{"id":13456,"url":"\/distributions\/13456\/click?bit=1&hash=6bf95d5850d39a632d71d9ebb94b8a4e644bc6a23b4e4c2644b39e47003b100d","title":"80 \u0442\u044b\u0441\u044f\u0447 \u0447\u0435\u043b\u043e\u0432\u0435\u043a \u0438\u0441\u043a\u0430\u043b\u0438 \u043f\u0430\u0440\u0443 \u0434\u044b\u0440\u044f\u0432\u043e\u043c\u0443 \u043d\u043e\u0441\u043a\u0443 \u0441\u043f\u0435\u0446\u0430\u0433\u0435\u043d\u0442\u0430","buttonText":"\u0427\u0442\u043e\u043e\u043e?","imageUuid":"a05ce1a7-0771-5520-b8cb-45c9bdd65351","isPaidAndBannersEnabled":false}
Образование
Doubletapp

Провести курс в университете: сколько денег потратили, как перешли в онлайн и не потеряли в качестве

Этой весной из-за пандемии все учебные заведения как могли перешли на дистанционное обучение. Мы расскажем, как начали читать свой спецкурс в Уральском федеральном университете и как с помощью Telegram, YouTube и Skype обеспечили его бесшовный переход в онлайн, не потеряв преимуществ офлайна.

Предыстория

В Екатеринбурге существует один из десяти федеральных университетов России. Его создали десять лет назад из двух других крупнейших университетов города. И когда-то бывший математико-механический факультет с течением времени стал частью института естественных наук и математики, но мы по старой памяти будем называть его Мат-Мехом.

Выпускники Мат-Меха работают не только в городских компаниях, но и во всех крупнейших ИТ-компаниях страны и мира. А программа обучения трансформируется под нужды индустрии. Этот процесс долгий и непростой, и, помимо того что меняются обязательные основополагающие курсы, появляются и новые спецкурсы, которые организовать проще.

Так как многие из сотрудников нашей студии Doubletapp — выпускники Мат-Меха и относятся к нему с особым теплом, мы решили не упускать возможности поучаствовать в развитии образовательной программы. Уже с этого весеннего семестра мы запустили спецкурс по Android-разработке. Наша цель — дать актуальные знания и практические навыки, которые студенты смогут применить на реальных задачах.

Мы разработали программу, нарисовали афишу, организовали тестовое задание и записали видеоприглашение. Разобраться с бюрократией по организации спецкурса нам помогла компания СКБ «Контур», которая имеет имеет большой опыт взаимодействия с университетом.

На курс мы пригласили всех студентов УрФУ, которые сделают тестовое задание, не ограничиваясь одним Мат-Мехом.

Отбор

Тестовое задание организовали на платформе Codeforces. Это сайт для соревнований по спортивному программированию, в числе плюсов которого — возможность создать свои задачи на полигоне и организовать на них свой закрытый контест.

Этим мы и воспользовались, сделав тестовое из двух задач: одна алгоритмическая на простые графы, а вторая на ООП без применения алгоритмов. Задачи были оригинальные, мы сами их придумали, написали тесты, легенду и провели пробное тестовое среди наших сотрудников.

Задача на алгоритмы оценивалась в пять баллов, если проходила все наши тесты на платформе. Задача на ООП оценивалась максимум в десять баллов. После автоматической проверки работоспособности задачи на Codeforces, два наших старших Android-разработчика проводили независимую оценку кода по шкале от одного до десяти баллов. Результатом по этой задаче было среднее арифметическое их оценки. А результатом тестового — сумма баллов за обе задачи.

Процесс обучения

В курсе запланировано десять лекций, после каждой лекции домашнее задание.

Лекции представляют из себя рассказ об основных компонентах операционной системы Android, а домашние задания — поэтапная разработка мобильного приложения с нуля до полноценного проекта. В приложение студенты постепенно добавляют новые UI-компоненты, качественную архитектуру, работу с сетью и локальной базой данных, покрытие тестами.

Обучение проводится на современном языке программирования Kotlin, который является сейчас основным языком разработки под Android. Привет и респект JetBrains.

Офлайн-формат

Лекции проводились очно каждую неделю в университете, после них был очный прием домашних заданий. Студенты показывали преподавателям работу приложений, после чего преподаватели смотрели их код, задавали вопросы на понимание и ставили оценки.

