Путевка в жизнь: как дети, оставшиеся без попечения родителей, могут бесплатно выучить иностранный язык на базе ведущего российского университета

Как университетские ценности становятся маяком надежды для детей, оказавшихся в сложных жизненных ситуациях.

Атабекова Анастасия Анатольевна
Д.ф.н., профессор, заведующая кафедрой иностранных языков, проректор РУДН по многоязычному развитию

На протяжении всей истории человечества поколение детей рассматривалось как будущее цивилизаций. Однако одной из самых уязвимых групп в этой категории были и есть дети, оставшиеся без попечения родителей. Существует различная статистика, но средние цифры указывают на то, что на сегодняшний день порядка 140–150 млн детей по всему миру остались без попечения родителей. Так, по данным Министерства Просвещения РФ, на сегодняшний день в России насчитывается более 350 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. При этом большая часть находится на воспитании в семьях, и порядка 31654 – под надзором соответствующих организаций.

Photo by <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Funsplash.com%2F%40lwdzl%3Futm_content%3DcreditCopyText%26amp%3Butm_medium%3Dreferral%26amp%3Butm_source%3Dunsplash&postId=1317935" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Jack Dong</a> on 
Photo by Jack Dong on 

Эти дети сталкиваются с целым рядом трудностей, которые могут значительно осложнить их адаптацию к взрослой жизни. Психологические травмы, недостаток родительской заботы и эмоциональной поддержки, не всегда благоприятная среда в социальных учреждениях, предвзятое отношение со стороны общества и сверстников, имеющие иногда место быть социальные ярлыки – все это создает дополнительные барьеры на пути получения полноценного образования и развития самостоятельности.

В этом контексте изучение иностранного языка может стать для них настоящим шансом на лучшее будущее. Знание иностранных языков открывает им доступ к новым образовательным ресурсам, способствует развитию мышления, когнитивной деятельности, а также помогает лучше понимать других людей, их традиции и культуры. Изучение иностранного языка – это инвестиция в будущее, а также в уверенность в себе и возможность самореализации.

Photo by <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Funsplash.com%2F%40annaacurcan%3Futm_content%3DcreditCopyText%26amp%3Butm_medium%3Dreferral%26amp%3Butm_source%3Dunsplash&postId=1317935" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Ana Curcan</a> on 
Photo by Ana Curcan on 

Однако не всегда у социальных учреждений или опекунов есть возможность организовать качественное обучение иностранным языкам для детей, оставшихся без родительской заботы. Такое обучение требует значительных финансовых затрат.

В этом ракурсе, на наш взгляд, главную роль могут сыграть ведущие российские вузы, одна из задач которых – отвечать на социальные запросы современного общества. Именно такой подход отражает миссия Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы (РУДН), который с первых дней своего существования был нацелен на реализацию гуманистической миссии просвещения и обеспечения доступности образования.

РУДН как многоязычный и международный вуз рассматривает в качестве одной из социально-ориентированных задач предоставление возможности бесплатно изучать иностранные языки несовершеннолетним, оказавшимся в непростых жизненных обстоятельствах.

Так, в 2023 году по решению Ректора РУДН профессора Олега Александровича Ястребова и при информационной поддержке Министерства Просвещения РФ университет запустил образовательно-просветительский проект по иностранным языкам для детей из разных регионов России, оставшихся без попечения родителей. Стоит отметить, что данный проект финансируется из собственных средств вуза, без привлечения бюджетных денег или иных дополнительных источников финансирования.

Photo by <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Funsplash.com%2F%40k_krrs%3Futm_content%3DcreditCopyText%26amp%3Butm_medium%3Dreferral%26amp%3Butm_source%3Dunsplash&postId=1317935" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Kiril Krsteski</a> on 
Photo by Kiril Krsteski on 

Проект «Узнаю современный мир, изучая иностранный язык» (“Exploring modern world through foreign language learning”) предоставляет возможность бесплатно изучать один из четырех иностранных языков: английский, французский, испанский или немецкий. