Индивидуально-ориентированная коррекционно-развивающая программа «Школа общения» Для подростков 13-15 лет

Индивидуально-ориентированная  коррекционно-развивающая программа  «Школа общения» Для подростков 13-15 лет

Выстраивание отношений с ровесниками- одна из наиболее серьезных возрастных задач для подростков. Ребятам очень важно, даже необходимо определить свое место в группе сверстников, которая к этому времени становится референтной. Подростки испытывают очень сильные, порой противоречивые чувства - хотят показаться независимыми и в то же время быть признанными в группе. Хочется походить на других и в то же время показать свою индивидуальность. Что важнее - отстоять свое мнение в группе или не быть отвергнутым этой группой? Как стать лидером и не стать изгоем? Эти вопросы - одни из наиболее острых для подростков. Еще один, очень важный вопрос для подростков: «Как я выгляжу в глазах других?». В игры на эту тему подростки могут играть бесконечно. Очень важно показать, что мнение другого человека не всегда может быть истинным. Люди смотрят на мир по - разному. Конечно, важно узнать, каким тебя воспринимают окружающие, но не менее важно понимать, что это лишь субъективный взгляд этого человека в конкретный момент времени.

На консультации к психологу часто обращаются подростки 13-15 лет, которые имеют проблемы в общении, ведут себя агрессивно, не желают и не умеют признавать свою вину, не умеют договариваться между собой, находить общее решение, неспособны конструктивно разрешать конфликты. Подростки так же имеют повышенный уровень тревожности и заниженную самооценку. Все эти факторы влияют на личностное развитие, обучение, эмоциональное состояние детей, на их взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

По этой причине педагогом-психологом была разработана индивидуально-ориентированная коррекционно-развивающая программа, направленная на развитие навыков общения подростков 13-15 лет.

Научная обоснованность:

Подростковый период – важнейший этап жизни человека, время выборов, которое во многом определяет последующую судьбу (И.Л. Божович, К.С. Лебединская, А.Е Личко, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых, Д.И. Фельдштейн, Д.Б.Эльконин и др.). Перед современным подростком есть два пути к взрослости. Первый путь – путь к реальной взрослости, сопровождающийся развитием самопознания, принятием на себя ответственности за свою жизнь, понимания смысла своего бытия. Второй путь – путь к взрослости иллюзорной, инфантильной или в некоторых случаях асоциальной, к взрослости с эмоциональными и физическими проблемами.

Очень важно, чтобы в этот возрастной период у ребенка сформировалась коммуникативные навыки и адекватное представление о самом себе, которые помогут ребенку быть принятым в группе сверстников, поскольку задачами развития личности в период 13-14 лет является успешная социализация в среде сверстников, ощущение себя полноправным членом референтной группы. Развитие самосознания подростка связывается с развитием его самооценки. Представление о себе складывается в сопоставлении себя с другими. Только когда он разберется в действиях и качествах другого подростка, он сможет понять себя.

И. Божович отмечает, что если в младшем школьном возрасте основой для объединения детей чаще всего является совместная деятельность, то у подростков, наоборот, привлекательность занятий и интересы в основном определяются возможностью широкого общения со сверстниками.

И. С. Кон тоже говорит о том, что одна из главных тенденций подросткового возраста – переориентация общения с родителей, учителей и вообще старших на ровесников. По его мнению, такая переориентация может происходить медленно и постепенно или скачкообразно и бурно, она по-разному выражена в разных сферах деятельности, в которых престиж старших и сверстников неодинаков, но происходит она обязательно.

Программа построена на формирование коммуникативных навыков и адекватного представления о самом себе через игру.

