От хобби до космоса: как школа программирования и робототехники помогает устроиться в крупнейшие корпорации страны

Проект Гостева Тихона

За победителей региональных, российских и тем более международных конкурсов по 3D-моделированию, компьютерной графике борются известные компании, ведь свежие идеи в цифровом формате способны принести им огромные деньги.

Георгий Константинович занимается моделированием стыковочных модулей на РКК «Энергия» и параллельно работает преподавателем в школе программирования и робототехники "IT robotics". Он рассказал, в каких соревнованиях стоит участвовать и как к ним готовиться, чтобы ребёнка заметили крупнейшие корпорации страны.

Проект Осетрова Михаила

Многие ученики и их родители игнорируют школьные конкурсы и олимпиады, а зря. Именно с маленьких достижений начинаются большие победы. В 2024 году именно через школы проще всего попасть на крупное соревнование, участникам которых проще поступить в хороший ВУЗ и найти работу в будущем.

В активных, думающих ребятах действительно заинтересованы крупные компании. Партнёрами соревнований выступают Роскосмос, ВКонтакте, 1С, гиганты игровой индустрии и т.д. За неимением квалифицированных кадров в компьютерной графике и вообще видеопроизводстве, игровой индустрии они решили создать такие чемпионаты для того, чтобы с детства в интересной манере подавать детям знания и опыт.

Проект Пугачева Германа

Более того, на соревнованиях выдают медали за профессионализм, которые дают дополнительные баллы при поступлении в университеты. В российских соревнованиях участвуют дети с 14 лет, и если готовиться заранее, то за 2 года можно сильно прокачать умения и навыки до уровня третьего курса ВУЗа, что в дальнейшем позволит на голову обогнать сокурсников, которые только начнут получать эти знания.

Проект Чешева Вадима

В школах появляются площадки дополнительного образования узкой направленности, где ребят готовят к олимпиадам по математике и физике, всероссийской олимпиаде школьников, перечневым олимпиадам.

В нашей школе программирования тоже ведут эти занятия, а я сопровождаю учеников в поездках на национальные соревнования по компетенции 3D-Моделирование для компьютерных игр.

Раньше проходили внутренние соревнования, и лучший ученик от города ехал на конкурс по области. Следующий этап предполагал отбор из области на регион, потом уже на Россию и вплоть до международных соревнований. Правда, участникам приходилось ехать за свой счёт в надежде, что школа компенсирует траты.

Родители самостоятельно каждый день возили детей в Дмитров, где проходили соревнования.С 2024 года от города могут ехать несколько учеников, но для этого нужно, чтобы школа подавала документы и организовывала поездку. Поскольку за участников крупных соревнований учебные учреждения получают баллы, повышая свой рейтинг, добиться этого не так уж и сложно.

Проект Афонина Егора

Если школы программирования и робототехники активно сотрудничают с общеобразовательными школами, гимназиями, то у учеников высокие шансы занять первое место, так как от многих школ, где подобного симбиоза нет, часто приезжают ребята неподготовленные. В этом году Ногинск представляла группа во главе с преподавателем технологии, то есть их программа обучения была совершенно другой направленности, просто у них стоят в классах компьютеры. Один их мальчик всё же занял четвертое место, но он занимался самостоятельно. У нас же ведётся активная подготовка, ребята каждый год получают дипломы.

Проект Соловьева Арсения

Одно из самых интересных соревнований называется «Профессионал», в компетенции 3D-моделирование для компьютерных игр предусмотрено 2 категории.

Первая линейка чемпионатов посвящена 3D-моделированию, в том числе для игр, кино, рекламы, изготовления ювелирной продукции и т.д. Вторая линейка называется Art-masters, компетенции идут как бэкстейдж. Среди партнёров Большой театр Останкино, Министерство культуры и образования. Они готовят аниматоров для заставок новостей, фильмов и т.д.

Подобные чемпионаты прекрасно готовят к вузовской линейке соревнований: если студент в них участвует, его потом с руками отрывают. Инициативных людей всегда приглашают к себе именитые компании. В финал проходят 100 человек, то есть шанс попасть в финал и засветиться очень большой.

В качестве награды можно получить творческую смену в РТ, одна наша ученица туда ездила. Есть много областных, региональных конкурсов, которые становятся ступенькой к победам на более крупных чемпионатах. Для тренировки желательно ни одного соревнования не пропускать. В нашей школе даже сами родители находят интересные турниры, и все ребята дружно в нём участвуют.

