Индивидуально-ориентированная коррекционно-развивающая программа «Снижения уровня тревожности, повышения самооценки»

Индивидуально-ориентированная  коррекционно-развивающая программа «Снижения уровня тревожности, повышения самооценки»

Мы сталкиваемся с детства с тем, что страх и тревожность являются наиболее опасными из всех эмоций. Обширные области исследования, посвящённые страху и тревожности, создают прекрасные основания для дальнейшего понимания этих важных эмоций. Литературы по данной проблеме разработано немного, но она свидетельствует о том, что изучение страхов и тревожности весьма актуальна.

Актуальность проблемы определяется еще и тем, что с возрастом у детей меняются мотивы поведения, отношение к окружающему миру, взрослым, сверстникам. И от того, смогут ли взрослые уловить эти перемены, понять изменения, происходящие с ребенком, и в соответствии с этим изменить свои отношения, будет зависеть тот положительный эмоциональный контакт, который является основой нервно-психического здоровья ребенка.

К сожалению, в большинстве случаев страхи возникают по вине самих взрослых и наш долг - предупредить возможность их проявления и оградить детей от страхов, вызванных семейными неурядицами, душевной черствостью или, наоборот, чрезмерной опекой, или же просто воспитательской невнимательностью.

Переживание страхов следует отличать от состояния тревоги. В отличие от страхов тревога - это переживание определенной и не ясной опасности. В страхе и в тревоге есть общий эмоциональный компонент в виде чувства волнения и беспокойства, т.е. в обоих понятиях отображено восприятие угрозы или отсутствие чувства безопасности. Страх и тревога не редко встречаются вместе.

На консультацию обратилась мама с ребенком, 9 лет с жалобами нервные тики, навязчивые движения. В ходе диагностики выявлен низкий уровень самооценки, пассивная агрессия, страхи (страх смерти, страх сказочных персонажей, страх, что кто-то причинит мальчику боль), повышенная тревожность, очень высокая школьная тревожность (переживание социального стресса, фрустрация потребности в достижении успеха, страх самовыражения, страх ситуации проверки знаний, страх не соответствовать ожиданиям окружающих, низкая физиологическая сопротивляемость стрессу, проблемы и страхи в отношениях с учителями).

По этой причине была разработана коррекционно-развивающая программа, направленная на снижение уровня тревожности, повышение самооценки ребенка, проработки страхов.

Научная обоснованность

Проблемой страхов у детей занимались многие учёные. Безруких М.М. и Ефимова С.П. указывают на большой вклад Боулби в обозначение причин детских страхов, а также на заслуги Рэчмена, согласно концепции которого, события или ситуации, которые вызывают так же боль, могут вызвать страх независимо от наличного ощущения боли. Черясворт предложил перечень индикаторов страха. Много методов и приёмов для снятия тревожности младших школьников разработано у А.М. Прихожан.

А.И. Захаров впервые в отечественной и мировой практике рассмотрел причины возникновения и развития дневных и ночных страхов. Привел статические данные, показывающие влияние различных факторов, в первую очередь семейных взаимоотношений, на формирование этих страхов.

Цель программы: снижение уровня тревожности.

Задачи программы:

- снизить уровень тревожности;

- актуализировать чувство страха и поговорить о нем;

-осуществить контроль над объектом страха;

-повысить уровень уверенности в себе.

Форма работы: индивидуальная, занятия 1 раз в неделю, продолжительность занятия 1 академический час.

Длительность программы: программа рассчитана на 12 занятий.

Методы и приемы работы:

- планирование сотрудничества - определение целей встреч, способов взаимодействия (выполнения правил игры);

- применение арт-терапии;

- метод конгруэнтной коммуникации (поддержание позитивного образа "Я". Коммуникация строится без оценивания, избегаются прямые оценки личности и характера ребенка. Взрослый в общении становится инициатором сотрудничества с ребенком, используется ряд коммуникативных техник (техника эмпатического ("активного") слушания, техника использования "Я-высказываний" и техника разрешения конфликтных ситуаций);

- обсуждение, дискуссия, беседа (как способ рефлексии и формирование навыка адекватно выражать свои мысли);

Приемы работы на занятиях:

- отражение (осознание ребенком неадекватности выбранного им способа действий);

- интерпретация (психолог интерпретирует чувства ребенка, помогая ему осознать причины конфликта, разъясняет их);

- «косвенный вопрос» (приём, реализующий помощь в осознании мотивов поведения).

Ожидаемые результаты.

Ребенок научится:

- справляться со своей тревогой (снятие мышечного и эмоционального напряжения;

-понимать своё эмоциональное состояние, свои способности и личностные качества;

-сформируется позитивная самооценка.

Методики оценки эффективности.

1. В качестве диагностической методики рекомендуется использовать тест ЦТО, тест школьной тревожности Филлипса, апперцептивный тест CAT.

2. Наблюдение (в начале и в конце занятий).

Структура игрового занятия.

Ритуал приветствия – 2 минуты.

Разминка - 10 минут.

Коррекционно-развивающий этап- 20 минут

Подведение итогов- 6 минут.

Ритуал прощания – 2 минуты.

Тематическое планирование

1. «Здравствуй, это Я»

Знакомство участников друг с другом, повышение позитивного настроя и сплочения детей, эмоциональное и мышечное расслабление.

