Эмоциональный интеллект делает мир лучше

Эмоциональный интеллект делает мир лучше

Корпоративный мир хочет быть в тренде. Если все кругом говорят про эмоциональный интеллект, то бизнес тут же задумался: а как его применять в профессиональной сфере? Вот и «Высшая школа лидерства» при Группе компаний «Сентрас» включила эту тему в свою программу. Подробнее об эмоциональном интеллекте и его оттачивании мы поговорили с Эллой Кремер, начальником отдела развития персонала ГК «Сентрас»:

– Элла, расскажите, пожалуйста, про Высшую школу лидерства при Группе компаний «Сентрас». В чем цель Школы?

– Школа была основана на базе страховой компании «Коммеск» (входит в ГК «Сентрас» – ред.). Руководство поставило задачу разработать серию тренингов, при помощи которых можем сформировать кадровый резерв из числа сотрудников среднего звена, подающих надежды, чтобы развить в них навыки руководителя. Но в процессе работы Школы мы поняли, что это не одно обучение. И даже не два. Чтобы получить навыки руководителя нужен комплекс мероприятий. Нужны лекции, задания, отработка. Так появилось представление о полной программе, которая выросла до 11 месяцев.

– Отлично. Сегодня вы раскрывали тему «Эмоциональный интеллект». Почему именно эту тему взяли в программу?

– Как для руководителя, так и человека в целом важно обладать целой палитрой навыков. Помимо основных – делегирование, постановка задач, индивидуальные планы, проведение совещаний и т.д. – нужно еще научиться управлять своими эмоциями и распознавать их в своих сотрудниках. Поэтому тема «Эмоциональный интеллект» актуальна – пока человек существует, он находится в социуме, общается с окружающими, соответственно, понимание своих эмоций и распознавание чужих всегда будет востребовано.

– Насколько понимаю, область эмоционального интеллекта – тема новая, еще исследуется. Как вы считаете, в каком направлении развивается эта область?

– Действительно, тема новая. Понятие «эмоциональный интеллект» распространилось только в 1990-х годах. Поэтому сейчас ограничений для его исследования никаких нет. Ученые и психологи выдвигают свои теории и версии. Даже стандартные базовые эмоции постоянно подвергаются каким-то изменениям. Люди начинают понимать, что их не пять, а шесть или семь, возможно, даже больше. Если говорить о перспективе, то, думаю, что мы озабочены тем, чтобы уровень эмоционального интеллекта не падал в связи с развитием технологий. Так как мы часто теперь уходим в онлайн, общаемся через гаджеты, полагаю, что ученые, теоретики, психологи будут смотреть на то, как нам теперь в новом мире с другой экосистемой общения адаптироваться и не потерять ту самую человечность. А если проблемы все-таки появятся, то какие использовать ключи и инструменты для преодоления трудностей.

– Наверное, да, развитие эмоционального интеллекта осложнено тем, что мы живем в цифровом мире. Насколько развитие этого вида интеллекта становится сложным?

– Чем больше в нашей жизни растет роль гаджетов, чем меньше мы общаемся вживую, тем сложнее нам становится распознавать эмоции и проявлять эмпатию. Скорее всего, вы замечаете, что в современном мире мы, общаясь в мессенджере или соцсетях, отправляем реакцию на какую-то новость или фразу. Делается это для того, чтобы наш собеседник почувствовал эмоцию, настолько ее не хватает в переписке. Не хватает контекста, отношения. Поэтому у нас такой большой популярностью пользуются реакции, лайки, гифки, стикеры – чего только нет! Выбор тех же самых смайликов огромный – вы можете выбрать улыбающийся или в гневе. Все это помогает человеку не терять ту самую эмпатию и переживать весь спектр эмоций. Поэтому – да, человек перешел в эру общения в онлайне. Часто не видит собеседника, но всячески старается восполнить этот пробел. Сам процесс развития эмоционального интеллекта не сильно меняется, и эта тема с каждым годом становится только актуальней.

– Получается, что у человека, с одной стороны, всегда останется потребность выражать свои эмоции, пусть даже через смайлики. А на том конце у человека есть потребность считывать эмоции, чтобы понимать посыл, мессидж.

– Абсолютно верно. То есть, пока человек остается социальным существом, желание получить эмоциональную связь и отклик, дать реакцию никуда не денется.

– Но, может быть, эта потребность снижается, если учитывать, что современные люди стремятся к проявлению индивидуальности, все больше погружены в себя. Как вы считаете, мы действительно движемся больше в сторону индивидуального развития?

– Я придерживаюсь того мнения, что человек – существо социальное. В каком бы вакууме мы не находились, будучи окруженными постоянно документами, компьютером, гаджетами, в конце дня мы возвращаемся в семью, к друзьям. Даже если мы сейчас закроемся в нашем электронном мире, остается потребность увидеть человека, посмотреть ему в глаза, почувствовать его тепло. Она никуда не девается. Потребность в общении такая же, как в воде, воздухе. Во время пандемии люди нашли возможность общаться через Zoom, кто-то даже отмечал там праздники, подключая друзей в сеть. Да, можно позвонить и написать, но, когда ты видишь человека и его реакцию, ощущения совсем другие.

