, и с депутатами Законодательного Собрания Новосибирской области. Но, с самого детства, как выиграла в первом конкурсе, мечтала, что моя жизнь будет связана с творчеством, в широком понимании смысла. (Смеется)

— Так вы решились снимать настоящие фильмы?

— Можно сказать и так. Меня всегда интересовали судьбы людей. Как они переживают те или иные события, трудные жизненные обстоятельства. Я выпустила несколько документальных фильмов о тружениках тыла, участниках Великой Отечественной войны. Один из них — «Сибиряки на линии огня».

— Например, история о Михаиле Александровиче Сафронове. Он один из старейших участников Великой Отечественной войны, член Совета мужества и отваги «ОФИЦЕРОВ РОССИИ», ветеран уголовно-исполнительной системы Новосибирской области. Ушел из мира на 102-м году жизни. К сожалению, эти фильмы стали единственной памятью об этих людях.

«Мы — живые». Ольга Дегтярёва о погружении в журналистику с социальной реальностью

— В конце прошлого года вы презентовали свою книгу «Девятая гвардейская под Москвой: События. Люди. Места»*, она тоже посвящена военным историям?

— В книге собраны личные истории героев девятой гвардейской дивизии в состав которой входили воины-сибиряки. Основная задача книги — рассказать о простых солдатах. Понятно, что знаменитых героев, все и так знают. А я хочу, чтобы знали обычных, простых людей. В ближайшее время планирую начать работу над второй книгой.

«Девятая гвардейская под Москвой: События. Люди. Места»* — книга Ольги Дегтяревой, презентация состоялась 9 декабря 2023 года. Ольга обобщает трёхлетний опыт изучения боевого пути сибирской дивизии, внесшей решающий вклад в контрнаступление под Москвой в районе населённых пунктов Ленино и Снегири в ночь с 8 на 9 декабря 1941 года. В книге опубликована и послевоенная переписка ветеранов дивизии, проживавших в Новосибирской области.

Поисковый запрос в интернете

— Как вы открыли свою «Школу юного журналиста»?

— В 2020 году в Центре дополнительного образования «Алые паруса» мне предложили открыть свою студию для детей на тему журналистики. В этот центр я водила своих детей, хорошо была знакома с дирекцией центра. Поэтому с радостью согласилась, ведь думала об этом очень давно. Мне очень хотелось пересмотреть стандарты в подаче материала, что-то новое внедрить. Потому что одно — быть самому классным профессиональным журналистом, но совсем другое — суметь передать свой опыт и представление на ту или иную тему.

«Мы — живые». Ольга Дегтярёва о погружении в журналистику с социальной реальностью

— В том числе я поняла, что, как когда-то я сама погрузилась в социальную реальность и пришла в журналистику, вот так же надо и с современными детьми находить глубокие понятия, которые, в том числе, передаются через литературные источники. Решила применить принцип Вальдорфской педагогики*. Мой Вальдорф в журналистике – это социальная реальность и максимальное в нее погружение.

Вальдорфская школа* — объединяет учителей и родителей, для которых главной ценностью является гармоничное, целостное развитие ребенка. В центре внимания здесь находятся природные способности каждого ученика, укрепление его веры в собственные силы.

Поисковой запрос в интернете

— Как возникла идея создания фильма про детей с ОВЗ?

— Обращение к теме людей с ОВЗ, слабослышащих детей возникло не сразу. На одном из мероприятий я познакомилась с Татьяной Тайлаковой*, которая помогает как раз таки семьям, воспитывающим слабослышащих детей, с социальной адаптацией. Она пишет очень много грантов, находит спонсоров для того, чтобы этим ребятишкам устраивать кулинарные мастер-классы, соревнования по картингу, вывозить их на всевозможные профильные смены, чтобы они могли максимально социализироваться. Старается оказывать адресную помощь, поддерживает родителей, наставляет, дает советы молодым мамам, которые только столкнулись с такими особенностями.

— За большой историей всегда стоит идейный вдохновитель, удивительно.

— Она это делает настолько многопланово и многослойно, что не может ни удивлять. Я решила узнать у своих детей, — знают ли они что-то об особенностях людей с ограниченными возможностями здоровья? Большинство ответили, что не знают, и самое главное — практически не сталкиваются с такими особенными ребятами, поэтому не понимают, как им можно помочь.

«Мы — живые». Ольга Дегтярёва о погружении в журналистику с социальной реальностью

Татьяна Тайлакова* — Руководитель Новосибирской региональной общественной организации поддержки детей-инвалидов с нарушением слуха «Счастье слышать!»

Поисковой запрос в интернете

— Вот тут, собственно говоря, я и поняла, что люди должны узнать про этих ребятишек и эту организацию подробнее. Что мы сделали? Сначала я дала посмотреть ребятам из своей школы фильм — «Письмо Богу». Он иностранный, но он очень хороший. Главный герой — мальчик, который болен раком. Он пишет письмо Богу, которое попадает к местному почтальону, пьющему дебоширу. Когда он увидел эти письма, он сначала не знал, куда их деть, хотел их отдать в местную церковь. Но там ему посоветовали, что раз уж они попали к вам в руки, вот думайте, как быть. Так он подружился с этой семьей, поддерживал их, увидел мир глазами особенного ребенка.

— Согласна, потрясающий фильм! История Тайлера не уникальна. Такую же судьбу переживают сотни и тысячи людей по всему земному шару. В этом фильме показывается жизнь только одного ребенка, больного раком, но потом приходит понимание, что таких детей, как Тай, очень много.

