Как найти хорошего репетитора по математике

Не существует репетиторов универсалов. Каждый репетитор хорошо в чем-то одном и сможет дать максимальный результат. А если он предлагает подготовить по нескольким предметам, нужно искать подвох. В этой статье я расскажу, на что стоит обратить внимание при поиске репетитора по математике и как найти лучшего специалиста.

Как найти хорошего репетитора по математике

Меня зовут Марсель, я 10 лет преподаю математику. За все это время готовил учеников разных возрастов: школьников со 2 до 11 класса, вузовскую математику студентам, а также учителей. Я занимался с учениками, которых оставили на второй год, так и с талантливыми олимпиадниками, у которых была цель поступить в лучшие школы Москвы: Л2Ш, Летово, 57, 444, призерство в перечневых олимпиадах. Такой разброс помог мне лучше понять специфику работы с каждой категорией и дал бесценный опыт, которым я сейчас поделюсь. Было время, когда я вел одновременно математику, физику, готовил по каждому из предметов к ОГЭ, ЕГЭ и олимпиадам. Это было очень тяжело и контрпродуктивно, несмотря на то, что я свободно владею этими предметами на высоком уровне.

Где можно найти хорошего репетитора?

Сейчас существует огромное количество площадок, где размещены тысячи репетиторов: Profi, Ассоциация репетиторов, Авито, Яндекс.Услуги. Если написать в поиск "Репетитор по математике" выйдет еще тысячи разных предложений. Как в этом не запутаться?

Как найти хорошего репетитора по математике

Правило №1. Количество предметов

Независимо от источника, внимательно прочитать описание. Хороший репетитор не может одновременно готовиться к 2-3 предметам. Я когда начинал работать, тоже хотел больше клиентов и старался предлагать все, где у меня был хоть какой-то навык. Однако с практикой, я понял, что хорошо можно успевать готовить только 1 предмет и для меня сейчас это ЕГЭ по профильной математике.

Занятия с репетитором, в идеале, должны представлять из себя не просто занятие. Провели занятие, деньги получили, репетитор и ученик свободны до следующей недели - это не продуктивный и безуспешный формат подготовки. Хороший репетитор выстраивает стратегию подготовки и следует ей до достижения цели, вносит корректировки. Проведение самого занятия занимает 40% времени. Все остальное - это составление программы, подготовка материалов к уроку, домашнего задания, поддержка в течение учебной недели, поиск и отбор новых задач, их систематизация. Так и для ученика: 10% времени он работает с репетиторов, а 90% самостоятельно тренируется и оттачивает свои навыки.

Теперь давайте представим, что репетитор ведет математику, физику, по каждому из предметов готовит к ОГЭ, ЕГЭ, олимпиадам и подтягивает по школьной программе. Я не сомневаюсь в компетенциях такого специалиста, он может хорошо разбираться в каждой области. Только когда он будет успевать ко всему этому готовиться, следить за актуальностью заданий, пополнять, убирать лишнее из базы задач? Я сам был в такой ситуации несколько лет, работал по 15 часов в день, старался везде успеть и это контрпродуктивно. Сейчас я работаю не меньше, но все это время уделяю только 1 предмету - ЕГЭ по профильной математике и стал, как минимум, в 4 раза эффективнее.

Правило №2. Опыт подготовки

Хоть и кажется, что репетиторов огромное количество, половина из них это студенты, которые недавно загрузили анкету в интернет, написали, что опыт подготовки 4 года, хотя учатся только на 3 курсе. Я ничего не имею против студентов, это отличный вариант для того, чтобы подтянуть успеваемость в школе, но точно не для подготовки к важным итоговым экзаменам. У студентов просто нет времени и опыта, чтобы организовать такую подготовку. Они могут отлично провести занятие, у них много энергии и желания заниматься. Я думаю, что многие из них стараются дать максимальную пользу на занятии и с ними будет приятнее заниматься, чем со взрослым профессором.

Хоть и репетиторство существует еще со времен СССР, хороших специалистов немного, потому что большая часть воспринимают, как подработку, и возраст здесь не играет решающую роль.

Я недавно разговаривал с репетитором, которому за 40 и задал следующие вопросы:

Я: Проводите ли вы пробники, диагностики?

Он: Нет, в школе проводят. Для меня это не важно, я на уроке вижу разбирается ученик в теме или нет.

Я: А есть ли у вас методические наработки, теория?

Он: А зачем? У меня все в голове, я все прекрасно помню и объясняю

То есть сами репетиторы считают, что их задача - просто провести занятие и свободен.

Мое личное мнение: различные наработки, сборники, подборки задач, методички, видеоуроки - это отражение опыта специалиста.

Как найти хорошего репетитора по математике

Также сейчас успешные преподаватели делятся своими наработками в соц.сетях, обмениваются опытом. Я сам читаю блоги таких репетиторов, например, ВК и в первую очередь рассмотрел бы их в качестве кандидатов. Люди, которые годами ведут соц.сети по теме своей работы, вкладываются в нее душой, делятся полезными материалами, опытом работы и это вызывает доверие.

