Молот и кремний: Советская диаспора в США
Книга «Молот и кремний: советская диаспора в инновационной экономике США» рассказывает об истории определенной группы эмигрантов, которые были частью глобального потока талантов, направленного в Соединенные Штаты в конце XX и начале XXI века, особенно после реформы иммиграционной политики в США. Этот кадровыи резерв способствовал экономическому росту США и мировому лидерству в области высоких технологии. В этои книге представлены иммигранты из бывшего Советского Союза, которые рассказывают свои истории о своеи, как правило, непризнаннои роли в эту эпоху технологического лидерства США.
О названии
В названии этои книги объединены два самых мощных символа XX века, один из которых ассоциируется с Советским Союзом, а другои — с Соединенными Штатами. Серп и молот хорошо известен как символ СССР, а кремниевыи чип широко используется как символ высокотехнологичнои промышленности в США. Полное название книги указывает на эмиграцию и утечку мозгов до и особенно во время распада Советского Союза и ее влияние на науку и технологии США. Этот процесс иллюстрируется в интервью с замечательнои и талантливои группои людеи, приехавших в Соединенные Штаты и ставших в итоге значительным вкладом в американскии технологическии сектор.
Советскии молот промышленности и серп сельского хозяиства были символическим представлением насильственных преобразовании, превративших Россиискую империю цареи XIX века в мировую державу. Этот символ должен был представлять рабоче-крестьянскии альянс социальных сил в идеализированном изображении Советского Союза. Как таковои, этот символ представлял командную или централизованную плановую экономику советского государства и был повсеместно распространен на флаге страны, документах, униформах и правительственных зданиях.
В мире после Второи мировои воины Советскии Союз стал превращаться в технологического соперника Соединенных Штатов, особенно после запуска космического спутника «Спутник-1» в 1957 году. Это был соперник с огромным человеческим капиталом в области науки, инженерии и математики, которыи был институционализирован в сети финансируемых государством университетов, научно-исследовательских институтов, лаборатории специализированных предприятии.
Главным ответом США на эту технологическую угрозу стал кремниевыи чип, который стал строительным блоком трансформационнои технологическои эры. В 1950-х годах долина Санта-Клара на полуострове Сан-Франциско стала местом рождения кремниевого чипа, или интегральнои схемы на основе кремния, и родинои первого в мире производителя кремниевых чипов, компании Fairchild Semiconductor.
Запуск советского спутника послужил началом «Спутниковому кризису» и толчком к созданию в 1958 году Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА), а также за увеличение государственных расходов на ускорение развития технологии, зависящих от полупроводников.
В результате в раионе залива Сан-Франциско появилось множество компании, производящих кремниевые чипы или полупроводники, что привело к появлению широко известного названия «Силиконовая долина» для большеи части полуострова Сан- Франциско.
«Темпы были настолько бешеными, что даже закаленным ветеранам полупроводниковых войн трудно осознать, что история Bay Area охватывает эпоху всего в 15 лет. А с момента изобретения транзистора, благодаря которому все это стало возможным, прошло всего 23 года. Ведь на самом деле история началась в канун Рождества, 23 декабря 1947 года. Именно в этот день в Bell Telephone Laboratories в Мюррей-Хилл, штат Нью-Джерси, трое выдающихся ученых, доктор Джон Бардин, доктор Уолтер Браттейн и доктор Уильям Шокли, продемонстрировали первый успешный транзистор. Он был изготовлен из германия и представлял собой устройство с точечным контактом, напоминающее кристаллический детектор с кошачьими усами. Все трое изобретателей получили Нобелевскую премию за свои разработки, но только один из них, доктор Шекли, был полон решимости использовать транзистор в коммерческих целях. Именно с ним связано генезис истории силикона в Сан-Франциско. Однако лишь по причуде судьбы, в сочетании с недостаточной прозорливостью руководства, Бостону не удалось стать крупным центром полупроводниковой промышленности, каким сегодня является Сан-Франциско. Когда в 1954 году доктор Шокли покинул Bell Labs, он отправился в Новую Англию, чтобы стать консультантом компании Raytheon Co. с целью создания там полупроводниковой фирмы под ее эгидой.» - Дональд С. Хофлер, американский журналист.
Разработанные там технологии проложили путь к быстрому развитию микропроцессоров, которые легли в основу компьютерного оборудования, программного обеспечения, коммуникации и социальных сетеи, а также к гораздо более широкому расцвету американских инновации в области биотехнологии, медицинских инструментов, робототехники и искусственного интеллекта. Этот технологическии взрыв позволил Соединенным Штатам обогнать Советскии Союз и во многом способствовал его экономическому краху.