— Следующий фильм, который я показала детям из моей школы, уже был снят самой организацией — «Мир глазами особенного ребенка». По сюжету слабослышащие детки показывали, чем они занимаются, что делают. Юнкоры с удивлением обнаружили, что у них схожие интересы, — любовь к Хагги Вагги*, лепке, рисованию. (Смеется) У них есть замечательные родители, которые их поддерживают. И вот тут одна девочка так растрогалась и сказала: «А давайте подумаем, как мы можем с ними подружиться?»

Хагги Вагги* — является антагонистом хоррор-игры Poppy Playtime. Это антропоморфное существо, которое имеет синий мех, треугольную голову и огромную улыбку с несколькими рядами острых зубов. Изначально он был доброжелательным, но из-за аварии на фабрике стал охотиться на главного героя.

Поисковой запрос в интернете

— Мы решили провести акцию, которую поддержали творческие объединения нашего ЦДО «Алые Паруса». Вместе мы сделали памятные подарки своими руками, дети написали добрые пожелания на самодельных открытках. Затем мы созвонились с руководительницей центра, договорились о встрече и отвезли их с юнкорами к ребятам. Нам было очень приятно, когда мы приехали, а нас ждали с ответными подарками. Для очень многих произошел переломный момент, когда ты вроде бы сам настроился сделать доброе дело, а тебе в ответ вернулось в 2 раза больше.

— Для вас это стало доброй традицией?

— В 2022 году мы вновь объявили о проведении акции, нас уже поддержало намного больше людей из других творческих объединений. В этот раз мы решили снять небольшой фильм, в том числе и с интервью Татьяны, которая как раз рассказала, почему она этим занимается. У нее родилась слабослышащая дочь, и она сумела пройти все стадии, когда и самой нужно принять, и самой нужно себя взять в руки, и бороться за средства реабилитации, за социализацию. Человек нашел в себе силы не замкнуться только в своей ситуации, а помогать очень многим. И дети понимали, что это тот вдохновляющий пример, когда не смотря на все сложности, можно оказаться спасительным маяком.

— Позже мне пришла в голову идея провести первый «Фестиваль особого детства» в Заельцовском районе Новосибирска, который состоялся 13 января 2024 года в Доме культуры «Прогресс». Мы составили насыщенную программу. На фестивале дети центра проводили творческие мастер-классы для детей с ОВЗ, все вместе играли, танцевали, пели. Конечно, мы не оставили без внимания организации, депутатов, которые поддержали нас. На мероприятии решили показать фильм «Мы живые».

— Название фильма выбрано неслучайно?

Я хотела донести такую мысль, что все эти дети — живые, такие, как и мы. Нам с вами, обычным людям, кажется, что у этих людей — нет жизни, социальной активности, они вынуждены во многом себя ограничивать, у них много всевозможных проблем. Например, как один из героев фильма, — Дима. Он не может выйти из дома, маме тяжело его транспортировать, он, уже второй год, сидит дома практически. Мы очень подружились, я успела свозить его на хоккей в новую ледовую арену «Сибирь-Арена», которым он, кстати, интересуется. Болеет за «Сибирь»*. (Смеется)

«Мы — живые». Ольга Дегтярёва о погружении в журналистику с социальной реальностью

«Сибирь»* — российский хоккейный клуб из Новосибирска, выступающий в Континентальной хоккейной лиге. Многократный призёр чемпионатов России. В 1962 году в результате объединения новосибирских команд «Динамо» и «Химик» появилась команда «Сибирь».

Поисковой запрос в интернете

— На фото он совершенно счастливый с мерчем хоккейной команды, который ему подарили неравнодушные болельщики. Дима очень обрадовался игрушке — снеговику, а главное, — понял, что его принимают, признают. Это, конечно, очень ценно. Я заранее договорилась, чтобы команда оставила свой автограф на фотографии Димы с мамой. Ребенок был в восторге! (Смеется)

— Я считаю, добро к добру притягивается!

— Сама стараюсь помогать, написала обращения во все инстанции, с просьбой решить их жилищный вопрос, чтобы как-то дело сдвинулось с места. Остаюсь на связи и с остальными героями фильмов. Очень хочу, чтобы каждый из них был счастлив по-своему.

— Это не такое кино, которое с радостью все побегут смотреть, кто-то даже и пройдет мимо. И это, конечно, немного обидно, всегда хочется чуда. Когда слышишь такие истории, о которых они рассказывают, надеешься, что все сразу возьмут, поймут, осознают, и начнут как-то влиять на ситуацию.

— Я могу назвать интервью «Мы живые»?

Да, потому что эти слова — больше, чем название фильма. Это — фундамент и основа моей личной философии, как журналиста, педагога, человека: если у тебя не будет болеть, ты не сможешь создать что-то по-настоящему важное. Только через боль, через сопереживание, через трансформацию себя, ты выразишься сам в своём творчестве и сможешь убедить других. По-настоящему честные истории не бывают легкими и быстрыми.

«Мы — живые». Ольга Дегтярёва о погружении в журналистику с социальной реальностью

— Ольга, спасибо вам большое за это интервью. Мне очень хочется, чтобы люди не оставались в стороне. Я поняла, что только через такие личные, очень настоящие истории, можно окунуться в этот мир.

— Спасибо вам еще раз огромное за проявленный интерес, это просто бесценно. Самое главное — что люди увидят моих героев, вот это самое-самое-самое!

Фото из личного архива Ольги Дегтярёвой.

Подписывайтесь:

— Центр дополнительного образования «Алые паруса»;

— «Школа юного журналиста» в Новосибирске;

— Телеграм-канал «Добрейшей души человек».

33
2 комментария

Спасибо Вам, что освещаете свою деятельность и пишите об этом,люди должны знать героев в лицо

1

Очень приятно, спасибо большое!