Артем Ищук, TEGRATECH: как развивать образование и культуру в России c помощью метавселенных

Для чего школам, техникумам, вузам, креативным площадкам и музеям нужны современные интерактивные технологии? Что такое цифровые метавселенные и как они помогают человеку усваивать новую информацию? Об этом в интервью рассказывает Артём Ищук, директор по развитию компании TEGRATECH — проектного дистрибьютора и системного интегратора комплексных IT и мультимедийных решений для бизнеса, образования и государственных учреждений.

Артем Ищук
Артем Ищук

Артём, как давно TEGRATECH работает на рынке цифровизации?

Компания существует уже 11 лет. Она была основана в Санкт-Петербурге, здесь располагается штаб-квартира. Также у нас есть представительства в Москве и Екатеринбурге. На сегодняшний день в портфеле компании более 2000 реализованных проектов, в том числе свыше 450 по 44 и 223 ФЗ. Среди них большую долю занимают проекты в сфере образования и культуры. Так, мы работаем со средними школами, колледжами, ВУЗами, школами искусств, библиотеками, музейными и выставочными пространствами по всей России.

Вы изначально были ориентированы на такие проекты?

Сначала компания занималась дистрибуцией продукцией Clevertouch и Nureva. Затем, нарастив экспертизу в мультимедийных и интерактивных решениях, взялись за системную интеграцию. Первым проектом на этом поприще стало оснащение интерактивного музея в Санкт-Петербурге, где мы комплексно разработали и внедрили решения на базе проекторов Optoma со сшивкой изображения, интерактивные панели Clevertouch, звуковые системы, системы управления, встраиваемые интерактивные дисплеи iyama для создания интерактивных тренажеров.

Дальше нам стали доверять серьезные проекты, когда мы смогли доказать, что можем делать интеграцию 360, под ключ: от идеи до подбора и проектирования кастомизированных решений с учетом бюджета и возможностей заказчика. Это настоящий кайф видеть весь цикл реализации проекта и чувствовать свой вклад в развитие образования и культуры. Это по-хорошему затягивает и хочется делать еще больше и лучше.

Можно ли говорить о том, что внедрение интерактивных решений в образовательные и культурные процессы является трендом?

Безусловно. Первым интерактивные технологии научился использовать бизнес. Сегодня трудно кого-то удивить выставочными стендами с дополненной реальностью, виртуальными презентациями, онлайн-встречами и т.п. Но в последние несколько лет количество решений, внедряемых именно в государственных и частных учреждениях образования и культуры, значительно выросло. Дело здесь не только в требовании времени. Это стратегически важно для страны.

Не секрет, что сегодня школьники и студенты занимаются по программам значительно более насыщенным, чем 10-20 лет назад. Современному человеку, чтобы стать востребованным профессионалом, нужно уметь усваивать большие объемы знаний в короткие сроки. А образовательное учреждение, чтобы быть конкурентоспособным и выполнять государственные задачи, связанные с повышением качества образования, обязано предоставлять такую возможность. Речь здесь не только о среднем образовании, о школах, но также и о все больше набирающей обороты программе "Профессионалитет" - которая, помимо всего прочего, подразумевает развитие и совершенствование материально-технической базы учебных заведений в соответствии с требованиями времени и развития технологий всех цепочек производства. Для этого традиционных методов обучения уже недостаточно. Требуются новые, основанные на IT-решениях. Не случайно одной из целей запущенного еще в 2018 году национального проекта «Образование» является включение технологий дополненной и виртуальной реальности в процесс обучения.

На какой именно результат ориентированы такие технологии в образовании и культуре?

У них есть три главные функции: демонстрация контента посредством, например, проекционных систем, LED экранов, Digital signage, далее ─ глубокое погружение пользователя в контент, в том числе с помощью арт-инсталляций, дополненной и виртуальной реальности, а также дистанционный и/или совместный доступ к контенту: технологии AV over IP, решения для беспроводных презентаций, технологии видеоконференцсвязи и прочие.

По поводу контента есть определенная специфика в образовательной сфере, где стоит задача формирования единой цифровой экосистемы. Это возможно реализовать только посредством комплексных решений, с учетом имеющейся материально-технической базы конкретного учебного учреждения, где заранее прорабатывается выделение бюджета и его обоснование. Такие программы требуют времени и могут растягиваться на несколько лет.

Артем Ищук, TEGRATECH: как  развивать образование и культуру в России c помощью метавселенных

Про погружение стоит поговорить отдельно. Использование VR/AR технологий позволяет создавать определенную среду (метавселенную). Пользователь оказывается внутри нее и может взаимодействовать с разными элементами. Что это может быть за среда? Например, строение клетки традиционно изучается по описанию в учебнике. Но можно разработать виртуальную среду, где учащийся буквально берет клетку в руки, рассматривает со всех сторон, масштабирует, заглядывает внутрь, сразу читая нужные описания и т.п. Или можно создать метавселенную для проведения химических опытов, что не только безопасно, но и экономит бюджет учебного заведения (не нужно обновлять оборудование, каждый год закупать реагенты). А технологии совместного доступа позволяют сделать такие уроки групповыми. Ну и про безопасность не стоит забывать: взаимодействие с химическими реагентами в процессе обучения всегда несет риски. Технология оборудованного рабочего пространства с экраном и возможностью запуска инструкции по проведению, например, химических опытов в удобном темпе для каждого учащегося делает процесс обучения более контролируемым, а уровень безопасности значительно возрастает.

