Об обучении на первой ступени Школы редакторов

Зачем идти в Школу редакторов

Школа редакторов — Ильяхов, «Пиши, сокращай» и билет в редакторское комьюнити. Обычно сюда приходят с такими мыслями и не ошибаются. Школа редакторов — инструмент, которым ты можешь воспользоваться в своих целях.

Вступить в редакторское сообщество. Здесь есть Ильяхов, уже работающие специалисты в сфере текста и возможные будущие работодатели. Основной задачей можно поставить — подружиться с как можно большим количеством людей. Своим потоком редакторов мы создали отдельный чат студентов в Телеграме, где можно флудить, просить нюдсы и иногда обсуждать редактуру и текст.

Дисциплинировать себя. За неделю обычно нужно пройти несколько тестов, успеть сделать несколько заданий, а перед этим изучить огромное количество материалов: видео и текстовые лекции, статьи, дополнительную литературу. Чтобы успеть все — надо уметь распределять свое время, да так, чтобы близкие от тебя не отказались.

Получить билет в профессию редактора. Первая ступень — это скорее больше про огромный объем информации, который тебя заставляют быстро усваивать за счет системы тестов. Если хочется получить практические навыки и получить портфолио — гоу на вторую ступень, там хард практика.

Проверить себя на «вшивость». Когда нужно посмотреть ролики на 5 часов, прочитать 20 статей, решить 3 теста и сделать 2 задания — ты можешь сильно поднять себе самооценку, ведь «оказывается, я могу все». Это похоже на студенчество, когда тебе нужно за пару дней выучить «все», но в таком состоянии вы здесь находитесь 4 месяца.

Моя личная мотивация поступления в Школу редакторов — обучиться новой профессии и войти в нее сразу в статусе мидла. При этом хотелось бы сильно не терять в доходе от текущей деятельности: работаю UX/UI дизайнером. Конечно, основная задача — попасть в комьюнити, познакомиться с опытными редакторами и перенимать их опыт, но это я решаю уже на второй ступени.

Купил «Пиши, сокращай» и решил пойти в Школу редакторов. А сейчас уже с книгой в руках пишу об обучении на первой ступени
Купил «Пиши, сокращай» и решил пойти в Школу редакторов. А сейчас уже с книгой в руках пишу об обучении на первой ступени
Наш наиполезнейший чат потока редакторов в Телеграм: он без преподов, в основном для флуда и полезностей
Наш наиполезнейший чат потока редакторов в Телеграм: он без преподов, в основном для флуда и полезностей

Формат обучения на первой ступени: кому подойдет, а кому стоит сильно подумать

Формат обучения — лекции, статьи, литература и еженедельная проверка по изученным материалам: тесты и задания, которые всегда оцениваются на максимальный балл, если задача выполнена.

На первой ступени нет ограничения по количеству обучающихся. У нас в потоке было 111 учеников, а на вторую проходят только 30 лучших в рейтинге. Если не попадаете в тридцатку — не переживайте, обычно человек 5—10 отказываются от второй ступени. Тут главное не зацикливаться на рейтинге, а учиться в меру своих сил.

Обучение подойдет тем, кто привык постоянно учиться. Если вы решаете тесты, можете принять неудачный результат, готовы соревноваться и принимать то, что всегда будет кто-то лучше — стоит идти на первую ступень. А также если у вас мотивация получить диплом Школы или даже работать в Бюро — идите, не пожалеете.

Сложно будет учиться тем, кто давно не в учебе: засиделись на работе, давно не изучали ничего нового, тяжело переживаете неудачи. Плохие результаты будут, на 100 баллов решить все тесты не получится (хорошо, если будет хотя бы один такой). Моменты, когда захочется забить на тесты и ничего не делать, будут. В такой момент главное — не опускать руку, а помнить про основную цель обучения.

Наш чат учеников Школы редакторов на первой ступени - сейчас полумертвый, так как есть крутейший объединяющий чат
Наш чат учеников Школы редакторов на первой ступени - сейчас полумертвый, так как есть крутейший объединяющий чат

Дисциплины на первой ступени

Типографика и верстка. Интерлиньяж, якорные объекты, модульность — все термины придется изучить. Тесты по дисциплине — для меня сложные и непонятные, по теме даже нет видео лекций: все материалы в текстовом формате. Вроде читаешь, кажется, что разобрался, делаешь тест — получаешь 48 баллов из 100 возможных. Хорошо, что у нас был чат, и многие студенты жаловались не результаты теста: я понимал, что такой не один. Лучше запомнить сразу, что 50—60 баллов за тест по типографике — хороший результат, из-за которого не стоит сильно расстраиваться.