– Я все чаще слышу, как люди говорят: «Я – интроверт!». Такое ощущение, что интровертов становится все больше. Как вы считаете, у них хуже развит эмоциональный интеллект?

– Не думаю, что тип личности зависит от эмоционального интеллекта. Интроверты и экстраверты – это способ восприятия окружающего мира. Если я – интроверт, то более работоспособна и активна, когда нахожусь наедине с собой. Экстравертам нравится общение с другими людьми, погружать их в свои эмоции. Но все это – способ восприятия внешнего мира. При этом у интроверта может быть отлично развит эмоциональный интеллект. Такой человек может быть достаточно закрытым, но вполне эмпатичным. А экстраверт, наоборот, может обладать низким эмоциональным интеллектом: например, бурно выражать свои эмоции, при этом не замечая, какие эмоции испытывают окружающие. Но соглашусь с тем, что в последнее время все больше людей называет себя интровертами.

– Вы тоже заметили это?

– Да, есть такое. У нас же все в индивидуализацию идет. Это раньше кругом говорили: «Вместе мы – сила!». Теперь же все рассматриваются как отдельные личности. Даже индивидуальных профессиональных занятий стало больше. В бизнесе точно также популярен формат стартапа, а это часто проект одного человека. Даже если там есть команда, основатель является главным. Интроверт – это про то, что я – один, я – для себя, я индивидуален и отличен. Если все идем в этом направлении, то многие хотят соответствовать этому тренду. У меня очень много друзей интровертов, это прекрасные потрясающие люди, с которыми легко нахожу общий язык. Хотя я себя считаю в большей степени экстравертом. В общем, есть реальные интроверты, а есть те, кто хочет быть в тренде и говорит: «Я – интроверт, ко мне нужен особый подход».

– Тонкая душевная организация. Возможно, это идет от воспитания, когда мы с малых лет детям говорим: «Посмотри на себя внимательнее, погрузись, пойми, кто ты, в чем твои интересы, способности и таланты?». И человек действительно обращает взгляд внутрь себя, нежели вовне.

– Ну, это очень спорное утверждение. Кто-то действительно говорит так, а кто-то – наоборот: «Давай как все – вот у нас все в семье врачи, и ты тоже будешь врачом». Но если родитель позволяет своему ребенку чувствовать, пробовать, ощущать, что он любит, то, конечно, это воспитывает здоровый эмоциональный интеллект. Хорошо, когда ребенок с малых лет осознает, что ему нравится, а что не нравится, что у него вызывает радость, что у него вызывает печаль, огорчение и так далее. А есть семьи, я думаю, все знают об их существовании, в которых родители говорят детям: «Не сейчас, не тревожь, давай сделаем сначала вот это, а потом мы займемся твоими проблемами».

– Мне сложно дается эмоциональный интеллект в силу того, что ощущаю себя интровертом, плюс технологии часто заменяют живое общение. Как все-таки преодолеть эти сложности и развивать в себе эмоциональный интеллект? Поделитесь, пожалуйста, лайфхаками.

– Как и любой другой навык, эмоциональный интеллект нужно развивать поступательно, начиная с простых вещей. Функции этого вида интеллекта сводятся к пониманию своих и чужих эмоций, умению управлять ими. Для этого нужно научиться распознавать эмоции в себе и в других. Например, у вас глаз задергался, руки затряслись, в этот момент нужно понять, какую именно эмоцию вы испытываете. Что вы конкретно чувствуете? Это элементарный совет, самый простой лайфхак, но он самый действенный. Как понять, с чем у вас проблемы? Нужно научиться останавливаться в моменте и ловить на себе эмоцию. Бывает такое, что чувства нахлынули, эмоции накладываются друг на друга, обстановка давит, новости странные прилетают, и человек – в замешательстве, он не понимает, что происходит, из-за этого нервничает. Надо попробовать разобрать контекст, дистанцироваться от внешних обстоятельств и понять в итоге, что конкретно вы чувствуете в данный момент. Осознание эмоций – это первый шаг. Понимание эмоций других людей – это второй шаг. Здесь тоже простой совет: чтобы понимать, что чувствуют другие люди, нужно общаться с как можно большим количеством людей. Чем больше вы общаетесь с разными людьми, замечаете их мимику, жесты, поведение, тем лучше начинаете распознавать эмоции. А если вы знаете, что чувствует человек, то можете предугадать, как он поступит. Чтобы развить эмоциональный интеллект, нужно постоянно тренироваться. Спрашивать людей, что они чувствуют. Самому говорить о своих чувствах. Эмоциональный интеллект, как и любой другой навык, надо прокачивать.

– Если люди будут развивать свой эмоциональный интеллект, то, надо полагать, у них будет больше эмпатии – сопереживания и сочувствия, а это значит, что мир станет светлее и добрее. Можем провести такую причинно-следственную связь?

– Я человек, по своей сути, позитивный. Я верю в то, что дальше будет лучше, интереснее, веселее. Что есть большой смысл, ради которого мы все это делаем. Поэтому действительно верю в то, что если мы будем прислушиваться, понимать и поддерживать друг друга, то все у нас будет хорошо.

– Спасибо, Элла, за интересную беседу!

Слушайте подкаст с Эллой здесь.

Следите за нашими новостями на Instagram, Facebook, YouTube, Telegrame

Всегда Ваш, Centras Group

Начать дискуссию