То же самое с учреждениями культуры: изучение, погружение в материал и взаимодействие ведут к освоению информации и получению опыта. Создаются целые системы мультимедийных исторических парков, в которых панорамно представлена вся история России с древнейших времен до наших дней. Мы с большим удовольствием принимаем участие в таких проектах, создаём интерактивное погружение в определённую эпоху, участвуем в воссоздании исторической реальности.

В качестве примера могу привести выставку «Санкт-Петербург. История развития», для реализации которой были внедрены интерактивные панели, профессиональные дисплеи, а также акустические системы, лазерные проекторы, была разработана система централизованной коммутации и управления инсталляциями. Система рассчитана на трафик до полутора тысяч человек в день. Если еще говорить о наших проектах в области культуры, мы также оснащали московскую Галерею Люмьер, а сейчас участвуем в подготовке к открытию обновленной площадки, филиала Третьяковской галереи в Самаре, готовим кинозал к открытию. Такие проекты ведут к повышению доступности населения к различным жанрам и сферам культуры: растет уровень цифровизации и качества переживаемого человеком исследовательского опыта или вовлечённости в событие. В целом же, со временем нас будут окружать самые разные метавселенные, не только в сфере культуры и образования, но и науке, медицине.

А есть единые стандарты и решения в области цифровизации?

Подобные проекты - это всегда индивидуальная разработка, создать которую без подключения профессионального интегратора нереально. Под конкретный функционал нужно подобрать комплекс оборудования, причем скорее всего потребуется техника от разных производителей: обеспечить совместимость, учесть особенности помещения, потребности по электрике, разработать план кабельной системы, предусмотреть надежный способ монтажа - нюансов огромное количество. Точно также предприятия, которым необходимо внедрить на каком-либо производственном участке промышленного робота, никогда не пытаются подобрать, купить и установить его самостоятельно, а обращаются к услугам специалистов.

Только интегратор, опираясь на знание рынка технологий и свой опыт способен разработать детальный проект нужного решения, где все нюансы будут учтены, а затем выполнить все работы под ключ. Кроме того, он берет на себя роль менеджера проекта – организует и отвечает за слаженную работу всех участников процесса.

И все же, как процесс реализации таких решений выглядит на практике? Можете ли вы привести конкретный пример одного из своих проектов?

Есть такой пример. В России с 2020 года действует утвержденная Правительством РФ федеральная программа развития креативных индустрий в регионах. Региональные власти активно этим занимаются. Так, в ряде городов Ямала по распоряжению Губернатора создается целая сеть арт-резиденций: современных площадок на базе госучреждений культуры, где молодежь может заниматься разными видами творчества. В частности, наша компания в прошлом году реализовала проект комплексного оснащения арт-резиденции «Миксер» в Ноябрьске: пространства с универсальным залом, мультипарком, арт-хабом, студией звукозаписи, арт-кафе, танцевальным залом, фото- и видеостудией, паркетным залом для камерных мероприятий, отдельными зонами для выставок и театральных постановок, швейной мастерской, открытой кухней. Нашей задачей было оснастить интерактивным и цифровым оборудованием каждый участок в зависимости от его функционального назначения.

Артем Ищук, TEGRATECH: как  развивать образование и культуру в России c помощью метавселенных

Соответственно, мы проектировали и внедряли несколько решений. Мультипарк, к примеру, оборудовали VR платформой, системой видеопроекции и аудиооборудования. Получилось виртуальное пространство – лаборатория для всех, кто увлекается созданием соответствующих приложений, 3D-контента, видеоигр. Однако этим набор решений не ограничился.

Артем Ищук, TEGRATECH: как  развивать образование и культуру в России c помощью метавселенных

В зоне ресепшн и общих зонах мы установили интерактивные сенсорные панели, системы фонового звучания и даже многофункциональную мебель.

Артем Ищук, TEGRATECH: как  развивать образование и культуру в России c помощью метавселенных

Конференц-зал оснастили конгресс-системой, а также интерактивным оборудованием для совместной работы над проектами, в том числе в гибридном и удаленном формате. Паркетный зал получил пятиметровый светодиодный экран с комплексом «умных» камер, системой звукоусиления и микшерным пультом, а универсальный зал для мероприятий, помимо светодиодного экрана - единый комплекс из светового, видео и аудиооборудования, многофункциональный микрофонный парк для обеспечения высококачественного звучания.

Оба зала управляются из операторской комнаты, где установлены профессиональные микшерные пульты с сервером необходимых плагинов, система управления световым оборудованием и система коммутации для вывода видеоконтента с внешних и ptz-камер, агрегирующие контент сенсорные мониторы для операторов и т.д.

Артем Ищук, TEGRATECH: как  развивать образование и культуру в России c помощью метавселенных

Фотовидеостудия также получила комплексное оснащение: от световых приборов и хромакеев до программного обеспечения, что позволяет создавать визуальный контент любой сложности с нуля. Аналогично, музыкальная студия укомплектована для работы полного цикла: от записи до финального сведения звука.

В итоге получилось современное мультимедийное молодежное пространство с гибкими возможностями использования, то есть оснащение каждого помещения можно менять под потребности посетителей. Например, арт-хаб может быть и общественным пространством либо индивидуальным рабочим местом. Универсальный зал позволяет делать трансляции мастер-классов и ставить шоу на профессиональном уровне. Проект стал очень успешным – арт-резиденция вошла в число лауреатов Всероссийской премии молодёжных достижений «Время молодых — 2023»: заняла первое место в номинации «Место молодых». По сути, она признана лучшим молодежным пространством страны.

4
Начать дискуссию