Интеграция игровых методик в учебный процесс английского языка: ролевые игры, головоломки и конкурсы

Игры – неотъемлемая часть любого образовательного процесса. И одна из самых эффективных, особенно в детском и подростковом возрасте. Старшие школьники и тем более взрослые утрачивают способность воспринимать мир как игру. Уходит и потребность в них, уступая место сознательному изучению языка для достижения поставленных целей.

По этой причине в школьной программе для младших школьников так много игровых методик.

Игра моделирует реальные жизненные ситуации. В ней полученные на занятиях знания находят практическое применение. Отрабатываются навыки коммуникации.

Помимо образовательной пользы, игры просто доставляют удовольствие, развлекают, будят интерес. Дети познают себя, учатся взаимодействовать, работать в команде. Проявляются их сильные и подсвечиваются слабые стороны. Много нового о себе можно узнать в процессе игры.

Игры бывают языковые, коммуникативные, ролевые.

Языковые: лото, кроссворды, головоломки, игры с кубиком, карточками, лабиринты, составление слов или предложений. Отлично помогают в непринуждённом заучивании материала. То есть что-то своё придумывать, расширять полученные знания – это весьма ограниченно.

Например, можно по очереди расширять предложение.

I have a book.

I have an English book.

I have an interesting English book.

I have an interesting English book at home.

Или разбиться на команды и соревноваться в количестве добавленных элементов.

Коммуникативные направлены в основном на развитие разговорных навыков. Лексика и грамматика не только запоминаются, но и обогащаются в процессе. Появляется необходимость решать коммуникативные задачи, а единого сценария не предусмотрено.

Это может быть монолог или диалог. Например, интервью с целью задавать вопросы и отвечать на них. Или аргументировать свою точку зрения на поставленную ситуацию.

Ролевые игры, помимо образовательной, несут и развлекательную, раскрепощающую функцию. Описывается ситуация, в рамках которой и нужно действовать участникам. Доводятся правила, объясняющие, что делать можно, что нельзя и что считать победой. Обычно допустима и даже желательна импровизация. Её степень тоже обговаривается заранее. Важно понимать, что достижение заданной цели – не основная задача ролевых игр. Главное – раскрепощение, проявление инициативы, фантазии, догадки и социализация.

Допустим, задача – разыграть сценку из мультфильма. Или ситуацию из серии врач-пациент, продавец-покупатель, посетитель-официант.

Игры способствуют мотивации. Дети с нетерпением ждут начала занятий, предвкушая активность. Повышается внимание и самодисциплина, ведь нужно соблюдать правила, чтобы победить. Если игра достаточно интересна, у учеников возникает интерес к английскому, желание его изучить на более высоком уровне. А возможность хотя бы искусственно попасть в «языковую среду» – это как погрузиться в другой мир, который хочется познать и потрогать. Ну и сама по себе активность положительно сказывается на учебном процессе: детям тяжело всё время сидеть на месте и концентрироваться на правилах и упражнениях.

Имеет значение и умение преподавателя переключаться с роли ведущего на роль наблюдателя, которому не нужно тратить внимание на игру, а можно выявлять пробелы в знаниях учеников. В процессе нет необходимости исправлять ошибки, но после проработать стоит.

Длительность игры и время её проведения зависит от целей. Если в начале урока минут на пять, то это разогреет учеников и освежит пройденный материал. Если подольше и в середине, то поможет отработать и закрепить новые знания. А в конце – это закончить «на высокой ноте», что позволит испытать, запомнить и связать положительные эмоции с предметом.

Конкурсы, как разновидность игры, предполагают соревнование и награду за победу. Это стимулирует участников проявлять свои лучшие качества, максимально погружаться в состязания и добиваться успеха.

Вот несколько вариантов игр, которые можно использовать на уроке.

  • Режиссёры и актёры.

Две команды. В одной режиссёры объясняют актёрам из другой ситуации и их роли. А те задают уточняющие вопросы.

  • Кто ответит на вопрос

Каждому участнику присваивается номер. Ученики по очереди бросают два кубика. Первый – это номер вопроса, второй – номер того, кто будет на него отвечать.

  • Описать картинку

Перевёрнутые карточки по теме. Участники выбирают и рассказывают, что изображено.

  • Необычная еда

Участники вернулись из сказочной страны и должны рассказать, какие блюда там видели и пробовали. Можно не только с едой.

  • Найти пару

На карточках разные слова по теме. Их нужно соотнести друг с другом. Можно и со слогами работать, и с буквами. На карточках могут быть картинки с частями слова или словосочетания – так через визуал будет быстрей запоминаться лексика.

  • Догадайся кто

Участники работают в парах. Затем по очереди задают друг другу вопросы, которые приведут к пониманию черт характера собеседника. Задача – написать пять прилагательных, относящихся к личности партнёра. Преподаватель собирает карточки и зачитывает. Ученики пробуют догадаться, о ком идёт речь.

  • Любимая игрушка

Принести в класс и описать игрушку: имя, размер, цвет, почему любимая и проч. Можно и про домашнего питомца. Вместо самого животного сгодятся фото или видео.

  • Я звезда

Участники выбирают знаменитость. Ищут о ней информацию дома. В классе нужно предстать в образе звезды и рассказать «о себе». Но так, чтобы внешне не было похоже. Увлечения, возраст, семья, образование, забавные истории – всё, что прямо не указывает на знаменитость. Задача других участников – догадаться, о ком идёт речь.

Понравилась статья? Подписывайтесь на канал, а мы, команда YES, подготовим для вас новый контент!

Начать дискуссию