Критерии успешного репетитора по математике

1. Ведет блог в соцсетях, где делится опытом, наработками, общается с коллегами

2. Записывает видеоразборы заданий, чтобы ученик не ждал всю неделю занятия

3. Создает свои сборники задач, делает подборки и постоянно совершенствуется в этом

4. Продолжает обучаться, проходит курсы, находится в поиске нового.

5. Сосредоточен на чем-то одном и делится своими результатами.

Сколько стоит занятие с репетитором?

Сейчас есть много предложений за 500-600 руб. Давайте подумаем, кто это может быть? Начинающие репетиторы или те, кто подрабатывает. Будет ли такой специалист иметь наработки, сможет ли организовать продуктивную самостоятельную работу? Я думаю, ответ очевиден.

Скрин с ценами на Profi.ru
Скрин с ценами на Profi.ru

И я не говорю, что будет плохой специалист. Конечно нет! Среди них можно найти человека, который сможет объяснить непонятную тему, помочь с задачами, просто сильно большой риск нарваться на дилетанта, но и среди них можно найти подходящего специалиста, есть люди, которые себя недооценивают.

Цена при выборе репетитора играет не решающую роль, ее устанавливает сам специалист, насколько дорого он может себя продать. Я считаю, что адекватная цена за час занятия с хорошим специалистом начинается с 2 тыс. руб. Данный ценовой диапазон не гарантирует, что первый попавшийся специалист будет отличным, он просто расширяет границы поиска. Я недавно видел анкету спеицалиста, который за час занятия берет 10 тыс. руб и не готовит к сложным задачам второй части ЕГЭ.

Опытные специалисты с развитым личным брендом и большим потоком учеников за занятие берут около 5 тыс. руб и более.

Можно найти более дешевые занятия, если рассмотреть групповые форматы или курсы, про это я напишу в следующей статье.

Как бы я искал репетитора?

1. Нашел несколько понравившихся анкет на агрегаторах. Почитал внимательно описание, специализацию репетитора, отзывы. По отзывам постарался бы понять, с каким запросом приходили клиенты и что получили. Главное найти не накрученные отзывы, а похожие на правду.

2. Копирую инициалы репетитора и ищу про него дополнительную информацию в поиске. Может быть, он активно ведет соц.сети, блог. Это поможет мне больше про него узнать и отсеять варианты, если что-то вызовет сомнения.

3. Пишу преподавателю, который больше всего понравился и записываю ребенка на пробный урок. Здесь важно и родителям со стороны посмотреть за ходом урока, чтобы оценить как все проходит.

Если после первого занятия преподаватель понравился, объяснения понятные, значит продолжаем заниматься дальше.

Важные критерии на которые нужно обратить внимание

Есть ли домашнее задание, какой объем и качество. Если все устраивает, то продолжаем заниматься и радуемся, что нашли хорошего преподавателя.

Критерии выбора репетитора по математике
Критерии выбора репетитора по математике

Важно объективно самому оценивать подготовку, идете те ли вы к намеченному результату. Ученик сам должен смотреть на свои успехи и учиться их анализировать. Косвенным подтверждением в течение года будут результаты пробных экзаменов, но это нельзя считать единственно верным показателем.

На начальном этапе пробелов у ученика может быть много и прохождение тем будет помогать начать лучше понимать предмет, однако в такой момент еще далеко до задач из реального ЕГЭ или школьных контрольных. Чтобы сделать первые выводы, нужно хотя бы 2 месяца. И важно задавать себе вопрос: лучше ли я понимаю тему в школе, варианты ЕГЭ лучше получаются (где мне нужно сделать больший упор), знания, полученные у репетитора дают результат? Личные ощущения прогресса ученика играют большую роль.

Онлайн занятия или очные?

Есть ученики, которым сложно дается учеба, нет абсолютно никакой мотивации и энергии. В этом случае очные занятия, энергия обстановки, преподавателя может сыграть на руку. Однако у очных занятий есть много минусов:

- Дополнительное время на дорогу;

- Сложнее найти подходящего репетитора, все ограничивается вашим местоположением;

- Запись занятия не остается;

- Скорее всего, преподаватель ведущий оффлайн занятия, мало использует онлайн ресурсы, которые заметно могут повысить эффективность.

Поэтому онлайн занятия гораздо удобнее, дают больше возможностей. Даже мои ученики, которые в год пандемии перешли из очных занятий на дому, не захотели возвращаться в офлайн, ни один человек из 20!

Какие бывают репетиторы?

Помимо ОГЭ и ЕГЭ есть множество задач, на которых специализируются репетиторы.