1.Разминка: Упражнение «Росточек под солнцем»;

2. Упражнение «Доброе утро…»;

3. Упражнение «Что я люблю?»;

4. Упражнение «Лягушки на болоте»;

5. Упражнение «Художники – натуралисты».

2. «Мое имя»

Раскрытие своего «Я».

1. Упражнение «Росточек под солнцем»;

2. Упражнение «Узнай по голосу»;

3. Игра «Моё имя»;

4. Игра «Разведчики»;

5. Рисование самого себя;

6. Упражнение «Доверяющее падение».

3.«Настроение»

Осознание своего эмоционального состояния, снижение психоэмоционального напряжения, развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим.

1.Упражнение «Росточек под солнцем;

2.Упражнение «Возьми и передай»;

3.Упражнение «Неваляшка»;

4.Упражнение «Превращения»;

5.Рисование на тему «Моё настроение»;

6.Упражнение «Закончи предложение»;

7.Упражнение«Пружинки»;

8. Упражнение «Горячие ладошки».

4.«Ослиная шкура»

Коррекция самооценки, снятие напряжения в отношениях с другими

1.Упражнение «Ослиная шкура»;

2.Упражнение «Сон героя»;

3.Упражнение «Дневник побед».

5.«На что похоже мое настроение»

Осознание своего самочувствия, снижение эмоционального напряжения, уменьшение тревожности, снижение мышечных зажимов

1.«Росточек под солнцем»;

2. Упражнение «Злые и добрые кошки»;

3. Игра «На что похоже моё настроение?»;

4. Упражнение «Ласковый мелок»;

5. Упражнение «Угадай, что спрятано в песке?»;

6. Рисование на тему «Автопортрет»;

7. Упражнение «Горячие ладошки».

6."Мои страхи"

Стимулирование аффективной сферы ребёнка, повышение психического тонуса ребёнка.

1.Упражнение «Росточек под солнцем»;

2.Упражнение «Петушиные бои»;

3.Упражнение «Расскажи свой страх»;

4. Рисование на тему «Чего я боялся, когда был маленьким…»;

5.Упражнение «Чужие рисунки»;

6. Упражнение «Дом ужасов»;

7.Упражнение «Горячие ладошки».

7.«Я больше не боюсь»

Развитие высокого уровня самоуважения, поднятие самооценки.

1.Упражнение «Росточек под солнцем»;

2.Упражнение «Смелые ребята»;

3.Упражнение «Азбука страхов»;

4.Упражнение «Страшная сказка по кругу»;

5.Упражнение «На лесной полянке»;

6.Упражнение «Прогони Бабу – Ягу»;

7.Упражнение «Я тебя не боюсь»;

8.Упражнение «Горячие ладошки».

8.«Волшебный лес»

Развитие умения передавать своё эмоциональное состояние через художественный образ, снижение психоэмоционального напряжения, повышение уверенности в себе.

1.Упражнение «Росточек под солнцем» ;

2.Упражнение «За что меня любит мама…папа…сестра…и т. д.»;

3.Упражнение «Лягушки на болоте;

4.Упражнение «Неопределённые фигуры»;

5. Игра «Тропинка»;

6.Коллективный рисунок по сочинённой общей истории на тему: «Волшебный лес»;

7.Упражнение «Доверяющее падение»;

8.Упражнение «Горячие ладошки».

9.«Сказочная шкатулка»

Формирование положительной «Я-концепции», самопринятия, уверенности в себе, снижение тревожности, выявление положительных черт личности.

1.Упражнение «Росточек под солнцем»

2. Игра «Сказочная шкатулка»

3.Упражнение «Конкурс боюсек»

4. Игра «Принц и принцесса»

5.Упражнение «Придумай весёлый конец»

6. Рисование на тему «Волшебные зеркала»

7.Упражнение «Горячие ладошки»

10.«Волшебники»

Cнижение психологического и мышечного напряжения, закрепление адекватных форм проявления эмоций, развитие социального доверия

1.Упражнение «Росточек под солнцем»;

2. Игра «Путаница»;

3. Игра «Кораблик»;

4. Упражнение «Кони и всадники»;

5.Упражнение «Волшебный сон»;

6.Рисуем, что увидели во сне;

7.Упражнение «Волшебники»;

8.Упражнение «Горячие ладошки».

11.«Солнце в ладошке»

Освобождение от отрицательных эмоций, развитие социального доверия, повышение уверенности в своих силах повышение значимости в глазах окружающих

1.Упражнение «Росточек под солнцем»;

2.Упражнение «Неоконченные предложения»;

3. Игра «Баба- Яга»;

4.Игра «Комплименты»;

5.Упражнение «В лучах солнышка»;

6.Упражнение «Солнце в ладошке».

Литература

1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М.: изд-во Институт психотерапии, 2007. 224 с.

2. Аракелов Г.Г., Шишкова Н.Р. Тревожность: методы ее диагностики и коррекции // Вестник МУ, сер. Психология. М., 1998. №1. С. 18.

3. Астанов Д.М. Тревожность за детей. М., 2001

4. Борисова С.А «Психическая травма у детей»/http://simastudent.newmail.ru

5. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. - М., 2000.

6. Матафонова Т.Ю., Пелешенко М.А. М, 2006

7. Павлова М.А. Интенсивный курс повышения грамотности на основе НЛП,.М, 1997

8. Настольная книга практического психолога. В 2 кн. Кн.1. М.:ВЛАДОС, 2006.6 Хухлаева О. Хочу быть успешным.

11
Начать дискуссию