Была ситуация, когда дети вышли в интернет, получили задание, за час его сделали и выиграли. Когда школьники постоянно участвуют в подобных мероприятиях, они не боятся, не нервничают, потому что точно знают, что нужно делать.

Проект Калинина Александра

Даже на крупных соревнованиях иногда побеждают те, кто совершенно не рассчитывал на призовое место. Несколько лет назад по компетенции промышленный дизайн нужно было набрать 5 участников. Но одна девочка у нас в этом направлении вообще ничего не понимала, так как занималась дизайном платы. И всё же для неё это был полезный опыт, который пригодился для дальнейших соревнований и вообще для карьерного роста.

Был и аналогичный случай, когда ученик попал на соревнования практически случайно и занял 3 место, потому что учитывают множество факторов, в том числе аккуратность рабочего места, а кто-то из соперников провалился по критериям, перенервничал, забыл включить программы или сохранить результат. Отборочные вообще оцениваются посредственно, поэтому если ребёнок хоть что-то умеет, он легко проходит дальше, получив шанс попасть на призовые места.

Наши победители
Наши победители

Отбор может несколько отличаться для разных компетенций, но принцип похож – обычно его проводят в 3 этапа. Первый проходит онлайн, нужно зарегистрироваться на портале и создать портфолио в соответствии с требованиями. Например, для компетенции компьютерной графики указывают название, ФИО, профессиональное увлечение, интересы, примеры работ, то есть всё по аналогии со взрослыми. Дополнительно проводят онлайн-тестирование или традиционное собеседование, где спрашивают, в каких программах ребёнок умеет работать. 80% участников проходят этот этап, после которого им присылают практическое задание для выполнения дома или на занятиях.

На некоторые соревнования можно подать заявку самостоятельно, просто поставив школу перед фактом. Но в этом случае придётся регистрироваться дополнительно в качестве эксперта, посмотреть видеоурок и пройти тестирование на знание правил чемпионата, организационных моментов.

В art-masters можно участвовать с 14 лет, так как компетенции по компьютерной графике очень сложные и за компьютером приходится сидеть долго. Но поскольку по закону для детей младше 14 лет это запрещено, так как косвенно наносит вред здоровью, день планируют так, чтобы дети работали по 2 часа с перерывами.

На уроке в школе программирования и робототехники "IT robotics"
На уроке в школе программирования и робототехники "IT robotics"

80% критериев ребята делают на занятиях нашей школе программирования и робототехники: ведут творческую деятельность, продумывают персонажей, знакомятся со всеми этапами создания анимации, 3D-моделей. То есть портфолио есть у каждого ученика, преподаватели только учат его красиво «упаковывать».

Я стараюсь записывать занятия, которые дети могут посмотреть, подключившись через дискорд с телефона. Так они узнают актуальные новости, в том числе какие инструменты появились для ускорения работы, которые официально можно использовать на соревнованиях.

Также разбираем критерии по соревнованиям. В любом творческом предмете есть рутинные процессы, я их не показываю сразу, а даю порционно. Ребята начинают делать по чуть-чуть, втягиваются, потом видят результат, таким образом сохраняется мотивация.

Дети знакомятся с разными способами решения задач. Некоторые инструменты нельзя использовать в соревнованиях, зато они помогают распределять время, составлять план. Например, дети учатся работать с нейросетями, которые автоматически создают скелет на их модель, что позволяет быстро создавать композиции. К концу года они уже могут анимировать для своих целей, соревнований. А на втором году обучения у нас анимация идет самостоятельно, потому что анимации с нейросетями на соревнованиях нельзя использовать – будем учить 12 принципов анимации и другие особенности моделирования.

Ученики нашей школы программирования и робототехники 
Ученики нашей школы программирования и робототехники 

Часто преподаватели делятся практическим опытом, который они получают при работе над реальными проектами. Например, я являюсь специалистом по 3D-моделированию полётных операций на РКК «Энергия» в городе Королёв.

По сути, на занятиях мы с ребятами выполняем те же самые задачи, только другого масштаба.То есть обучение проходит без зубрёжки, в комфортной обстановке. Мы всё изучаем на практике.

А когда детям интересно, для них нет ничего сложного на крупных конкурсах!

Начать дискуссию