Нелинейное обучение, геймификация, реальные рабочие задачи: опыт новых курсов Skillbox

В 2019 году в Skillbox зародилась идея создать курсы с нелинейной моделью обучения — геймифицированную систему, где студенты могли бы сами выстраивать свою образовательную траекторию. Спустя пять лет мы уже можем проанализировать первые результаты этой идеи — образовательные продукты на базе обновленной версии LMS. Цель таких курсов сделать обучение персонализированным и максимально приближенным к практике. Благодаря нелинейной модели студенты “учатся учиться” и формируют понимание собственной ответственности за результат, в рамках имитированного процесса реальной работы. В этом тексте я хочу рассказать о данном подходе к разработке курсов и показать, почему он эффективен.

Четырехкомпонентная модель дизайна обучения (4С/ID)

В основе нелинейных курсов лежит образовательная модель 4C/ID (Four Component Instructional Design Model), разработанная голландскими учеными Й.Д.Г. ван Мариенбором и П. А. Киршнером. Она нацелена на то, чтобы студенты умели переносить навыки и знания из учебы в реальную жизнь и применять их в работе. Поэтому проектирование программ по такой модели отталкивается от реальных задач — это комплексные задачи, все задания, теория, учебные активности и форматы подобраны так, чтобы студент научился решать профессиональную задачу целиком и получал видимый результат. Например, готовый лендинг, для создания которого дизайнер должен уметь делать ряд рутинных операций — составлять бриф, подбирать референсы, делать наброски, эскизы и макеты, верстать их.

Таким образом, программы структурированы при помощи четырех компонентов модели:

  • Учебные задачи

Это задачи, которые максимально приближены к тем, что человек будет выполнять в своей реальной практике. У таких задач есть вводные данные, а также ограничения и контекст. Например, дизайнер выполняет мелкие, но важные задачи при подготовке конечного продукта — написать бриф, собрать референсы, обсудить задачу с заказчиком. Конечный продукт — это артефакт, коим может быть лендинг. При выполнении таких задач необходимо применение комплексных знаний и навыков. В нелинейных курсах у у них есть законченный целостный результат.

  • Вспомогательная информация

Это теоретический материал, который содержит то, что нужно знать, понимать, уметь и применять, чтобы выполнить задачу. ВИ делится на две группы — когнитивные стратегии и ментальные модели. Первая группа представляет собой механизм разложения аутентичной задачи в виде схемы, которая обучает алгоритму действий. Вторая — это карты предметной области, где разбираются концепты, структура, причины и следствия. Также это могут быть и лекции, учебники, статьи, исследования и полезные примеры. Это помогает научиться анализировать контекст и взаимосвязи между элементами, подбирать подходящее решение и инструменты для его реализации.

  • Своевременная информация

Это процедурные компоненты, т.е. инструкции, шпаргалки, чек-листы, референсы, которые помогают закрепить повторяющиеся механизмы работы. Они также включают в себя когнитивные правила — те, что нужны для выполнения, конкретных действий, и предварительные знания — с чем необходимо разобраться, чтоб понять когнитивное правило.

  • Частичная практика

Это маленькие задачи для доведения конкретных рутинных навыков до автоматизма. Например, студенту, который обучается дизайну, предлагается визуальный тест к уроку про шрифтовые пары, чтобы он оценил их сочетаемость.

Как проходит обучение на курсе «Графический дизайнер 3.0». В видео рассказываем, как устроено нелинейное обучение на примере курса «Графический дизайнер 3.0». Пользователь решают существующие кейсы реальных заказчиков внутри каждого этапа и набирает нужную сумму баллов для перехода на следующий. На выходе студент получит сразу несколько решенных практических заданий, которые можно будет использовать для резюме

Индивидуальная образовательная траектория и автономность студента

В нелинейных курсах модель обучения 4C/ID сочетается с обновленным UX-решением нашей LMS, где в каждом компоненте есть опция с элементами модели обучения. Так, учащийся сталкивается не с привычным поступательным порядком модулей, а с отдельными блоками с реальными задачами, ранжированными по уровню сложности. Чтобы персонализировать процесс и адаптировать под запросы разных студентов, мы предложили задания от компаний под разный темп обучения: если бриф для студента слишком простой и уже знакомый, то можно выбрать более сложный.

В Skillbox есть много направлений по базовым популярным профессиям, где очень большая аудитория — туда приходят люди с сильным разбросом входных навыков и знаний. Поэтому программа состоит из нескольких этапов, которые соответствуют уровню развития навыков у студента. От базового к более сложному, студент должен выполнять практические задания, чтобы подтвердить соответствие уровню, набрав нужную сумму баллов, и двигаться дальше. Это позволяет структурировать учебный процесс по аналогии с компьютерной игрой.

Одно из важных свойств такой системы — это возможность выбора. Студент сам выбирает задачи под конкретные навыки, которые ему нужны для решения определенной задачи. Еще одно свойство — это вариативность. Она заключается в том, что студент может выбирать стратегии обучения. Можно выделить три стратегии:

  • Горизонтальная — решение задач в рамках одного уровня. Если человек чувствует, что не полностью усвоил материал, не удовлетворен своими результатами и хочет отточить навык для уверенности, он может прибегнуть к такой стратегии.
  • Вертикальная — решение задач в рамках одного кейса. Если студент уже имеет опыт, но хочет научиться комплексному подходу в решении рабочих задач во взаимодействии с клиентом, который согласовывает материалы и шаги. Такая стратегия помогает заработать готовый кейс для портфолио.
  • Произвольная — решение наиболее сложных задач. Такая стратегия подойдет для студентов, которые приходят уже с каким-то опытом и не хотят тратить время на то, что уже знают.

