Провести курс в университете: сколько денег потратили, как перешли в онлайн и не потеряли в качестве
Этой весной из-за пандемии все учебные заведения как могли перешли на дистанционное обучение. Мы расскажем, как начали читать свой спецкурс в Уральском федеральном университете и как с помощью Telegram, YouTube и Skype обеспечили его бесшовный переход в онлайн, не потеряв преимуществ офлайна.
Предыстория
В Екатеринбурге существует один из десяти федеральных университетов России. Его создали десять лет назад из двух других крупнейших университетов города. И когда-то бывший математико-механический факультет с течением времени стал частью института естественных наук и математики, но мы по старой памяти будем называть его Мат-Мехом.
Выпускники Мат-Меха работают не только в городских компаниях, но и во всех крупнейших ИТ-компаниях страны и мира. А программа обучения трансформируется под нужды индустрии. Этот процесс долгий и непростой, и, помимо того что меняются обязательные основополагающие курсы, появляются и новые спецкурсы, которые организовать проще.
Так как многие из сотрудников нашей студии Doubletapp — выпускники Мат-Меха и относятся к нему с особым теплом, мы решили не упускать возможности поучаствовать в развитии образовательной программы. Уже с этого весеннего семестра мы запустили спецкурс по Android-разработке. Наша цель — дать актуальные знания и практические навыки, которые студенты смогут применить на реальных задачах.
Мы разработали программу, нарисовали афишу, организовали тестовое задание и записали видеоприглашение. Разобраться с бюрократией по организации спецкурса нам помогла компания СКБ «Контур», которая имеет имеет большой опыт взаимодействия с университетом.
На курс мы пригласили всех студентов УрФУ, которые сделают тестовое задание, не ограничиваясь одним Мат-Мехом.
Отбор
Тестовое задание организовали на платформе Codeforces. Это сайт для соревнований по спортивному программированию, в числе плюсов которого — возможность создать свои задачи на полигоне и организовать на них свой закрытый контест.
Этим мы и воспользовались, сделав тестовое из двух задач: одна алгоритмическая на простые графы, а вторая на ООП без применения алгоритмов. Задачи были оригинальные, мы сами их придумали, написали тесты, легенду и провели пробное тестовое среди наших сотрудников.
Задача на алгоритмы оценивалась в пять баллов, если проходила все наши тесты на платформе. Задача на ООП оценивалась максимум в десять баллов. После автоматической проверки работоспособности задачи на Codeforces, два наших старших Android-разработчика проводили независимую оценку кода по шкале от одного до десяти баллов. Результатом по этой задаче было среднее арифметическое их оценки. А результатом тестового — сумма баллов за обе задачи.
Процесс обучения
В курсе запланировано десять лекций, после каждой лекции домашнее задание.
Лекции представляют из себя рассказ об основных компонентах операционной системы Android, а домашние задания — поэтапная разработка мобильного приложения с нуля до полноценного проекта. В приложение студенты постепенно добавляют новые UI-компоненты, качественную архитектуру, работу с сетью и локальной базой данных, покрытие тестами.
Офлайн-формат
Лекции проводились очно каждую неделю в университете, после них был очный прием домашних заданий. Студенты показывали преподавателям работу приложений, после чего преподаватели смотрели их код, задавали вопросы на понимание и ставили оценки.
Плюсы такого подхода:
- Студенты получают качественный фидбек один на один, могут сразу задавать без стеснения все вопросы, за счет чего их прогресс становится максимальным.
- Преподаватели экономят своё время, если сравнить с тем, сколько бы они его тратили на письменное кодревью и дальнейшие споры со студентами.
Дедлайны как проверок, так и сдачи домашних заданий не нарушаются.
Процесс со стороны преподавателей
Качественная подготовка одной лекции — это большой труд. Поэтому мы распределили наши лекции по разработчикам так, чтобы никто не читал больше одной-двух лекций. Также две лекции взяли на себя разработчики «Контура».
За пять дней до очередной лекции совершается первый прогон, к которому преподаватель уже должен подготовить презентацию и рассказ. После первого прогона всегда поступает много комментариев, советов и предложений от других разработчиков.
За два дня до лекции совершается второй и финальный прогон, после чего остаётся отшлифовать какие-то детали к лекции перед студентами.
Перемены в мире
Вирус поменял всё: университеты закрылись, все курсы в обязательном порядке были переведены на дистанционку.
Нашей задачей было по максимуму сохранить те плюсы, которые давал офлайн, соединив их со всеми плюсами онлайна.
Изменения в лекциях
Когда мы проводили лекции в университете, то ставили на запись GoPro, а потом выкладывали на YouTube смонтированный ролик, включающий в себя как демонстрацию презентации, так и запись с лекции.
Мы видели, как многие преподаватели стали проводить лекции в Zoom, Discord или Minecraft. Но сами решили отказаться от проведения стримов в пользу более качественной и крутой записи видео.
В новом формате мы решили сделать акцент на лекторе, который подобно блогеру общается напрямую со зрителем. Для этого мы купили хромакей, освещение и сделали из нашей офисной переговорки мини-студию.
При этом на экране по прежнему отображалась презентация, чтобы студентам было удобно следить за ходом лекции. Для нас это стало новым интересным опытом видеопродакшена, а студенты приняли новый формат на ура. Обсуждение лекций и ответы на вопросы по ней полностью перешли в Telegram-чат курса.
