Как внедрить техпред в университете в 2024 году: Выбрать «свой путь»

Студенты «Школы Икс» ДГТУ
Студенты «Школы Икс» ДГТУ

Технологическое предпринимательство в университетской среде сегодня — уверенно растущий тренд: студенты хотят учиться запускать стартапы — система высшего образования предлагает им программы. Однако, для многих университетов масштабность внутренней структуры и вытекающая из нее недостаточная гибкость становятся препятствиями к тому, чтобы взращивать предпринимателей эффективно и безболезненно.

Как успешно реализовать программу техпреда в университете, какие сложности придется преодолевать и что поможет достичь результатов — обсудили с Алексеем Лысенко, заместителем директора Института опережающих технологий «Школы Икс» ДГТУ и тренером тренингов предпринимательских компетенций в рамках федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства» от нашей стартап-студии.

Алексей Лысенко, заместитель директора Института опережающих технологий «Школа Икс» ДГТУ, тренер тренингов предпринимательских компетенций стартап-студии «Открытые инновации»
Алексей Лысенко, заместитель директора Института опережающих технологий «Школа Икс» ДГТУ, тренер тренингов предпринимательских компетенций стартап-студии «Открытые инновации»

Алексей рассказал, как в «Школе Икс» уже 5 лет успешно готовят инженеров-предпринимателей нового поколения, проектирующих и запускающих собственные стартапы.

История Алексея легла в наш гайд из 10 шагов для лидеров изменений, реализующих программы по техпреду в университетах, с чек-листами и комментариями Алексея для каждого шага.

В статье расскажем о самом первом и самом важном шаге, без которого в принципе невозможны изменения.

Как внедрить техпред в университете в 2024 году: Выбрать «свой путь»

Шаг 1. Выбрать «свой путь»

При внедрении техпреда в университете выбор «своего пути» возможен, когда проявлены следующие факторы:

  • готовность ректора
  • полезность для университета
  • заряженная команда
  • актуальная концепция

Обычно внедрение трека по техпреду в университете происходит по одному из типовых путей: изучение и интеграция лучших практик и отдельных элементов, либо реализация полноценной акселерационной программы без привязки к основному направлению обучения, либо внедрение трека «Предпринимательство» в конкретном подразделении. На реализацию таких программ можно получить финансирование за счет государственных грантов.

«Школа Икс» появилась принципиально иным путем: инновационная экосистема сформировалась как «стартап» с высокой степенью автономии в рамках общей университетской среды, и ее развитие финансировалось за счет собственных средств университета. Запуск инициировал ректор ДГТУ как небольшой, но амбициозный, яркий и приковывающий к себе внимание экспериментальный проект в рамках конвенционального университета.

На момент инициации проекта в 2018 году мы уже изучали успешный опыт экспериментов в университетах и решили взять за основу формат образовательного гринфилда. Внедрить спроектированную модель под грифом трансформации инженерного образования в существующие рамки университета не представлялось возможным. На момент основания нового Института ректор был готов к изменениям, и у нас собралась группа энтузиастов, горевших идеей реализовать инновационный проект, максимально заточенный под потребности студентов с одной стороны, с другой — попадающий в потребности существующего рынка. Запуск новой структуры как «стартапа внутри университета» давал нам больше свободы действий — но и ответственность за результат, безусловно, росла кратно.

В прошлом году у нас был первый выпуск — хороший повод оглянуться назад и подвести итоги. Сегодня нас выбирают абитуриенты как приоритетный вуз для поступления. Были даже случаи, когда ребята отчислялись из московских вузов, чтобы перевестись к нам. Конечно, проект все еще экспериментальный, а потому даже сейчас нам нередко приходится сталкиваться со скепсисом в свой адрес. Но мы во главу угла ставим интересы студентов и рынка, ведь если студенты после обучения у нас становятся востребованными на рынке труда, если абитуриенты целенаправленно к нам поступают, родители хотят, чтобы их дети именно у нас учились, если бизнес говорит «Нам это нравится» — эта обратная связь делает нас пуленепробиваемыми для скепсиса.

Комментарий Алексея
44
Начать дискуссию