Игра – это своего рода диагностика личных качеств и способностей ребенка. В игре существуют правила, о соблюдении которых подростки учатся договариваться друг с другом и выполнять их, формируются коммуникативные умения, повышается уверенность в себе, развивается эмпатия. Игра, по мнению Д.Б. Эльконина, это "деятельность, преодолевающая эгоцентризм", в общении со сверстниками и под влиянием столкновения их различных точек зрения в игре и других совместных видах деятельности, в процессе споров и поиска общих договоренностей, происходит процесс децентрации т.е. умения увидеть и проанализировать ситуацию с различных точек зрения, выделить новые свойства и значения условий разрешения про­блемной ситуации. Игровое взаимодействие предоставляет существен­ные возможности для организации условий эмоционально-личностной и интеллектуальной децентрации ребенка.

Программа разработана на основе программы «Тренинга общения для подростков» А.Г. Грецова.

Цель программы: формирование коммуникативных навыков подростков 13-15 лет.

Задачи программы:

1. Развитие навыков эффективного общения (слушать, умения вступать в диалог, высказывать свою точку зрения, умение договариваться, приходить к компромиссному решению).

2. Повышение самопонимания себя и своих положительных личностных качеств).

3. Развитие умения адекватно выражать свои чувства и понимать выражение чувств других людей.

4. Развитие навыков конструктивного поведения в конфликтных ситуациях.

Адресат: младшие подростки 13-15 лет.

Продолжительность курса: 12 групповых занятий, 1 раз в неделю, продолжительностью два академических часа.

Планируемые результаты:

1. У подростков сформируются навыки (умение слушать, вступать в контакт со сверстниками, ориентироваться на позицию других детей, высказывать свою точку зрения и уважать точку зрения другого, умение договариваться, находить общее решение).

2. Дети научатся: анализировать свое состояние, управлять выражением своих чувств и эмоциональных реакций, понимать другого, сопереживать, сочувствовать. 3. Научатся сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов.

Система оценки достижения

1. Тест коммуникативных умений Михельсона (в начале группы и в конце).

2. Тест развития эмоционального интеллекта Холла (в начале группы и в конце).

3. Наблюдение за детьми.

Содержание программы.

Каждое занятие тактически разбивается на различные этапы:

- Приветствие. Самооценка готовности к работе;

-Разминка, на которой закрепляются умения, формируемые на предыдущем занятии;

-Основной этап, в ходе которого происходит формирование новых умений;

-Игры и арт-техники на отработку навыков предложенные ведущим;

-Завершающий этап, рефлексия получение обратной связи, прощание.

Методы работы:

-введение поощрений (санкции);

- закрепление положительных и негативных моментов;

- использование подробных, четких инструкций для упражнений;

- использование ролевых игр (с целью формирования новых моделей поведения);

- обсуждение, дискуссия (как способ рефлексии и формирование навыка адекватно выражать свои мысли);

- использование коротких информационных блоков;

- использование арт-терапии;

- использование психодиагностических методик.

Тематическое планирование

1 .«Будем знакомы»

Знакомство участников между собой и с ведущим; Создание положительного эмоционального настроя на дальнейшую работу; Формирование представления о тренинге и правилах участия в нем.

1.Принятие правил групповой работы;

2.Упражнение – активатор «Представь свое имя»;

3.Упражнение «Объявление об объявлении»;

4.Упражнение «Карандаши»;

5.Рефлексия;

6.Прощание.

2.«Строй»

Формирование невербальных навыков общения; совершенствование взаимопонимания партнеров по общению.

1.Притча «Веник»;

2.Упражнение «Строй»;

3.Упражнение «Ветер дует на…»;

4.Упражнение «Дискуссия»;

5.Рефлексия;

6.Прощание.

3.«Угадай чувство»

Отработка навыка невербального проявления эмоций

1.Упражнение «Угадай чувство»;

2.Упражнение «Толстое стекло»;

3. Ролевая игра «Подсказка другу»;

4.Рефлексия.

5. Прощание.

4.«Активное слушание»

Отработка навыков активного слушания

1.Упражнение «Активное слушание»;

2. Ролевая игра «На приеме у психолога»;

3.Рефлексия.

4.Прощание.

