Сдать ЕГЭ на 100 баллов. Почему это не про знание предмета?

Ученик N и ученик Y пишут пробник на 90. Затем один из них сдаёт экзамен на 80, а другой — на 100. Откуда такой разброс, если физику они знают плюс-минус одинаково?

Кто-то скажет: «Вариант попался сложнее, повезло/не повезло». Можно бесконечно спорить и уходить в конспирологию, что мол во Владивосток варианты попроще отправляют, чем в Тамбов (или наоборот). Невозможно об этом сказать что-то конкретное, ведь адекватных данных мы не имеем.

Лучше расскажу про то, что знаю. Я учу детей уже 30 лет и твёрдо уверена:

Сдать ЕГЭ на 100 баллов. Почему это не про знание предмета?

Разбираю это на конкретных примерах из своей практики и даю 3 совета по работе со своим состоянием.

Случай №1

Андрей писал пробные экзамены на 90 баллов. Пришел на экзамен и решил всё, кроме одной задачи. Перепроверил всё остальное, попил воды, сходил в туалет, вернулся и решает эту задачу дальше. Не выходит. Что делать?

а) Уйти домой

б) Решать до конца

Андрей выбирает вариант «б» и действует, как настоящий разведчик: спокойно и размеренно подбирается к решению. Смотрит на часы: время идёт, но он продолжает думать. Ключевое слово тут «думать», а не «нервничать».

И вдруг его озарило: за 10 минут до коца экзамена к нему пришло очень красивое (такие в физике тоже бывают) решение. А главное — верное.

Это произошло потому, что он периодически менял фокусировку. Андрей рассказывал мне, что решал минуту-другую, а потом смотрел на часы, отдыхал. Интуитивно он сделал очень важную вещь, которая наверняка помогает художникам и учёным совершать открытия.

Кстати, Сальвадор Дали, Никола Тесла и многие другие искали что-то наподобие, когда спали по 3-4 раза в сутки, чтобы в промежуток между явью и сном пролезло что-то гениальное.

А называется этот процесс «сменой фокусировки». Вместе с переключением фокуса Андрей активизировал разные отделы мозга и открывал доступ к так называемому «бессознательному», где хранятся образы и визуальная память.

Отсюда инсайты, озарения и прочее.

Результат Андрея — 97 баллов.

Случай №2

Ученица Варя писала пробные экзамены 70 баллов. Но на экзамен она пошла, будучи настолько уверенной в себе, что вышла и сказала: «Я решила практически всё».

И я даже не удивилась, потому что Варя за год нашей работы научилась отлично управлять внутренними процессами и переходить в ручной режим управления, если что-то идёт не так.

Допустим, что она встретила незнакомую задачу. Естественная реакция психики — расстроиться, убежать, пропустить, если верное решение не находится. Но мы с Варей научились отслеживать эту эмоцию, давать себе качественную обратную связь и работать с этим состоянием.

Ниже рассказываю про некоторые из фишек 👀

Как результат — Варя могла настолько хорошо работать со своими настройками, что подобрала решение к таким задачам, которые не брала даже на пробниках.

Результат Вари — 89 баллов.

Случай №3

Бывают гениальные ученики, и Марк был одним из таких. Он мог считать в уме то, что я считаю на бумаге минуту. Физику он чувствовал всем своим телом и был лучшим учеником в классе. Пробники писал на 90+ баллов.

На экзамен он пошел, будто уже победил. Но вышел с него, как будто проиграл. Не решил весомую часть задач. На вопрос «Что случилось?» сказал: «Не знаю».

Частая история: интеллект у человека развит, а умение работать с эмоциями от него отстаёт: нервная система работает в отрыве от логических операций.

На самом деле отрыва тут никакого быть не может. Если вы не умеете контролировать свои тело и психику — они начинают контролировать вас.

Результат Марка — 80 баллов.

Как и обещала, делюсь полезными фишками по работе со своим состоянием.

