Как обманывают коучи и наставники?

Если вы читаете эту статью, вы уже заметили, что слово «коуч» стало как будто ругательным. Его используют в социальных сетях по делу и нет, к нему отсылаются, когда говорят о «высоких чеках», и с ним вместе, через запятую, обычно говорят про «успешный успех», «выход из зоны комфорта» и «квантовые изменения».

Звучит страшно и далеко от правды. Так кто такие коучи на самом деле?

В этом году я получила удостоверение о повышении квалификации государственного образца как раз по специальности коучинг. Поэтому в одной статье расскажу, где в этой профессии правда, а где — с вас просто хотят взять побольше денег за воздух.

Первое отличие — профессия.

Коучинг — это профессия, на которую надо учиться. Это лекции и практики каждую неделю, а в конце обучения — тестирование и ассесмент, когда сессию записывают и анализируют по списку параметров на соответствие стандартам. Примерно через полгода после старта обучения можно получить внутренние удостоверения, а еще через пару месяцев — пришлют государственные. Эти бумаги означают, что специалист обучен по стандартам международной федерации коучей, которая работает, что логично, по всему миру. И он тоже может работать в профессии по всему миру. В Европе и в США коучи прекрасные люди, которых нанимают компании, чтобы спасти своих сотрудников и бизнес.

Как обманывают коучи и наставники?

У нас же мамкины коучи, которые пишут о себе, что являются коучами, едва ли могут показать вам даже грамоту с курсов. Они, вероятно, и не знают, что это профессия, на которую надо учиться. И по сути просто называют себя этим словом, потому что "все сейчас так себя называют". Это как врачи без дипломов, водители без прав или учителя в школе без педагогического обучения. В целом такое тоже возможно, но сомнительно, согласитесь? И даже звучит не очень безопасно.

То есть ключевое из этого пункта: коучинг — это профессия, а не красивая приставка перед именем. Нельзя просто захотеть стать коучем и утром проснуться им. Нет, это целая процедура до аттестации, а дальше долгий путь по уровням мастерства.

Второе отличие — цель.

Коучинг — это когда вместе с клиентом специалист находит его актуальную цель и дальше по желанию клиента сопровождает его на пути к ней. Цели могут быть абсолютно разные: уволиться, переехать, развестись, построить компанию, найти друзей или стать лучшим тапальщиком хомяка (но я бы не работала с таким). Коуч всегда начнет с запроса, будет долго его анализировать, чтобы понять, насколько он настоящий, насколько человек в него верит сам.

В наше время социальных сетей люди часто навешивают на себя не просто желания, а даже обязанность достигать чужие цели. Потом они приходят на сессию с желанием зарабатывать больше и как-то выстроить свое расписание так, чтобы работать 24/7, а оказывается, что больше всего на свете они хотят — на танцы.

Как обманывают коучи и наставники?

У мамкиных коучей речь всегда про успешный успех. Их песни примерно об одном и том же: "Без меня ты "тварь дрожащая" с зарплатой 50 тысяч, а со мной выйдешь на доход от 300к". И неважно, хочешь ты или нет эти деньги, ведь, конечно, хочешь, "ты же нормальный человек, а все нормальные хотят зарабатывать миллионы" (Стэтхм)

Профессиональный коуч никогда не будет навязывать клиенту цель. Он пальца не сдвинет даже в сторону гипотезы, не то что прямой формулировки. Если клиент не знает, чего же именно он хочет, то это уже есть запрос, с которым можно работать на сессиях, пока ответ не сформулирует сам клиент. И если там заработать миллион или выращивать морковь на окне — обе эти цели идеальны для работы дальше, если сам клиент в них верит.

Третье отличие — процесс.

За время обучения в коучей вбивают стандарты работы. Такие же стандарты есть в любой другой профессии и именно они определяют, как должны вести себя специалисты. Мы всегда ждем определенного поведения и действий от врача, водителя и педагога — коучи тоже подведены под стандарт в части аспектов работы.

Стандарты коучей базируются на этическом кодексе, который накладывает обязательства на специалиста и по сути запрещает определенное поведение. Например, коуч не дает советы и рекомендации, не делится своими наблюдениями и ощущениям без разрешения клиента, разговаривает преимущественно вопросами, относится с уважением к личным границам и не создает травмирующий опыт. Отсюда вытекает много тонких моментов, о которых напишу отдельную статью. Но ключевое, что коуч в отношениях с клиентом равен ему и представляет по сути зеркало, которое позволяет человеку поговорить с самим собой и найти настоящие ответы.

Мамкин же коуч всегда знает, что его клиенту лучше. Он дает четкие инструкции и настаивает на их реализации любыми способами. По сути он дает схему едва ли не одну на всех, а как человек сможет ее применить в жизни, подходит ли она ему, нравится ли она, чувствует ли он себя комфортно — кого это волнует? Скажешь что-то против — это позиция ребенка. Тебе предложат вырасти и слушать более успешных людей.

Настоящие коучи предложат слушать только самих себя и будут минутами молчать, если клиент погрузился в молчание и ищет свой собственный уникальный ответ.

Четвертое — мотивация.