Плюсы такого подхода:

  • Студенты получают качественный фидбек один на один, могут сразу задавать без стеснения все вопросы, за счет чего их прогресс становится максимальным.
  • Преподаватели экономят своё время, если сравнить с тем, сколько бы они его тратили на письменное кодревью и дальнейшие споры со студентами.
  • Дедлайны как проверок, так и сдачи домашних заданий не нарушаются.

Процесс со стороны преподавателей

Качественная подготовка одной лекции — это большой труд. Поэтому мы распределили наши лекции по разработчикам так, чтобы никто не читал больше одной-двух лекций. Также две лекции взяли на себя разработчики «Контура».

За пять дней до очередной лекции совершается первый прогон, к которому преподаватель уже должен подготовить презентацию и рассказ. После первого прогона всегда поступает много комментариев, советов и предложений от других разработчиков.

За два дня до лекции совершается второй и финальный прогон, после чего остаётся отшлифовать какие-то детали к лекции перед студентами.

Перемены в мире

Вирус поменял всё: университеты закрылись, все курсы в обязательном порядке были переведены на дистанционку.

Нашей задачей было по максимуму сохранить те плюсы, которые давал офлайн, соединив их со всеми плюсами онлайна.

Изменения в лекциях

Когда мы проводили лекции в университете, то ставили на запись GoPro, а потом выкладывали на YouTube смонтированный ролик, включающий в себя как демонстрацию презентации, так и запись с лекции.

Мы видели, как многие преподаватели стали проводить лекции в Zoom, Discord или Minecraft. Но сами решили отказаться от проведения стримов в пользу более качественной и крутой записи видео.

В новом формате мы решили сделать акцент на лекторе, который подобно блогеру общается напрямую со зрителем. Для этого мы купили хромакей, освещение и сделали из нашей офисной переговорки мини-студию.

При этом на экране по прежнему отображалась презентация, чтобы студентам было удобно следить за ходом лекции. Для нас это стало новым интересным опытом видеопродакшена, а студенты приняли новый формат на ура. Обсуждение лекций и ответы на вопросы по ней полностью перешли в Telegram-чат курса.

Пример нового формата 😷

Изменения в приеме домашних заданий

Нам очень хотелось сохранить живой фидбек для студентов, поэтому для приема ДЗ очевидными стали созвоны один на один. Из-за большого количества студентов нам понадобилось выделить пять-шесть преподавателей, чтобы проверять их домашние задания.

Когда проверка проводилась очно, студенты просто садились к первому освободившемуся преподавателю.

Для переезда приёма домашек в онлайн надо было придумать что-то новое, что должно соответствовать следующим требованиям:

  • Приём домашних заданий в строго определенное окно один раз в неделю, чтобы постоянно не отвлекать преподавателей от работы.

  • Организованная очередь из студентов.
  • Приём домашнего задания разными преподавателями. (Не каждый преподаватель может принять участие в проверке задач каждую неделю. Студентам же полезно получать фидбек от разных людей с разной точкой зрения.)

  • Минимальные издержки на организацию процесса со стороны студентов и преподавателей. Не должно было возникать путанницы, которая бы тратила лишнее время обеих сторон.

Самым удобным решением в данном случае стал Telegram-бот. Кажется, уже прошёл тот хайп вокруг ботов, который был некоторое время назад. Многие создавали ботов ради ботов, никак при этом не улучшая UX процессов, для которых эти боты были созданы. Но в нашем случае это оказалось очень удобным, эффективным и быстрореализуемым решением.

Мы сделали два бота: для студентов и для преподавателей.

С их помощью процесс сдачи домашних заданий теперь выглядит так:

  • Студенты заранее размещают код нужной задачи на GitHub и делают сборку Android-приложения.
  • Каждый четверг в окно с 17:00 до 20:00 указывают через студенческого бота своё имя и номер задачи, которую они хотят сдать.
  • Автоматически в порядке очереди получают от бота никнейм преподавателя в Telegram.
  • Отправляют преподователю ссылку на код и APK приложения.
  • Преподаватель запускает приложение, смотрит код, намечает вопросы для обсуждения.
  • Звонит студенту по Skype и через демонстрацию экрана студента обсуждает с ним задачу, плохие и хорошие моменты по коду, задаёт вопросы на понимание того, как всё работает.
  • При необходимости записывает звонок средствами Skype, чтобы студент мог переслушать полученный фидбек.
  • После звонка преподаватель через своего бота выставляет баллы, которые автоматически пишутся в Google-таблицу с результатами курса и отправляются студенту через его бота.