5.«Калейдоскоп»

Формирование адекватной самооценки

1.Упражнение-активатор «Калейдоскоп»;

2.Упражнение «Сколько ты весишь»;

3.Упражнение «Если бы я был…»;

4.Упражнение «Мои сильные и слабые качества»;

5. Упражнение «Хромая обезьянка»;

6.Рефлексия;

7.Прощание.

6.«Представление героев»

Осознание причин выбора модели поведения в различных ситуациях

1.Упражнение «Представление героев»;

2. Упражнение «Проблемы героев»;

3. Упражнение «Уши–нос»;

4. Упражнение «Посидите так, как сидит…»;

5.Рефлексия;

6.Прощание.

7.«Это я»

Формирование навыков определения своей позиции в затруднительных ситуациях

1. Упражнение-активатор «Это Я»;

2.Упражнение « Да - нет»;

3.Упражнение «Скажи «нет»;

4. Упражнение «Нож и масло»;

5.Рефлексия;

6.Прощание.

8.«Путешествие в волшебную страну исполнения желаний»

Активизировать у детей процессы самопознания, изучить собственные способы реагирования на различные ситуации.

1. Упражнение «Желания на ладошке»

2. Упражнение «Изображение в круге»

3. Упражнение «Страна конструирования»

4. Упражнение «Страна тьмы и светлого дня»

5. Упражнение «Порча работ»

6. Упражнение «Энергия желаний»

7.Рефлексия

8.Прощание.

9."Эмоции и чувства"

Понять, что такое эмоции и чувства, а также совершенствовать умение конструктивно выражать их.

1.Разминка «Путаница»; «Хлопки по коленям».

2. Информационный блок: основные эмоции и чувства.

3Упражнение «Угадай эмоцию», «Скульптор и глина», «Замороженные».

4. Рефлексия

5. Прощание.

10 "Проявление эмоций и чувств"

Научиться расшифровывать внешние проявления основных эмоций и чувств у других людей, а также развивать собственную эмоциональную экспрессивность.

1. Разминка «Хлопки по коленям».

2.Практическая работа с иллюстративным материалом «Внешние проявление эмоций».

3.Игра-соревнование «Замороженные».

4.Подведение итогов.

5.Прощание.

11.«Поведение в конфликте»

Проанализировать сущность конфликтов, причины их возникновения и пути разрешения.

1.Упражнение на взаимодействие «Веревочка»;

2.Упражнение «Воздушный шар»;

3.Информационный блок: конфликт, стратегии поведения в конфликте;

4.Упражнение «Испорченный телефон»;

5. Упражнение "Акулы";

6.Упражнение «Дружественные ладошки»;

7.Рефлексия;

8.Прощание.

12.«Антивремя»

Закрепление результатов достигших в процессе тренинга. Получение участниками и ведущим обратной связи от группы по результатам работы на тренинге.

1. Упражнение-активатор «Разожми кулак»;

2. Упражнение «Ситуация в автобусе»;

3. Упражнение «Антивремя»;

4. Упражнение «Необитаемый остров»;

5. Упражнение «Чемодан»;

6.Рефлексия;

7.Прощание.

Список литературы.

2.Грецов А.Г. Лучшие упражнения для сплочения команды. / Учебно-методическое пособие. — СПб., СПбНИИ физической культуры, 2006., — 44 с.

3.Грецов А.Г. Лучшие упражнения для упражнения для развития креативности. / Учебно-методическое пособие. - СПб: СПбНИИ физической культуры, 2006. - 43 с.

4.Деннисон Пол И., Деннисон Гейл И. Гимнастика мозга. Книга для педагогов и родителей. Спб, Издательская группа «Весь» 2015г.

5.Психология подростка. Практикум. Под ред. А.А. Реана – СПб.: «прайм-Еврознак», 2003

6.Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии / А.Л.Сиротюк. - М.: ТЦ Сфера, 2001. – 128 с.

7.Цыпленкова Ольга цикл статей в рубрике «Гимнастика мозга» журнал «Здоровье школьника» 2009-2010г. http://www.za-partoi.ru/rubric/85.html

Начать дискуссию