Для коуча главное — изменение клиента. Поэтому базовый принцип работы ведет к поиску истинной цели клиента, которая высвобождает большое количество энергии внутри. Человек больше не ведет внутреннюю борьбу — психика ликует и приходит в эйфорическое состояние, одобряя путь к цели. Клиенты коуча улыбаются, чувствуют себя ресурсными и готовыми к переменам. Специалисты могут по согласию клиента поискать внутренние сильные опоры в прошлом, где уже был нужный сейчас положительный опыт. Например, уже были победы в спорте и ощущение металической медали в руках до сих пор хранится на кончиках пальцев. Это мотивирует и усиляет человека на пути к изменениям.
Мамкины коучи — это как тренеры на физкультуре. Они кричат: «Давай! Давай! Быстрее ногами шевели! Вон Артем уже 150 тысяч заработал за час, а ты чего ждешь? Бери телефон и звони всем клиентам». Их не очень волнует ваше состояние, потому что из каждого ученика надо стараться сделать кейс, чтобы продать следующий поток своего наставничества. Будете ли вы в эмоциональном истощении, на грани нервного срыва или в апатии — это будет уже потом, когда ваша программа закончится. А во время нее вам предложат такую сильную внешнюю мотивацию в виде роскошного дома, машин и того же самого Артема, у которого почему-то все получается.

Коуч_настоящий никогда не пойдет в насилие над клиентом. Если что-то не получилось, если задача недели, которую человек сам себе поставил, все равно не выполнена — они об этом поговорят и поищут ресурс даже в таком исходе. Всё есть ресурс. Не сделали дело — отдохнули, что уже хорошо.

Пятое — поддержка.

Коучи не осуждают, в отношениях с ними бережно, с любовью. Клиент учится с уважением относиться к себе, изучает свой мир и делится только тем, чем хочет. Коучи не психологи, поэтому идти в детские травмы и разбираться в отношениях между родителями и выносить вердикт, то есть диагноз, коучи не будут. Их основные инструменты — вопросы, паузы и метафоры, а все вместе складывается в пространство поддержки, когда на час человек погружается в разговор с самим собой.

Даже по итогам сессии коучи не ставят диагнозов, не навешивают ярлыки и не предлагают решения, кому и что надо написать, а где привязать ленточку, чтобы точно все сбылось. Сессия заканчивается подведением итогов разговора, обозначением целей и ресурсов для их достижений. Все это проговаривается самим клиентом. И если он скажет, что на следующей неделе хочет лежать на пляже, а не изучать язык, то окей. Ему виднее. Значит, сейчас он хочет так, отдохнет, а дальше продолжит путь к цели. Если же такой саботаж продолжится, коуч акцентирует на этом внимание и спросит клиента: «О чем это для тебя?» И клиент сам сможет поразмышлять, почему уже месяц он отлеживает бока.

Коучи-вредители, они же псевдопсихологи, мастера проведения разборов и практики всех возможных мирских и духовных дисциплин, — они полезут ставить диагнозы и рассказывать вам, почему у вас такой дисбаланс, где потеряна ваша энергия, какие травмы вам пришлось пережить и как теперь всё это расхлебывать.

Как обманывают коучи и наставники?

Они отправят мириться с родителями, заставят вспоминать детство и травмирующий опыт, расскажут про прошлые жизни и попросят "принять и признать" предыдущие воплощения. В этом нет поддержки. Они не умеют работать с человеком в травме, поэтому бросят вас в слезах и незакрытых эпизодах прошлого, которые с новой силой начнут вас тревожить.

Коуч здорового человека никогда не возьмет на себя ношу, которую он не в состоянии вытянуть. Мир настоящего коучинга наполнен интересными вопросами, метафорами, сценариями сессий, поэтому и там есть где разгуляться. На чужую территорию, особенно психологов, коучи не ходят. Там надо уметь, чтобы не навредить.

Какой итог?

Надеюсь, помогла разобраться, чем настоящий коучинг отличается от инфоцыганского. Будьте внимательны и относитесь к себе с заботой. Если остались вопросы, задайте в комментариях, и подписывайтесь, чтобы не пропустить новые статьи.
Я тут недавно, и если вы дочитали до этого места, то, похоже, между нами есть какая-то легальная химия. Приходите ко мне в уютный дом гостем и другом на канал.

Все изображения, кроме моего сертификата, сгенерированы нейросетью Kandinsky 🥰

3
4 комментария

Я думаю что данная статья является следствием конкуренции людей у которых есть образование и тех у которых его нет. Те которые его получили но остались в стороне, естественно будут напирать на то, что те у кого его нет, не являются настоящими коучами, даже несмотря на то что они более успешны.

Ответить

То есть пять пунктов выше не убедили, что основное различие в и причина "напора" на них в том, что вторая категория вообще никакого отношения к коучингу не имеет?) Если они будут называться "консультанты" и заниматься начнут консалтингом со всеми вытекающими из этой профессии, у меня лично к ним вообще не будет вопросов. Но профессию "коуча" трогать не надо, если даже не понимаешь, чем он самом деле занимается) Потому что потом мне приходится объяснять, что это за человек и что никаких миллионов мне от людей не надо

Ответить