Интерфейс и информация. Преподаватель дисциплины Илья Бирман, он же и проводит все лекционные материалы: на его сайте можно почитать статьи и немного погрузиться в тему. Темы сложные, тяжело разобраться без предварительного изучения, но информация усваивается легче, чем в лекциях по типографике. 70—75 баллов за тест по интерфейсу — нормально, с такими результатами вполне можно проходить на вторую ступень.

Верстка и прототипирование. Дисциплина погружает в тему разработки сайтов, а именно фронтенд части. Сами материалы сложные, зато было всего 2 задания, которые оцениваются по максимальному баллу, если их выполнить. По теме нет ни одного теста, но если вы хотите на вторую ступень — начинайте изучать тему сразу, посмотрите курсы по html и css на Степике.

Переговоры и отношения. Преподаватель дисциплины Илья Синельников рассказывает об очень полезных навыках на любой работе: как договориться о повышении зарплаты, как вести переговоры с клиентами, как расположить к себе собеседника. Совет — заранее купите книгу Кэмпа «Сначала скажите “нет”». Тесты — относительно простые, можно набирать 80+ баллов.

Текст и редактура. Ведет Ильяхов, ради которого сюда приходит 90% редакторов. В лекциях подробнее и на конкретных примерах разбираются тезисы из Ильяховских книг и лекций. По дисциплине желательно набирать 80+ баллов, чтобы пройти на вторую ступень.

Управление и результаты. Ведет Николай Товеровский, темы немного пересекаются с переговорами и более жизненные: как правильно разбираться в задаче, как согласовывать результаты, как работать «не впритык». Тесты обычно несложные, можно набирать 80—90 баллов.

Так выглядит личный кабинет на первой ступени: неделя, дисциплины, темы, задания и оценки
Так выглядит личный кабинет на первой ступени: неделя, дисциплины, темы, задания и оценки

Публикации в журнале «Кто студент» — дополнительные баллы

Журнал «Кто студент» — журнал, в котором берут интервью действующие студенты Школы у выпускников или людей, которые связаны с профессией: редакторы, писатели, маркетологи, главреды. Во время обучения можно даже стать главредом журнала: для этого участвуйте в конкурсе, который проходит каждые полгода.

Процесс публикации простой: предлагает героя, утверждаете повестку и вопросы с главредом, берете интервью, делаете расшифровку текстом и в несколько итераций допиливаете статью вместе с главредом. Итоговая публикация оценивается в 25 баллов для студента, который брал интервью.

В интервью можно выступить корректором: вам дают статью и вы в несколько итераций вносите свои правки, которые касаются грамматических, лексических ошибок, соответствия редполитике журнала. Такая работа в моем потоке оценивалась в 8 баллов.

Основная польза от подобных публикаций — дополнительные баллы и повышение в финальном рейтинге. Вы можете прикладывать такие работы в портфолио и прилагать к откликам на вакансии, ведь вы проделали полноценную работу, как в обычной редакции: нашли героя, вытащили пользу, проинтервьюировали, утвердили с главредом, поучаствовали в создании иллюстраций.

За публикации в журнале я получил дополнительно 121 балл. Без этих баллов я бы оказался на 28 месте в рейтинге, а с ними — занял 17 место:

Результат обучения — курсовая

Итогом обучения выступает курсовая работа — статья на одну из выбранных тем. Также есть возможность выбрать свою тему, но ее необходимо утвердить в деканате: написать на почту school@bureau.ru. Лучше писать до наступления курсовой, так как иногда в деканате отвечают долго, и вы не успеете дождаться ответа и успеть написать курсовую. Главный плюс написания курсовой на собственную тему — вы в ней лучше разбираетесь и сможете сделать более полезный и качественный материал.

На курсовую дается 2 недели. Параллельно с ней еще идут лекции и тесты по дисциплинам. В принципе 2 недели достаточно, чтобы написать добротную курсовую на выбранную тему: написать текст в Гугл-док, перенести в Figma или заверстать в Tilda или Webflow. Сразу совет из закулисья — изучите Figma до второй ступени, чтобы легче выполнять задания.