Изменения в приеме домашних заданий
Нам очень хотелось сохранить живой фидбек для студентов, поэтому для приема ДЗ очевидными стали созвоны один на один. Из-за большого количества студентов нам понадобилось выделить пять-шесть преподавателей, чтобы проверять их домашние задания.
Когда проверка проводилась очно, студенты просто садились к первому освободившемуся преподавателю.
Для переезда приёма домашек в онлайн надо было придумать что-то новое, что должно соответствовать следующим требованиям:
Приём домашних заданий в строго определенное окно один раз в неделю, чтобы постоянно не отвлекать преподавателей от работы.
- Организованная очередь из студентов.
Приём домашнего задания разными преподавателями. (Не каждый преподаватель может принять участие в проверке задач каждую неделю. Студентам же полезно получать фидбек от разных людей с разной точкой зрения.)
- Минимальные издержки на организацию процесса со стороны студентов и преподавателей. Не должно было возникать путанницы, которая бы тратила лишнее время обеих сторон.
Самым удобным решением в данном случае стал Telegram-бот. Кажется, уже прошёл тот хайп вокруг ботов, который был некоторое время назад. Многие создавали ботов ради ботов, никак при этом не улучшая UX процессов, для которых эти боты были созданы. Но в нашем случае это оказалось очень удобным, эффективным и быстрореализуемым решением.
Мы сделали два бота: для студентов и для преподавателей.
С их помощью процесс сдачи домашних заданий теперь выглядит так:
- Студенты заранее размещают код нужной задачи на GitHub и делают сборку Android-приложения.
- Каждый четверг в окно с 17:00 до 20:00 указывают через студенческого бота своё имя и номер задачи, которую они хотят сдать.
- Автоматически в порядке очереди получают от бота никнейм преподавателя в Telegram.
- Отправляют преподователю ссылку на код и APK приложения.
- Преподаватель запускает приложение, смотрит код, намечает вопросы для обсуждения.
- Звонит студенту по Skype и через демонстрацию экрана студента обсуждает с ним задачу, плохие и хорошие моменты по коду, задаёт вопросы на понимание того, как всё работает.
- При необходимости записывает звонок средствами Skype, чтобы студент мог переслушать полученный фидбек.
- После звонка преподаватель через своего бота выставляет баллы, которые автоматически пишутся в Google-таблицу с результатами курса и отправляются студенту через его бота.
Инструмент очень простой, но он быстро и эффективно решил свою задачу. Мы развиваем его дальше: после первого релиза уже добавили новые фичи:
- Cтуденты всегда могут узнать у бота, какие они сейчас в очереди.
- Преподаватели могут посмотреть сколько ещё студентов ожидает в очереди на прием.
Интересно будет прикрутить разного рода статистику, например среднее время ожидания при текущем количестве активных преподавателей и медианное время проверки задачи одного студента.
Трудозатраты
Качественное проведение курса требует огромных трудозатрат:
- Подготовка и прогоны одной лекции в среднем занимают 30 часов лектора и 10 часов слушателей.
- Каждая проверка домашних заданий съедает суммарно более 15–20 часов преподавателей.
- Съемка, монтаж и релиз одного видео — более 10 часов.
- Немало времени ушло на организацию, координацию, дизайн и вёрстку страницы курса, создание анонсов, афиши, пригласительного видео, разработку, тестирование и проверку тестового задания.
Педантично подсчитав все расходы, мы получили:
Расходы на курс: более 440 тысяч рублей.
Мир. Дружба. Жвачка.
Начиная курс, мы не ожидали, с какими проблемами столкнется мир и мы сами. Радует, что в текущей обстановке многие компании пытаются помочь, чем могут. И мы хотим внести свою толику добра.
- Все вышедшие лекции курса собраны в специальном плейлисте на YouTube и каждый может бесплатно их посмотреть и задать свои вопросы в Telegram-чате курса.
- Если кому-то будут полезны наши наработки по проверке домашних заданий, напишите нам, мы постараемся добавить и ваш курс на нашу бот-платформу.
- А также мы готовы принять дополнительно несколько человек к нам на курс с проверкой домашних заданий и качественным фидбеком от опытных разработчиков. Первые десять человек, написавших на почту droid@doublet.app, получат такую возможность.
Будем рады ответить на все вопросы в комментариях.
Платформа временно приостановила все операции, включая вывод средств.
На сайт конкурентов приходят посетители, чтобы купить продукт, похожий на ваш. А что если эти люди увидят вашу рекламу, уйдут от конкурентов и купят у вас?
Всё началось с запроса от группы психологов, которые проводят тренинги по профессиональному выгоранию. Они хотели необычную визуализацию для своих корпоративных программ — что-то, что иронично показало бы офисную жизнь и проблемы выгорания.
Причины неизвестны.
Дата их запуска пока неизвестна.
Например, запретить только исходящие звонки и сообщения от компаний.
Респект, земляки!
А под iOS когда курс будет?
Подпишитесь на канал и ожидайте ;)
нативочка подъехала
Нативная реклама LG?
А можно как-то на этот курс записаться не студентам УрФУ и что для этого нужно сделать?
Да, в конце статье мы про это написали - черканите нам на почту