Самостоятельный контроль процесса обучения происходит благодаря карте прогресса. Она формируется после просмотра урока и решения задач. В ней можно увидеть крупные темы и их составляющие: каждая большая тема раскрывается на подпункты, в которых можно увидеть, каким знаниям и конкретным навыкам человек обучился — к каждому из них прикреплена ссылка на урок, чтобы человек мог вернуться к материалу по мере необходимости.

Learn to earn: балльная система

В новых курсах для нас было важно не только предоставить студентам контроль за процессом, но и сформировать ответственное отношение к результату — для этого была введена система баллов. Они начисляются при выполнении каждой учебной задачи, у которых разная стоимость — в зависимости от уровня сложности. Геймификация позволяет имитировать реальный рынок фриланса, где человек отвечает сам за весь процесс.

Итак, зачем нужна балльная система в обучении взрослых?

  • Во-первых, она используется для поддержания темпа обучения, т.к. без определенного количества баллов перейти на следующий грейд невозможно.
  • Во-вторых, она позволяет мотивировать студентов на дополнительные активности внутри платформы.
  • В-третьих, она строит связь между процессом обучения и работой, развивая в студенте понимание ответственности за свое развитие как специалиста и за продукт, который он производит.

Кейсовая практика

По окончании обучения студенты должны иметь сильное портфолио, которое позволит им продемонстрировать умение выполнять реальные рабочие задачи. Часто на курсах не предусмотрено решение нескольких целостных кейсов и на выходе студенты получают идентичные портфолио, с которыми сложно найти работу. Поэтому мы ввели новый тип практики — это разнообразные практические форматы и кейсы от компаний. На линейном курсе студенты решают одинаковые практические задания в рамках модулей, тогда как на нелинейных у них есть выбор — каждый решает для себя, какую задачу (кейс) выбрать в зависимости от сложности, сферы деятельности компании и других факторов. Такие задачи нацелены на имитацию рабочего процесса — берут проблемы из реальной практики и повторяют аутентичные задачи компаний.

Отличительная черта данной системы — в том, что в ней предполагается решение разнообразных задач и сценариев, что расширяет спектр применения знаний и навыков и готовит студентов к новым контекстам, с которыми они столкнутся в реальной практике. Так, благодаря этому виду практики более эффективен перенос знаний и умений из учебы в работу. Это обогащает портфолио студентов, что делает их более привлекательными на рынке труда.

В процессе обучения кейсы распределяются по сложности — происходит ее прогрессивное увеличение, в котором развитие идет от простого к сложному.

  • Простые задачи. Представляют собой небольшие тестовые задания, которые можно выполнить не более чем за 5 часов.
  • Средние задачи. Тип задач, которые похожи на те, что решаются специалистами в компаниях. Представляет собой часть большой задачи и выполняется за 5-10 часов.
  • Сложные задачи. Большие обособленные задачи, которые нужно выполнять от начала до конца для обучения группе навыков. На них студенты затрачивают до 15 часов.

В этом процессе студентам необходимо сопровождение, поэтому в систему встроены подсказки — это лонгриды, в которых каждая подсказка открывается поочередно и может отсылать к другим дополнительным источникам.

Частичная практика

Часто при выполнении целостной учебной задачи, у студентов нет возможности отточить какой-либо рутинный навык, который требует автоматизма в реальной работе. Чтобы получить представление о мелких задачах и довести их до автоматизма, на некоторых курсах есть частичная практика — это плагин, который декомпозирует большие задачи на небольшие шаги, и позволяет отработать их при помощи упражнений. Они не предполагают работы с брифами от клиентов и придумывания больших идей, но при этом помогают отработать теорию и понять, как будут выглядеть задачи в реальной работе. Тренажеры имеют автоматическую проверку и краткое пояснение к ним, то есть любую ошибку можно сразу же отследить и понять, как правильно выполнять задание.

Задания в частичной практике бывают разные, но чаще всего это выполнение по аналогии, исправление ошибки, а также пошаговое решение рабочей задачи. Это дает понимание того, как устроен процесс работы в той или иной профессии на простых готовых примерах, а также помогает избавиться от страха чистого листа: шаг за шагом человек понимает, что любая работа — это просто сумма небольших действий.

Таким образом, нелинейные курсы основаны на четырехкомпонентной модели дизайна обучения, которая обеспечивает максимальное погружение в контекст работы и оттачивание навыков выполнения задач. Студенты могут выбирать стратегии обучения и уровень сложности задач максимально, а также отрабатывать отдельные навыки до достижения автоматизма. Каждая задача сопровождается автоматическими рекомендациями дополнительных материалов по выполнению — что нужно знать и уметь, чтобы успешно ее сделать. За их выполнение и прохождение других заданий студент зарабатывает баллы, благодаря которым происходит прогрессивное продвижение по программе. На данный момент в Skillbox уже запущено 25 таких курсов (в том числе «Веб-дизайн 3.0», «Таргетолог 3.0», «Веб-вёрстка 3.0» и другие), которые позволяют сократить время обучения и поиска работы и обеспечивают студентам разнообразное портфолио — у студентов этих курсов в Skillbox сейчас в 2-2,5 раза больше кейсов. Также они позволяют увеличить проходимость, и на сегодняшний день уже 40% студентов выполняют все задания разной сложности, не пытаясь просто перейти на новый уровень.

88
Начать дискуссию