Обучение с улыбкой: почему юмор так важен для достижения образовательных целей

Многие считают, что обучение — это серьёзный процесс, требующий концентрации, и в нём не место шуткам и смеху. Сегодня я развею этот миф...

Топ 3 вопроса относительно юмора в обучении

На просторах социальных сетей я довольно часто слышу разные вопросы относительно использования юмора в обучении. Некоторые из них, конечно, адресуются и мне.

Прежде чем дать вам полезные рекомендации по использованию юмора в обучении, я бы хотел в качестве предисловия ответить на топ 3 самых популярных вопросов.

1.Можно ли использовать юмор во всех темах обучения?

Нет.

В некоторых темах обучения, например, в сфере медицины нужно стараться практически не использовать юмор, т.к. это может привести к неверному отношению к теме и, как следствие, отрицательным последствиям на практике.

2. Юмор — это развлечение, которое отвлекает от темы обучения?

Нет.

Юмор — это инструмент, который можно использовать в образовательных целях. Например, юмор, который напрямую связан с темой обучения. А ещё юмор иногда помогает учащимся в социализации и познании друг друга (например, в упражнениях на «Icebreakers»).

3.Нужно ли мне для использования юмора в обучении анализировать целевую аудиторию?

Да.

Без знания целевой аудитории учащихся ваш юмор будет неэффективен и у них будет примерно такое лицо.

Источник: <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fvsememy.ru%2F&postId=1093675" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Vsememy.ru</a>
Источник: Vsememy.ru

Поэтому особое внимание стоит уделить таким характеристикам как: особенности жаргона в профессиональной области, возраст (особенности поколения), ценности, образовательные мотивы и т.д.

Юмор и эффективность обучения

Теперь перечислим несколько причин, по которым юмор действительно увеличивает эффективность в обучении.

  • Во-первых, юмор вызывает положительные эмоции, а эмоции оказывают существенное влияние на когнитивные процессы у людей, включая восприятие, внимание, обучение, память, обсуждение и решение проблем (источник: Chai M. Tyng, Hafeez U. Amin, Mohamad N. M. Saad and Aamir S. Malik «The Influences of Emotion on Learning and Memory»).

Это означает, что он помогает в запоминании и усвоении материала.

  • Во-вторых, юмор используется как инструмент для увеличения поведенческой, эмоциональной и когнитивной вовлеченности в онлайн-обучении. (источник: Fatih Erdoğdu & Ünal Çakıroğlu «The educational power of humor on student engagement in online learning environments»)

Это означает, что при помощи юмора можно вызывать определенного рода активность и стимулировать студентам вкладывать большее количество усилий и времени в обучение.

  • В-третьих, юмор помогает не только студентам, но и тем, кто проводит обучение.

Это означает, что спикер может при помощи положительных эмоций снимать напряжение, которое возникает у него во время проведения многочисленных вебинаров.

Виды юмора в обучении

На самом деле, мною успешно апробированы несколько видов юмора: профессиональный юмор (например, профессиональная шутка), история из личной жизни (так или иначе связанная с темой обучения) и мемы.

Кстати, интонация, с которой произносятся фразы, мимика, жестикуляция и проч. также могут относится к юмору

Вкратце рассмотрим каждый из трёх видов юмора на примере курса для методистов онлайн-обучения.

Профессиональный юмор

В качестве профессионального юмора можно использовать для целевой аудитории короткие истории, диалоги, либо картинки с надписями.

Например, при обсуждении темы многозадачности методиста можно показать следующую картинку.

Источник: https://t.me/DL_Memes
Источник: https://t.me/DL_Memes

Или в теме, посвященной взаимодействию с заказчиком обучения, задать вопрос:

Чем отличается начинающий методист от профессионального?

Ответ: Заказчиком.

Или рассказать/показать в перерывах между занятиями небольшую шутку:

Обучение с улыбкой: почему юмор так важен для достижения образовательных целей

Истории из личной жизни

В качестве историй из личной жизни можно с юмором выразить своё отношение к теме курса, или подчеркнуть отношение к учебе в целом.

Например, перед началом занятия сказать следующее:

«Мне кажется, что докторскую диссертацию готовят быстрее, чем я готовлюсь к нашим вебинарам».

Или:

«Сегодня такая солнечная погода и так хочется прогуляться! Скажите, пожалуйста, что вы все выполнили домашнее задание».