Сдать ЕГЭ на 100 баллов. Почему это не про знание предмета?

1) Отследите положение своих плеч. Дергаете ногами? Это не к добру.

По этим простым параметрам можно понять, напряжены вы или нет. Постарайтесь выровнять плечи, привести дыхание в норму. Поставьте ноги на пол, заземлитесь. Если требуется — закройте глаза и глубоко подышите.

Если не помогает — у вас есть возможность прогуляться до туалета. Пройдитесь по коридору, подумайте о том, что будете делать после ЕГЭ, как себя отблагодарите? Поедете кататься на мотоцикле? Или есть пиццу?

Позитивный стимул и фокус на телесном комфорте прибавят энергии и спокойствия.

2) Видите триггерную для себя тему? Вспомните про успех.

Как вы решили задачу, которая не давалась. Или как вы подобрали ключ к теме. Что вы чувствовали в этот момент? Опишите себе это словами.

Желательно это сделать перед экзаменом, но можно и во время сдачи. Тогда к вам подтянется то самое кайфовое состояние, и в решение триггерной задачи, на которой у вас стоит блок, вы войдете в ресурсе.

А значит, шанс набрать балл увеличится.

3) Фокус/расфокус.

Не буду далеко ходить и поделюсь инструментом, который помог моему ученику Андрею. Смена фокусировки поможет переключаться между общим и частным, чтобы увидеть решение.

Если видите большую задачу впервые — перейдите в режим расфокуса и постарайтесь увидеть её целиком, без концентрации на деталях.

Если вы впервые отрабатываете какой-то частный элемент решения — постарайтесь на этом максимально сфокусироваться, чтобы не ошибиться в точных вычислениях.

Если почувствовали раздражение или лишнее напряжение — расфокусируйтесь и поработайте в фоновом режиме, без акцента на чем-то конкретном.

Перерыв между решением объёмной задачи поможет найти верное решение, т.к. мозг получит доступ к более глубинным образам и знаниям.

P. S. Эти советы настолько простые и настолько рабочие, что отнесите их кому-нибудь, кто ЕГЭ сдаёт! Я всеми чакрами хочу передать этим людям опыт, который наработала за последние годы.

Сдать ЕГЭ на 100 баллов. Почему это не про знание предмета?

Последний кейс с Марком, который провалил экзамен (всем бы его провалить на 80 баллов 😁) случился 7 лет назад и настолько меня задел, что я начала серьёзно пересматривать свой подход к обучению.

Раньше я думала, что достаточно знать предмет в совершенстве: помнить все формулы, решить 195215 задач, потом решить ещё 52105721 задач, потом повторить формулы — и сдать на 100 баллов.

И, конечно, делила детей на способных и неспособных. Сейчас бы я их делила на мотивированных и немотивированных. Как я могу судить о способностях человека, который даже их третью часть показать не может?

Поэтому начала искать ключи — и одним из таких стала работа с состоянием. Инструменты я взяла из психологии, коучинга и нейронаук. Начала активно их внедрять, и результат вырос в среднем на +10 баллов.

Наш мозг — удивительная система, которая умеет связывать знание предмета с невкусным завтраком или любимой песней. Его можно программировать через путешествие во времени или ассоциации с кино.

Моя задача — нарушить автоматизм восприятия и дать ученикам пульт управления, чтобы они могли перейти в ручной режим. А значит, управлять мышлением, эмоциями и добиваться результата.

Об этом всём я пишу в своём ТГ канале. Он про обучение в широком смысле слова:

Вывод:

Конечно же, 100 баллов ЕГЭ про знания. Но, как говорится, в каждой шутке есть только доля шутки.

Знания, умения, навыки — это всё здорово. Но представьте себе новенький спорткар, которым вы не умеете управлять. То же самое и с мышлением.

Но есть хорошая новость — наше состояние в наших руках, и мы можем научиться с ним работать 🤍

22
Начать дискуссию