Чем онлайн курсы отличаются от высшего образования

Обсудили карьерное развитие специалистов, подготовку к лекциям, и чем онлайн курсы отличаются от высшего образования.

Чем онлайн курсы отличаются от высшего образования
Андрей Буранов

Автор и руководитель курсов Administrator Linux в OTUS

Расскажите сначала немного о себе. Чем занимаетесь? Как вы решили связать свою жизнь с Linux?

Буранов Андрей Алексеевич. Если говорить совсем издалека и идейно, то после окончания Самарского технического университета в 2005 году я работал в компании «Пятерочка». Моей задачей была установка операционной системы, необходимого программного обеспечения для того, чтобы сеть магазинов успешно работала и продавала товар. После этого устроился в «Альфа-банк», где я делал примерно тоже самое только в рамках точек потребительского кредитования. И вот после этого я решил изменить свое направление деятельности. Я, не поверите, стал начальником ЖКО.

Чего-чего?

Начальником ЖКО, Жилищно-коммунального отдела. Проработал я там, не сказать что долго, где-то полгода. Потом я был начальником информ-аналитического отдела в жилищной кадастроваой палате. Хоть это инфо отдел, к компьютерам он имел весьма посредственное отношение. А после этого я порядка года не работал. Устал? Да, не то что устал. Я оттуда ушел. С тех пор у меня прививка от госучреждений. Думал, что работу найду достаточно быстро, оказалось, что не так и быстро, как хотелось бы. Я попробовал освоить какой-то ручной труд, за что, собственно, я идейно благодарен: я штукатур, я сантехник, я плотник, я сварщик третьего разряда – многосторонняя личность. Спустя некоторое время я понял, что, как ни странно, я о себе этого не знал, без напряга мозга мне плохо.

Я понял, что надо что-то делать мозгами. И решил вспомнить высшую математику, которую никогда не любил. Начал читать, а потом где-то через недельку задумался. Наверное, когда ты действительно обалденный математик, у тебя всё хорошо, но в ближайшие разумные сроки шикарным математиком, которого возьмут в РАН, я не стану. И я решил напрячь мозг чем-то другим. И вспомнил, что с первого-второго курса института, я мечтал узнать и освоить операционную систему Linux.

В общем, теперь я системный администратор в компании ВК в департаменте VKPlay.

С Linux все понятно, интересный путь! А как решили стать преподавателем?

Такая любопытная ситуация была. В одной из компаний в начале моей карьеры была девушка системный администратор, действительно, очень знающая, классная, сертифицированная, прекрасный специалист. Но она очень плохо доносила информацию даже до коллег. Однажды я узнал, что ее попросили прочитать курс лекций по Linux для новичков. И тут я понял, что я точно сделаю это не хуже. Дайте я попробую. С тех пор и пробую.

И ваша коллега не расстроилась, что вы ее заменили?

Нисколько, для нее это было как страшный сон. Вот как я не люблю штукатурить. Если кто-то возьмет штукатурку, то прекрасно.

Цель у меня, на самом деле, эгоистичная. Я не скрываю от студентов, я читаю лекции, чтобы был хорошо мне. Если ты что-то сможешь объяснить другим, то ты это точно поймёшь классно. Так что, читая лекции, я просто изучаю собственный материал. Вот и всё.

Если сравнивать классическое образование и обучение на платформах, в чем видите разницу? Какие есть преимущества у двух этих форм?

Уважительно отношусь к платформам, но разница классического образования и онлайн современного образования, по моим ощущениям, колоссальная. Просто нужно понимать, куда вы идете и что в итоге хотите получить. Платформы – это как ПТУ, можно получить профессию, конкретные знания, но нужно быть готовым регулярно переучиваться. В университете наоборот, дают абсолютную базу, низкоуровневую, которая как таковая тебе денег не принесет. Но зная ее, осваивать новые вещи, которые приносят деньги в рамках языков программирования, администрирования, настройки систем, несравнимо проще. Да, нужно потратить много времени на изучение какой-то штуки, которая в чистом виде вообще никогда не понадобится, но потом, когда понимаешь, почему эта система спроектирована так, и почему вот это программное обеспечение разработано вопреки классическому подходу, ты понимаешь, почему все так, как есть. Когда ты общаешься с человеком, который не знает базу, ему, на мой взгляд, это всё гораздо сложнее осознать, потому что ему надо просто запоминать. А ты это можешь вывести. Я за классическое образование, но, извините, оно не быстрое. Оно не год, не два.

Расскажите, пожалуйста, как вы готовитесь к занятиям? С чего начинается подготовка?

