Индивидуально-ориентированная коррекционно-развивающая программа «Точка опоры» для подростков 16-18 лет

Индивидуально-ориентированная  коррекционно-развивающая программа  «Точка опоры» для подростков  16-18 лет

Подростковый период очень важен в процессе развития личности. В этот период у молодых людей активно формируется самосознание, вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания и самоотношения, все более развиваются способности проникновения в свой внутренний мир.

Подростку приходится постоянно решать актуальные для своего возраста задачи:

· отделение от родителей и приобретение психологической самостоятельности;

· определение своего места среди сверстников в референтной группе, установление новых эмоциональных отношений с ровесниками;

· расширение ролевого репертуара, преодоление ролевой диффузии - размытости и неопределенности ролевой структуры личности;

· обретение взрослой (зрелой) сексуальности, установление гармоничных отношений с представителями противоположного пола;

· профессиональное самоопределение;

· движение к осознанию своего предназначения, поиски «смысла жизни» и ответов на вопросы: «кто я?», «какой я?»;

· стремление молодых людей к познанию мира, своих возможностей, их желание самореализоваться в подростковом возрасте проявляются и через реакции увлечения, или хобби-реакции.

Решая возрастные задачи развития, подростки могут использовать конструктивные и неконструктивные стратегии поведения.

Неадекватные стратегии поведения приводят к школьной и социальной дезадаптации и требуют коррекции.

Конструктивные способы решения проблем направлены на активное преобразование ситуации, на преодоление травмирующих обстоятельств, в результате чего возникает чувство роста собственных возможностей, усиление себя как субъекта собственной жизни.

Развитие эмоциональной сферы подростков протекает не стабильно. Для подросткового возраста характерна резкая смена настроений и переживаний, повышенная возбудимость, импульсивность, чрезвычайно велик диапазон полярных чувств. В этом возрасте наблюдается наличие «подросткового комплекса», который демонстрирует перепады настроения подростков - порой от безудержного веселья к унынию и обратно, а также ряд других полярных качеств, выступающих попеременно. Таким образом, основная задача подросткового возраста - интеграция в единое целое элементов идентичности личности, в той или иной степени сформированных ранее.

На консультации к педагогам-психологам часто обращаются подростки после 16 лет и старше, с жалобами на сниженное настроение, приступы грусти, апатии, чувство одиночества. Подростки так же имеют повышенный уровень тревожности, неуверенность в себе и заниженную самооценку, риск депрессии и риск суицидальных намерений. Все эти факторы влияют на личностное развитие, эмоциональное состояние, на их взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

По этой причине была разработана коррекционно-развивающая программа, направленная на коррекцию эмоционального состояния подростков 16-18 лет.

Научная обоснованность

Исследования показывают, что каждый восьмой подросток из десяти страдает подростковой депрессией. Одиночество ещё больше усугубляет проявления депрессии. Оставаясь наедине со своими переживаниями и мыслями, подросток замыкается в себе. Депрессия – это аффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном, изменениями мотивационной сферы, когнитивных представлений и общей пассивностью поведения. Прежде всего, человек испытывает тяжёлые, мучительные эмоции и переживания – угнетённость, тоску, отчаяние, скуку. Термин «депрессивное состояние» относится к классу психических состояний, имея необходимые для этого психологические характеристики (психическое состояние – это понятие, используемое для условного выделения в психике индивида относительно статичного момента). Изучением проблемы депрессий занимались в разные периоды времени многие учёные, исследователи, авторы, как зарубежные, так и отечественные, такие например, как Ю.Ф. Антропов, А. Бек, Е.М. Вроно, Н.Г. Гаранян, Э. Дюркгейм, В. Каппони, Ю.В. Ковалев, И.С. Кон, А.Е. Личко, Л. Мафсон, и многие другие. В подростковом возрасте депрессивное состояние является наиболее распространённым и частым психическим расстройством, которое проявляется в снижении настроения, утомляемости, утрате интереса к окружающему миру и окружающим людям, а так же в получении удовольствия от тех видов деятельности, ранее удовлетворяющих.