1. Поступление в лучшие школы со вступительными испытаниями. Каждая школа имеет свои требования при отборе, разные вступительные испытания. Поэтому обычный репетитор, который работает с обычными школьниками, не сможет продуктивно подготовить в 57 школу, Летово и другие. Нужно время, чтобы изучить задачи прошлых лет, положение о поступлении, ну и опыт здесь никто не отменял. Лучше репетитора для поступления в определенную школу искать через знакомых. Если искать интернете, то лучше сразу спросить про подобный опыт, какие ученики куда поступали. Я несколько лет готовил к поступлению в Лицей ВШЭ и ученики находили меня через друзей и знакомых.

2. Подготовка к ОГЭ. Экзамен после 9 класса нетрудный. Любой ученик, хорошо знающий школьную программу, напишет его минимум на 4 даже без подготовки. Единственная сложное задание - последнее на геометрию. Помочь подготовиться к ОГЭ сможет даже студент, но есть подводный камень: на ОГЭ много требований к оформлению второй части, нужно все правильно расписывать, до 2024 года были совсем жесткие требования, которые слабо относятся к математике, но баллы снижали за формальности. Про них репетитор должен знать и по несколько раз в течение года напоминать ученику и наглядно показывать. Также на ОГЭ есть ограниченный набор заданий в первой части и сообщество репетиторов, занимающихся подготовкой профессионально, про все это прекрасно знают. Важно изучать всевозможные прототипы, которые потенциально могут встретиться на ОГЭ. Опытный репетитор будет знать задачи - ловушки и давать их ученикам, у него больше насмотренность по задачам и способов, как лучше донести материал.

3. Подготовка к ЕГЭ. Данный экзамен гораздо сложнее чем ОГЭ. Ко мне часто в январе - апреле обращаются ученики, которые с репетитором разбирали только первую часть. И когда дело доходило до заданий второй части, они предлагают их не проходить или искать другого репетитора. В школе не изучается сложная стереометрия, задачи с параметром и теория чисел, нет хороших материалов для подготовки к ним. Изучение и систематизация этих тем требует колоссальных усилий, поэтому сложно найти репетитора, который сможет научить решать задачи повышенной сложности из второй части и подойти к этому вопросу системно.

Если у ученика невысокие амбиции, нужно просто сдать ЕГЭ баллов на 50-60, то необязательно искать сильного репетитора, есть ребята, кому достаточно первой части ЕГЭ. Но если цель сдать ЕГЭ на высокие баллы, научиться решать сложные задачи второй части, то нужно искать сильного преподавателя, даже лучше с опытом подготовки к олимпиадам.

Самое главное при подготовке к ЕГЭ - это домашнее задание, самостоятельная практика ученика. Экзамен длится 4 часа, объем работы большой, что даже преподаватели впритык укладываются в это время. Мой опыт показывает, что те ученики, которые слабо готовились самостоятельно, мало тренировались дома, редко писали пробники, устают примерно через 2 часа экзамена и уходят домой, то есть не используют эффективно все отведенное время. Подготовка в течение года, решение множество прототипов тренирует выносливость и мозг ребенка.

Ученики, которые сдают на 90+ готовятся больше 4-5 часов в день, иногда и больше. Задача репетитора - грамотно продумать, что будет делать ученик в свободное от занятий время. Если готовиться только на индивидуальных занятиях, а дома ничего не делать, результат ожидаемо будет низким!

Я своим ученикам открываю доступ к видеоурокам, чтобы они перед занятием могли предварительно изучить тему и уже прийти с вопросами. Вся практика решения задач организована на собственной платформе, на которой больше 4 тыс. задач и все они разбиты по темам и идут от простого к сложному. Каждая решенная задача запоминается и ведется статистика успеваемости.

Mathbank.ru - страница прогресса ученика
Mathbank.ru - страница прогресса ученика

Поэтому готовиться к ЕГЭ лучше с опытным специалистом, который целенаправленно готовит к экзамену и использует для этого все возможные инструменты.

4. Помощь при учебе по сложной программе. Ученик поступил в сильную школу, много математики, добавилась олимпиадная математика и просто нужно помочь влиться, не отставать по сложной программе. Здесь от репетитора не требуется составления программы, продумывание домашнего задания, нужно просто понятнее объяснить школьные темы, показать, что это не так сложно, как кажется. У учеников сильных школ и так много домашнего задания, его важно направить, сделать так, чтобы начало получаться, непонятное стало понятным. В этом случае сможет помочь студент сильно ВУЗа или бывший ученик такой школы. Главное, чтобы ребенок понимал объяснения и было комфортно. Индикатором успеха будет являться ощущения самого ученика, его комфорт на уроках в школе и при выполнении домашней работы.

Вывод

Главное при поиске репетитора сформулировать точный запрос и искать разные варианты, читать анкеты, внимательно их изучать, не бояться сменить специалиста, если что-то не нравится. Если ребенку нравится, вы видите, как он активно работает, с удовольствием ходит на урок, значит все хорошо.
Полезные ссылки

Телеграмм канал для тех, кто готовится к ЕГЭ:

Банк задач ЕГЭ:

Мой курс ЕГЭ по профильной математике:

Индивидуальные занятия:

реклама
разместить
Начать дискуссию