Или (если асинхрон):

Пример с вовлечением
Пример с вовлечением

Если кто-то нарушил дисциплину, то это тоже можно перевести в юмор вопросом:

«Как вы думаете, я претендую на должность самого терпеливого человека?»

Мемы

В качестве мемов (особенно для поколений Y и Z) можно использовать разных персонажей. Особо популярны мемы, конечно же, в асинхронном обучении.

Приведем несколько примеров всё с тем же курсом для методистов онлайн-обучения.

В тему с MVP.

Обучение с улыбкой: почему юмор так важен для достижения образовательных целей

В тему с анализом целевой аудитории курса.

Обучение с улыбкой: почему юмор так важен для достижения образовательных целей

В тему с заказчиком.

Обучение с улыбкой: почему юмор так важен для достижения образовательных целей

Иначе говоря, вариаций для юмора много.

Главное - соблюдать несколько важных правил:

  • Любой вид юмора должен быть связан с темой обучения и иметь только образовательные цели.
  • Юмор не должен быть связан с личностью студента и задевать его чувства.
  • Количество юмора в курсе обучения должно быть умеренным (не частотным).
  • Использовать юмор не всегда уместно (всё зависит от специфики темы обучения).
  • Перед выбором вида и тематики юмора нужно обязательно провести анализ целевой аудитории учащихся.

Приходите на мой канал «Лаборатория онлайн-обучения» — первый научно-популярный канал об онлайн-образовании!

На канале:

• Собрана мощная база знаний как для начинающих специалистов, так и для опытных представителей сферы образования.

• Проводятся образовательные эфиры по разным темам.

• Работает Креативная мастерская «ФреймЛаб» по разработке и внедрению методических фреймворков, которые помогают специалистам решать реальные задачи при создании обучения.

Подписывайтесь и убедитесь в его пользе! А также не забывайте подписаться на мою страницу VC.ru.

💭 Коллеги, вот и всё, чем я хотел с вами поделиться.

Напишите, пожалуйста, в комментариях к посту какие виды юмора вы используете (и почему). Будет интересно почитать.

Источники 📖

  • Как дофамин помогает думать (информационная статья)
  • 21 Free Fun IceBreakers for Online Teaching, Students & Virtual and Remote Teams (информационная статья)
  • Chai M. Tyng, Hafeez U. Amin, Mohamad N. M. Saad and Aamir S. Malik "The Influences of Emotion on Learning and Memory" (научная статья)
  • Fatih Erdoğdu & Ünal Çakıroğlu "The educational power of humor on student engagement in online learning environments" (научная статья)
1212
14 комментариев

Статья рассказывает о важности юмора в образовательном процессе

Саммари:
- Юмор не подходит для всех тем обучения
- Юмор — инструмент, не развлечение
- Необходим анализ аудитории для эффективного юмора
- Юмор влияет на эмоции, улучшает обучение
- Юмор повышает вовлеченность в онлайн-обучении
- Юмор уменьшает напряжение у преподавателя
- Виды юмора: профессиональный, личные истории, мемы
- Юмор должен быть связан с темой и умерен
- Анализ аудитории необходим перед использование юмора
- Виды юмора должны не задевать личность студентов

Стараюсь выделять самое важное для вас.

2
Ответить

юмор расслабляет и иногда это помогает раскрепоститься, кроме того проще запомнить новый термин ,если про него есть какой то прикол

2
Ответить

юмор конечно важен, но тут есть определенная черта, нужен четкий регламент чтобы обучение не превратилось в стендап, такое то же бывает

2
Ответить

Мне кажется что юмор не отделим не только от обучения, но и от нашей повседневной жизни. Без него никуда, ну или сложнее установить и наладить какой-то контакт с человеком или аудиторией. Конечно всё должно быть уместно и максимально остроумно. Ну и конечно же не должно задевать или оскорблять кого-то.

1
Ответить

юмор разный бывает, он конечно должен быть но на определенном уровне

1
Ответить

Ольга, полностью с вами согласен!

Ответить

Тоже считаю, что без юмора очень сложно в любой сфере жизни, и в обучении в том числе.
Немного не согласна с первым пунктом про врачей - иногда даже в самой серьезной теме бывает нужно снять излишнее напряжение и ощущение "я это не вывожу", как раз юмор может очень помочь. Например, когда мой муж присутствовал при рождении ребенка, развлекал меня во время схваток анекдотами, чтобы облегчить состояние. А медсестры уже после рассказали ему, что поспорили - упадет папа в обморок или нет )) медицина, все серьезно, но даже здесь можно найти повод улыбнуться )

1
Ответить