Хороший вопрос, потому что вообще тоже эта тема достаточно серьезно трансформировалась и трансформируется. Когда я только начинал читать лекции, минимум готовился месяц.

К одной?

Я читал курс, поэтому можно сказать, что к одной длинной. То есть я в течение месяца примерно писал себе тезисный план, я понимал, о чем будет речь. Здесь большое спасибо моей жене, потому что она очень хороший лектор и давала мне ценные и дельные советы именно по подготовке.

Готовлюсь к лекциям я достаточно долго, но чем дальше, тем это становится проще. Количество переходит в качество. Изначально у меня была задача выстроить максимально подробный план. Кстати, вот такой план я всегда прошу у преподавателей, которые на моих курсах хотят вести лекции. По сути, вся лекция должна быть прописана.

Есть ли у вас лайфхаки при подготовке к лекциям?

Да, один от моей жены: иметь в запасе тему, которая, так или иначе, имеет отношение к основной, но на которую ты можешь говорить просто бесконечно. Если вдруг такая ситуация, у тебя полтора часа, а ты за полчаса все прочитал. Ну вот так случилось. Как быть? Студенты на бюджете, конечно, обрадуются, убегут, а люди, которые проплатили полтора часа, скажут, это что и всё?

Как вы считаете, какие условия должны быть соблюдены для того, чтобы занятие прошло успешно?

Занятие, на мой взгляд, пройдет успешно, когда студенту будет комфортно. Я не разделяю в рамках коммерческого образования подход «студент должен учиться сам». Нет, ребята, если он учится сам, он сюда не придет. Самому можно научиться бесплатно. Сейчас информации масса любой, в любом объеме, любой глубины. Если он пришел сюда, это значит, что самостоятельно учиться не хочет. Поэтому нужно сделать так, чтобы человеку было интересно и комфортно слушать лекции. Чтобы у преподавателя была нормальная речь, чтобы был нормальный план занятия, чтобы вы спрашивали понятно ли что-то студентам или непонятно, чтобы вы отвечали на их вопросы.

Скажите, пожалуйста, как вы работаете с обратной связью студентов?

Хороший вопрос. Обратной связи, с одной стороны, много, а с другой стороны, не всю обратную связь можно обработать в разумный срок. Если мы говорим о лекционных материалах и о подаче материала, то, конечно, я реагирую мгновенно. В любом случае, я веду старт потока и стараюсь брать блок первых лекций для того, чтобы себя же догнать. Я людям говорю, что мы начнем, скорее всего, с более длительных занятий, вероятно, буду задерживать первые 2-3 занятия до 2 часов. Если вы не против, дальше мы уже с вами будем спокойно укладываться. Соответственно, если я вижу, что что-то пошло не так на предыдущей лекции, я это учитываю в следующей. Это если мы говорим о том, что зависит от меня. Взял и сделал.

Что посоветуете начинающим преподавателям?

Объяснять, объяснять, объяснять. Чем лучше ты сам знаешь материал, тем проще и понятнее ты его объяснишь студентам, тем спокойнее относишься к студентам. Я не считаю, что есть какие-то плохие или глупые вопросы. Как это можно, глупые вопросы! Я всегда говорю, глупых вопросов нет. Можно и нужно задавать вопросы! Любые! Абсолютно любые!

Наверное, общая концепция, любить своё дело и уважительно относиться к любому студенту. Вот абсолютно к любому. Они пришли получать знания. Общайтесь со студентами так, как с самим собой. Мне кажется, всё тогда получится.

Как вы считаете, какими качествами должен обладать человек, чтобы быть востребованным администратором Linux?

Во-первых, глубина знания должна быть достаточно хорошая. Чем глубже вы знаете предмет, тем вы более востребованы.

Я сам всегда задавал вопрос, что там внутри? Мне постоянно практически со всех сторон говорили, а зачем тебе это знать? Ты же с этим работать не будешь. Не буду, но мне интересно, как это работает. И вот если вам это интересно, и если вы готовы ковыряться в этом, то вы станете успешным специалистом. Мне кажется, это формула, по сути, для всех отраслей верна. Я очень часто вспоминаю закон Парето: 80% результатов вы получаете при 20% усилий. Это правда. Но самая сложная часть следующая. Да, остальные 20%.

И вот если человек готов ковыряться в новых вещах и узнавать одну-две вещи в течение года, и ему это будет доставлять удовольствие, да, это классно, это профессия его. Если удовольствие не получил, всё, завязывай друг, ищи что-то другое.

22
Начать дискуссию