Приток талантов из СССР
В начале XX века советскому правительству удалось в кратчайшие сроки поднять практически неграмотное население до уровня почти полной грамотности. Система образования была разработана для удовлетворения потребностей форсированного продвижения к индустриализации, которая в значительной степени зависела от развития человеческого капитала в области инженерии, естественных наук и математики. Не менее важными были требования военного производства и, позднее, советской космической программы, которые также требовали науки и инженерии мирового уровня.
● Игорь Разбов был одним из немногих интервьюируемых, пришедших в ходе первой волны и имевших опыт работы в техническом бизнесе, основатель и генеральный директор компании Scoros International. Он вырос в Санкт-Петербурге и окончил Санкт-Петербургский государственный университет со степенью кандидата математических наук. Он рассказал:
"Мое образование — математическое, но я не хотел больше заниматься наукой. Мне хотелось заниматься чем-то более практичным. Мне показалось, что наиболее подходящей областью для меня будет CAD-CAM, автоматизированное проектирование и автоматизированное производство. Несколько лет я занимался разработкой программного обеспечения. Вскоре после этого я приехал в Бостон и около трех лет работал в AT&T. Затем я вернулся к компьютерному дизайну и производству компьютеров, а в 1991 году открыл свой собственный бизнес в области мультимедиа под названием Animation Magic".
Animation Magic была российско-американской студией разработчиков, изначально учрежденной в Гейтерсберге. В 1992 году была создана её дочерняя студия «АМИ» в Санкт-Петербурге, Россия. Однако студия была закрыта в 2001 году. Animation Magic начала свою деятельность как американская компания, но в какой-то момент привлекла российских аниматоров и основала в Санкт-Петербурге филиал. Среди игр, разрабатываемых компанией, были Warcraft Adventures: Lord of the Clans и Zelda: The Wand of Gamelon.
Когда я начал заниматься этим бизнесом, открылась Россия, и мой партнер, который тоже был из Массачусетса, но родом из Калифорнии, предложил, чтобы мы наняли аниматоров из России, потому что это сделает нас более конкурентоспособными на рынке. У нас будет лучшая анимация и, следовательно, больший успех, поэтому я поехал в Россию, и в 1992 году мы открыли там бизнес. Позже Animation Magic была приобретена Capital Multimedia, публичной компанией из Bethesda. Я стал вице-президентом по исследованиям и разработкам, а затем генеральным директором этой компании с 1994 по 1997 год.
● Леонид Райз, соучредитель компании Rize, жил в Москве и Санкт-Петербурге и провел одиннадцать лет на Дальнем Востоке под Владивостоком. Посещая вечернюю школу в Ленинградском государственном университете, он перевелся на дневное отделение, специализируясь на математике с упором на прикладную математику, и окончил его первым в классе. Однако он столкнулся с препятствиями: «Я не мог найти работу. Я закончил университет с отличием, но по разным причинам не мог найти работу в СССР».
Затем он присоединился к PTC (Parametric Technology Corporation), очень успешной компании из Массачусетса, которую основали русский иммигрант Сэм Гайсберг и американский соучредитель:
"Я присоединился к группе еще до того, как она стала PTC, до того, как она получила финансирование. Так что это был мой первый опыт работы в очень раннем стартапе. Я был сотрудником номер 5, еще до того, как на борту появился будущий генеральный директор, и до того, как венчурный капиталист вложил деньги в компанию. Именно тогда я начал. И это было весело и интересно. Но к середине 1990-х годов PTC стала слишком большой для меня, компания переросла меня, и в 1997 году я решил уйти. К тому времени у меня уже было представление о том, чем я хочу заниматься, — разработать продукт с автоматизированным проектированием для очень мало обслуживаемого сегмента рынка — архитекторов, инженеров-строителей. Поэтому я покинул PTC с идеей сделать что-то на этом рынке с не обязательно тем же набором инструментов, но с той же идеей автоматизации проектирования для профессионалов строительной отрасли. В октябре 1997 года я основал компанию, которая в то время называлась Charles River Software, а через пару месяцев к ней присоединился бывший коллега из PTC Ирвин Юнгрейс, доктор математических наук из Гарварда, очень умный человек. В итоге в 2000 году мы продали компанию компании Autodesk".