Программа построена с использованием арт-терапии и темной сенсорной комнаты.

Основная цель арт-терапии как средства коррекции депрессивных состояний подростков состоит в том, чтобы гармонизировать развитие личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Самая главная ценность применения искусства в коррекционных целях состоит в том, что с его помощью можно выразить и исследовать самые разные чувства – от любви и радости до злости и обиды. В творчестве воплощаются чувства, надежды, страхи, ожидания и сомнения, конфликты и примирения, развивается интеллектуальная сторона личности, эмоциональная сторона, раскрывается творческий потенциал, способствует его возможностям принимать решения и более успешно строить свою жизнь. Сенсорная комната создаёт ощущение безопасности и защищенности, положительный эмоциональный фон, снижает беспокойство и агрессивность, снимает нервное возбуждение и тревожность, активизирует мозговую деятельность.

Цель программы: коррекция эмоционального состояния подростков.

Задачи программы:

1. Осознание и понимание собственного эмоционального состояния, а так же эмоционального состояния других людей.

2. Анализ и проработка прошлого опыта реагирования подростков на стрессовую ситуацию.

3. Обучение стратегиям поведения в проблемной ситуации.

4. Обучение способам снятия психоэмоционального напряжения.

5. Формирование способов саморегуляции эмоциональных состояний.

Адресат: старшие подростки 16-18 лет.

Продолжительность курса: 12 групповых занятий, 1 раз в неделю, продолжительностью два академических часа.

Ожидаемые результаты.

Подростки научатся:

- понимать своё эмоциональное состояние;

- эффективному поведению в стрессовых ситуациях;

- техникам релаксации (визуализации, дыхательной, мышечной);

- овладеют приемами саморегуляции.

Система оценки достижения

1. Подростковый диагностический опросник (Н.Я. Иванов, А.Е. Личко), в начале группы.

2. Тест развития эмоционального интеллекта Холла (в начале группы и в конце).

3. Наблюдение за детьми.

Содержание программы.

Каждое занятие тактически разбивается на этапы:

1. Приветствие.

2.Разминка, на которой закрепляются умения, формируемые на предыдущем занятии.

3. Основной этап, в ходе которого происходит формирование новых умений.

4. Арт-техники на отработку навыков предложенные ведущим.

5. Завершающий этап, рефлексия получение обратной связи. Прощание.

Тематическое планирование

Содержание

1.Знакомство.

Знакомство участников друг с другом и с психологическим тренингом как методом работы, формирование интереса и мотивации к посещению дальнейших занятий.

1.Приветствие.

2.Обсуждение и принятие правил работы.

3.Знакомство «Самопрезентация в рисунке»- «Метафорический автопортрет.

4.Упражнение «Интервью».

5.Рефлексия.

2. Мой внутренний мир

Формирование осознанного отношения к своему внутреннему миру, развитие самоинтереса, осознание всей многосторонности своего внутреннего мира.

1.Приветствие.

2.Упражнения «Привет»

3.Знакомство с техникой «Мандалы»; Упражнение «Мой внутренний мир».

4.Упражнение «Моя самая грустная история.

5.Рефлексия

3.Моя история

Развитие самосознания подростков, умений и навыков самоанализа, рефлексии, способствовать личностному росту, нравственному самосовершенствованию.

1. Приветствие.

2. Знакомство c техникой рисование песком на световом планшете.

3.Упражнение «Линия и настроение», «Палитра чувств».

4.Релаксация «Айсберг»

5. Рефлексия

4.Мир моей мечты

Создать у подростков мотивацию на самопознание. Научить внимательно относиться к себе, уважать и принимать себя.

1.Приветствие.

2.Рисование песком на световом планшете

3.Упражнение «Мир моей мечты»

4.Релаксация «Зеркало»

5. Рефлексия.

