ПРИВЫЧКА УЧИТЬСЯ

📚Что стоит за психологией «вечного студента»?

- Я бы начал продвигать себя как творческую личность, но не хватает знаний.

- Так у тебя же три диплома и несметное количество сертификатов

- Да, но все равно чего-то не хватает

Подобный диалог стал типичным. И в результате яркие, творческие люди не выходят на самореализацию, предпочитая самостоятельным действиям новые курсы, семинары, тренинги.

Откуда берется эта навязчивая потребность и каковы психологические особенности синдрома вечного студента? Стоит ли от него излечиваться или напротив, именно состояние ученичества дает психологическую поддержку? Попробуем разобраться в плюсах и минусах.

ПРИВЫЧКА УЧИТЬСЯ

Начнем с того момента жизни когда учиться хотелось просто так, когда было интересно что и почему.

🔬Можете вспомнить этот момент? Когда это было? Дошкольный период? Начальная школа? Основная характеристика этого состояния – исследовательский зуд.

Ну вспомните, как хотелось соединить жидкости и посмотреть бахнет или нет, или размешать волшебный порошок (пусть и стиральный) с чем-то непонятным и понаблюдать что получится в итоге.😲

Если мы усилием воли активируем детские мечты, то станет понятно, чему именно тогда хотелось учиться. И если везло, если кто-то из взрослых интересно рассказывал и показывал, то это время не было тягостным. А напротив, захватывало и увлекало. Хотелось узнавать больше. Про загадочные страны, первооткрывателей и путешественников, про снегоболотоход и еще много необычного.🚀

ПРИВЫЧКА УЧИТЬСЯ

Потребность свободного поиска знаний разбивается о непонимание смысла рутинных действий. Зачем писать палочки и крючки, изучать строение амебы и старательно штриховать. Именно столкновение «хочу» и «надо» приводит к снижению мотивации. И на смену «интересно» приходит «должен».

📉 Это ощущение становится тягостным и бесконечным. Должен прилежно учиться, выполнять задания, писать контрольные и делать домашку. Почему? Потому, что должен. И тогда начитается процесс трансформации. Мы учимся не для того, чтобы было хорошо интересно и здорово, а для того, чтобы не было плохо. Успешная учеба спасает от конфликтов, повышает социальный статус. То есть наш внутренний компас сбивается. Момент, когда интерес пропадает совсем и остается только слово «должен» может прийти внезапно и остаться на долгие годы. А что потом? Внутренние дефициты, несбывшиеся мечты и нереализованные способности.🔏

Выходит, главная поломка – это потеря интереса к жизни. К ее смыслам, законам, технологиям и чудесам. Этот феномен описывает известный социальный психолог Эрих Фромм.

«Мы перестаем волноваться, наши эмоции и критическое суждение заторможены; наше отношение ко всему, что происходит в мире, становится безразличным. ….Жизнь утрачивает какую бы то ни было целостность; она состоит теперь из массы мелких кусочков, отдельных один от другого и не имеющих никакого смысла в совокупности. Индивид оказывается перед грудой этих кусочков, как ребенок перед мозаичной головоломкой; с той разницей, что ребенок знает, что такое дом, и может различить его части на своих кубиках, а взрослый не видит смысла того «целого», части которого попали ему в руки. Он ошарашенно и испуганно разглядывает эти кусочки и не знает, что с ними делать»

Эрих Фромм «Бегство от свободы»
ПРИВЫЧКА УЧИТЬСЯ

Пробудиться от оцепенения и отсутствие веры в себя помогают многочисленные курсы, семинары, вебинары и тренинги успешного успеха, которые строят свои рекламные сообщения по принципу «боль - больше боли».

Герои роликов, продающих сомнительные образовательные продукты рассказывают о том, как раньше не верили в себя, как терзались сомнениями от нехватки актуальных знаний, но о чудо курс изменил жизнь, принес богатство (иногда даже обещают счастливое замужество). Даже понимая весь валюнтаризм большинства обещаний, желающих немало.

🗒 Состояние «с чистого листа» имеет особую притягательность. Именно в статусе ученик - новичок мы получаем кредит доверия, снижаем уровень социальных требований к себе и создаем новые надежды и планы. Для многих стадия ученичества — это реакция на вызовы. Уйти в очередные курсы значительно легче чем выйти на уровень продуктивности.

Врез: Самый известный вечный студент

Британца Роберта Кронина. В 1948 году он поступил в Принстон на факультет биологии. Окончил он его только через 52 года, в 2000 году в возрасте 72 лет.🤓

ПРИВЫЧКА УЧИТЬСЯ

Итак: потребность есть. Учиться хочется нужно и можно, но сделать это необходимо осознанно!

  • Выбираем роли
  • Дать название процессу – значит повысить его значимость и статус. Определить его место в жизни.

Ну а если хочется всего и сразу? (драмкружок, кружок по фото, а еще и петь охота?)

  • Наш классификатор поможет определиться кто ты в каждом образовательном процессе:

🖇 Будущий специалист в выбранной сфере – получаю образование для работы, знаю, что мне нужно, выбираю то, в чем уже уверен. Учусь системно, отслеживаю прогресс.

🖇 Активный любитель – хочу узнать больше и изучаю все, что связано с темой. Это может быть увлечение, хобби, самовыражение или просто то, что доставляет удовольствие от самого процесса. Бесконечные курсы по живописи, музыке, ораторскому мастерству и еще много всего. Да, сейчас это не может быть средством заработка, но оно может помочь. Именно с такой мотивацией легко разрешить себе поучиться физику для гуманитариев или математику для музыкантов. Это развивает, и это действительно полезно. Главное понимать где оно находится в твоей персональной иерархии потребностей.

🖇 Очарованный странник – читаю, читаю, смотрю, слушаю, но не применяю Мне нравится смотреть как это делают другие. И даже купив курс, я не практикую. Здесь явно не хватает решимости и четкого плана действий (не забудь купить курс про решимость и мотивацию).😁 Быть очарованным странником в данном случае не продуктивно совсем. Снижается самооценка и вера в себя, растет чувство стыда за бесцельно потраченное время и деньги (иногда немалые) и в результате могут быть серьезные психологические проблемы.

Как и во всем, здесь важен баланс. Если вся учеба будет направлена на активное любительство, то будете всего уметь по чуть-чуть. Статус активный любитель будет требовать времени и средств, а вот специалистом в желаемой сфере можно и не стать.

С другой стороны, 100 процентная концентрация на чем –то супер важном и полезном, но не любимом и неинтересном приведет к разочарованию и эмоциональному выгоранию. Поэтому принцип Парето 80/20, из которых главная цифра усилий и времени направлена на главное. А потребительское созерцание подождет.

Ну и главное: вспомните как это удивляться и интересоваться! Когда захватывает дух от самого процесса познания и тебя не остановить. Такая учеба может идти через всю жизнь. Обогащая и наполняя новыми смыслами.🌠

Автор: Давыдова Мария Анатольевна

Начать дискуссию