Сообщается, что Autodesk заплатила 133 миллиона долларов за компанию, которая была переименована в Revit. Райз продолжил:
"Если вы проезжаете мимо здания Autodesk на шоссе 128, это мое детище. Компания Autodesk чрезвычайно успешна, и, насколько я понимаю, сейчас они продают наш продукт на 700 миллионов долларов в год. Я проработал в Autodesk еще два года, чтобы убедиться, что они не уничтожат мое детище.
● Сергей Белоусов, основатель и генеральный директор компании Acronis (разработка систем для резервного копирования и восстановления данных, их хранения и защиты), родом из Санкт-Петербурга, — успешный серийный предприниматель, работавший в самых разных отраслях, поэтому его карьера не поддается простой классификации. Окончил Московский физико-технический институт, где с отличием получил степень магистра по физике и электротехнике и степень кандидата наук по информатике. Белоусов был очень успешным предпринимателем не только в США, но и в Сингапуре и России. Он до сих пор участвует в нескольких компаниях, как в качестве операционного руководителя, так и в качестве партнера инвестиционных фондов, финансирующих многочисленные стартапы и развивающиеся компании. С 1995 по 2003 год Белоусов был генеральным директором основанной им в России компании Rolsen, выпускавшей телевизоры и DVD-плееры под собственным брендом и сотрудничавшей с корейской LG Electronics.
К 1999 году компания Rolsen стала крупнейшим производителем бытовой электроники в России, а к 2015 году ее годовая выручка составила около 500 миллионов долларов, и в компании работали тысячи человек. В 1996 году Белоусов основал в Сингапуре компанию Solomon Software, которая занималась распространением американских систем планирования ресурсов предприятия среднего уровня в Юго-Восточной Азии. Через три года компания была продана Great Plains, которая, в свою очередь, была приобретена Microsoft примерно за 1,1 миллиарда долларов. Затем в 2000 году Белоусов основал в Сингапуре компанию SWsoft или которая позднее, в 2007 году, изменила свое название на Parallels., которая занималась визуализацией рабочего стола для Mac и автоматизацией для поставщиков облачных услуг.
● Татьяна Квитка, генеральный директор Design by Light, приехала из Москвы в возрасте двадцати пяти лет в рамках своей деловой карьеры:
«Я была первой из моей семьи, кто переехал из России сюда, и я никогда не иммигрировала. В основном я приехала на работу. В конце 80-х, фактически в 1989 году, я работала в первом технологическом стартапе в Советском Союзе. Он назывался ParaGraph International, и компания занималась разработкой технологии распознавания рукописного текста»
Квитка приехала в США, потому что компания ParaGraph подписала контракт с Apple Computer на локализацию программного обеспечения для российского рынка и разработку технологии распознавания рукописного текста, которая впоследствии была использована Apple в их первом персональном цифровом помощнике (КПК) Newton. ParaGraph подписала контракт с Apple, а в это время в России происходил военный переворот, направленный против Горбачева. В какой-то момент Apple сказала: «Мы не хотим, чтобы наш ключевой проект зависел от вашей политической ситуации», и попросила перевести основную группу людей в Калифорнию. Так Степан Пачиков, основатель ParaGraph, решил открыть офисную штаб-квартиру в Кремниевой долине.
Вклад интервьюируемых в развитие индустрии варьируется от профессиональных должностеи в таких знаковых компаниях, как Google, Facebook, Apple и Microsoft, до основания таких лидеров индустрии, как IPG Photonics и PTC, до создания многочисленных стартапов и проведения новаторских исследовании в области продуктов будущего. Благодаря сильным образовательным базам в области математики и фундаментальных наук, большинство из них сосредоточены в сфере биотехнологии, фармацевтики и медицинских товаров, а также в области программного обеспечения, ИТ, коммуникации и Интернета.
Большинство людей, с которыми проводились интервью для этой книги, приехали в Соединенные Штаты со способностями, приобретенными в советской системе образования. Многие из них сразу или вскоре после некоторой акклиматизации внесли свой вклад в технологический сектор США. Их образование в сочетании с умом и целеустремленностью подготовили их к участию в технологической революции, которая произошла в США в конце двадцатого — начале двадцать первого века.
Книга «Молот и кремний: советская диаспора в инновационной экономике США» представляет собой неоценимый вклад в понимание роли эмигрантов из бывшего Советского Союза в формировании современного технологического ландшафта в США. Книга является обязательным чтением для всех, кто интересуется историей миграции, инновациями и влиянием диаспоры на развитие экономики.
Присоединяйтесь к нашему сообществу, чтобы всегда было что почитать!