5.Самого себя любить

Профилактика психофизических и эмоциональных нагрузок.

Создание положительного эмоционального состояния.

Облегчение состояния тревожности, переключение тревоги в конструктивное русло.

1.Приветствие.

2. Беседа о стрессе

3.Упражнения на дыхание и мышечное расслабление. Техники «Маски» «Старательный чукча», «Снежная королева»

4.Релаксация «Остров»

5. Рефлексия

6.Автопортрет

Формирование позитивного отношения к себе и своему внутреннему «Я».

1.Приветствие.

2. Разминка «Штриховка»

3.Арт-терапевтическое упражнение «Автопортрет в полный рост»

4.Релаксация «Шум дождя»

5. Рефлексия.

7.Мне нравится

Осуществление эмоционального разогрева, формирование стрессоустойчивости к внешним факторам.

Формировать эффективный способ общения со сверстниками.

1.Приветствие.

2. Разминка «А не присесть бы мне..».

3. Упражнение «Кольцо», «Мастерская скульпторов».

4. Релаксация: «Волшебный цветок добра».

5. Рефлексия.

8.Окоп Трумэна

Отреагирование страхов, комплексов и прошлого травмирующего опыта. Развить навыки общения, снизить агрессию.

1.Приветствие.

2. Разминка «Саблезуб», «Чувственные руки».

3.Упражнение «Пантомим»,

4. Релаксация: «Окоп Трумэна».

5. Рефлексия

9.Я справлюсь

Профилактика стрессов и повышение стрессоустойчивости методом телесно-ориентированной терапии. Научить способу снятия напряжения, усталости, стресса.

1.Приветствие.

2.Разминка «Рождение нового дня», «Воздушные шары»

3. Упражнение «Апельсиновая эстафета»,

4. Релаксация «Полет бабочки».

5. Рефлексия

10.Владею собой

Развитие и формирование умения расслабляться, релаксация, развитие воображения.

1.Приветствие.

2. Разминка «Поплавок в океане»

3. Упражнение «Коса», «Все в твоих руках»

4.Релаксация «Место силы»

5. Рефлексия.

11.Место силы

Овладение собственным телом и техникой дыхания, развитие способности к согласованным синхронным действиям; повышение чувствительности кинестетических сенсорных рецепторов. Снятие эмоционального напряжения, гнева, раздражения.

1.Приветствие.

2.Разминка «Перенесение душ».

3.Упражнение «Пантомима»

4.Релаксация «Ручеёк».

5. Рефлексия.

12.Подведение итогов

Подведение итогов, закрепление достигнутых результатов, завершение групповой работы.

1. Приветствие.

2.Упражнение «Карта отличного настроения»

3. Упражнения «Рисунок на память»

4. Релаксация «Улыбка».

5. Рефлексия.

Литература

1. Антропов, Ю.Ф. Психосоматические расстройства и патологические привычные действия у детей и подростков [Текст]: Учебное пособие. / Ю.Ф. Антропов, Ю.С. Шевченко. – М.: Издательство Института Психотерапии, Издательство НГМА, 2002. – 320 с.

2. Белова, А.П. Оценка депрессивности в подростковом возрасте [Текст] / А.П. Белова, С.Б. Малых, Е.З. Сабирова, М.М. Лобаскова. // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. – 2008. – № 32 (132).

3. Беляева, В.А. Выявление депрессии и анализ причин ее возникновения у школьников-старшеклассников [Текст] / В.А. Беляева. // 53. 4. Психология XXI века: материалы Международной научно-практической конференции молодых ученых «Психология XXI века» (Санкт-Петербург, 21-23 апреля 2011 г.) / Под науч. ред. О.Ю. Щелковой. – СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2011. – С. 132-134.

5. Иовчук, Н.М. Эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском или подростковом возрасте [Текст] / Н.М. Иовчук. – Психиатрия: национальное руководство. – М.: Издательская группа «ГЭОТАР», 2009. – С. 728-749.

11
Начать дискуссию