Инструмент очень простой, но он быстро и эффективно решил свою задачу. Мы развиваем его дальше: после первого релиза уже добавили новые фичи:

  • Cтуденты всегда могут узнать у бота, какие они сейчас в очереди.
  • Преподаватели могут посмотреть сколько ещё студентов ожидает в очереди на прием.

Интересно будет прикрутить разного рода статистику, например среднее время ожидания при текущем количестве активных преподавателей и медианное время проверки задачи одного студента.

Трудозатраты

Качественное проведение курса требует огромных трудозатрат:

  • Подготовка и прогоны одной лекции в среднем занимают 30 часов лектора и 10 часов слушателей.
  • Каждая проверка домашних заданий съедает суммарно более 15–20 часов преподавателей.
  • Съемка, монтаж и релиз одного видео — более 10 часов.
  • Немало времени ушло на организацию, координацию, дизайн и вёрстку страницы курса, создание анонсов, афиши, пригласительного видео, разработку, тестирование и проверку тестового задания.

Педантично подсчитав все расходы, мы получили:

Расходы на курс: более 440 тысяч рублей.

Мир. Дружба. Жвачка.

Начиная курс, мы не ожидали, с какими проблемами столкнется мир и мы сами. Радует, что в текущей обстановке многие компании пытаются помочь, чем могут. И мы хотим внести свою толику добра.

  • Все вышедшие лекции курса собраны в специальном плейлисте на YouTube и каждый может бесплатно их посмотреть и задать свои вопросы в Telegram-чате курса.
  • Если кому-то будут полезны наши наработки по проверке домашних заданий, напишите нам, мы постараемся добавить и ваш курс на нашу бот-платформу.
  • А также мы готовы принять дополнительно несколько человек к нам на курс с проверкой домашних заданий и качественным фидбеком от опытных разработчиков. Первые десять человек, написавших на почту droid@doublet.app, получат такую возможность.

Будем рады ответить на все вопросы в комментариях.

0
18 комментариев
Написать комментарий...
Dima Afonin

Респект, земляки!

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Краснов

А под iOS когда курс будет?

Ответить
Развернуть ветку
Doubletapp
Автор

Подпишитесь на канал и ожидайте ;)

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Иванов

нативочка подъехала

Ответить
Развернуть ветку
Doubletapp
Автор

Нативная реклама LG?

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Воронов

А можно как-то на этот курс записаться не студентам УрФУ и что для этого нужно сделать?

Ответить
Развернуть ветку
Doubletapp
Автор

Да, в конце статье мы про это написали - черканите нам на почту

Ответить
Развернуть ветку
Anderson Silva

Молодцы, земляки!

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Муравейник

"Мы видели, как многие преподаватели стали проводить лекции в зуме, дискорде или майнкрафте" - в майнкрафе?)) Это как?

Ответить
Развернуть ветку
Лера Крупина
Ответить
Развернуть ветку
Денис Акимов

Насколько сложным разработать бота было? Ну то есть что удобно это круто, но не стоило ли это трети затрат?) 

Ответить
Развернуть ветку
Doubletapp
Автор

3-4 дня на текущий момент.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Товаченков

Посоветуйте курс,книгу по Котлин и вообще где могут научить а не просто взять денег?))

Ответить
Развернуть ветку
Doubletapp
Автор

Наша первая лекция про Kotlin, если хочешь записывайся на наш курс.

Ответить
Развернуть ветку
Anderson Silva

Вакансии есть открытые у вас? Я программирую на Java, Golang 

Ответить
Развернуть ветку
Doubletapp
Автор

Пришли нам на hr@doubletapp.ai своё резюме, пожалуйста.

Ответить
Развернуть ветку
Alex

Отличный опыт, спасибо!
Пожалуйста, поделитесь, каким софтом и железом пользуетесь для видеопродакшена.

Ответить
Развернуть ветку
Doubletapp
Автор

Cъемка - gopro 7 / Iphone XS,
Монтаж Final Cut Pro,
Анимация - Adobe After Effect.

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 18 комментариев
null