За курсовую я получил 350 баллов из 500 возможных. Это средний результат, хорошие работы набирают 400+ баллов. Скажу честно, я уже выгорел к моменту написания курсовой и сделал ее не очень качественно, не дорабатывал до идеала. Баллы и все комментарии Максима Ильяхова были по делу, я с ними согласен. Если хотите получить побольше баллов — берите собственную тему, иллюстрируйте статью, проверьте текст в Главреде и не берите слишком широкую тему. Супер статья на эту тему от моей однокурсницы Полины Пахотиной «Пишем курсовую в Школе редакторов».

Начало моей курсовой работы «Манипуляции и пропаганда»
Начало моей курсовой работы «Манипуляции и пропаганда»

Сервис Главред для проверки текста на чистоту и читаемость (сервис Максима Ильяхова):

Супер статья о том, как писать курсовую от моей однокурсницы Полины Пахотиной «Пишем курсовую в Школе редакторов»:

Как учиться, если я параллельно работаю

«Как учиться, если я параллельно работаю?» — самый частой вопрос перед началом обучения, поэтому я решил его добавить в эту статью. Я также задавал его сам себе, но в итоге рискнул и сразу начал обучение после покупки.

Я совмещал обучение на первой ступени с работой в офисе фулл-тайм и фрилансом: статьи, дизайн сайта. Я слушал лекции и выполнял задания на выходных, но это отнимало по 4-5 часов в субботу и воскресенье. Вариант подойдет тем, у кого нет детей, нет огромного количества дел на выходных и кто готов работать 7 дней в неделю.

Многие делали задания в будни по 2 часа в день по вечерам. Можно разбивать 10 часов на Школу как угодно: главное сдать к дедлайну в пятницу 0:00. Мне нравилось делать заранее на выходных, чтобы была возможность что-то не успеть сделать. В этом случае я доделывал в понедельник и вторник и со спокойной душой ждал дедлайна.

Итоговый рейтинг нашего потока на первой ступени: он интерактивный, можно посмотреть динамику, как изменилось ваше место 
Итоговый рейтинг нашего потока на первой ступени: он интерактивный, можно посмотреть динамику, как изменилось ваше место 

Выводы

В итоге я занял 17 место в общем рейтинге из 111 учеников. На вторую ступень приглашают 30 лучших, но многие отказываются, и часто зовут даже 40—45 места в рейтинге. Если есть желание пройти, вы усердно выполняете задания — вы пройдете на вторую ступень.

Изначально моим планом было попасть в десятку лучших, потому что я знал, что со второй ступени на третью позовут только 10 учеников. Когда начал проходить тесты, столкнулся с неудачами, понял, что нет смысла херачить сильнее и больше, чем я могу. В итоге смирился, что не буду в десятке и шел 15—25 в рейтинге на протяжении всей первой ступени.

Я понял, что могу дисциплинированно обучаться и встраивать дополнительную занятость на 10 часов в свой недельный график. Но все-таки к концу первой ступени я выгорел и понимал, что хочу отдохнуть от обучения. Для меня все сложилось хорошо, потому что я еще 2,5 месяца отдыхал перед переходом на вторую ступень: все учащиеся ждут, пока последние поступившие текущего потока закончат свое обучение. Не поступайте в самом конце, когда поток закрывается — вы закончите первую ступень, сразу начнется вторая и будет тяжело сразу продолжить трудное обучение.

Я бы не пошел на вторую ступень, если бы поступил в конце потока. Кажется, что обучение должно доставлять хоть какую-то радость, а после курсовой я был выжатым лимоном. В таком состоянии лучше не идти сразу на вторую: можно, например, купить обучение на второй ступени и взять академ. В этом случае вы начнете обучение на второй ступени со следующим потоком: примерно через полгода.

Вообще обучением на первой ступени я доволен: получил много новых знаний, познакомился с Кэмпом, попал в общество крутых преподов. А главное — наш чат 19 потока, который просто кишит полезностями, общением и флудом, который помогает отвлечься и не чокнуться от тестов и плохих результатов.

Мой Телеграм-канал: https://t.me/uxdesignmydream

11
11
Начать дискуссию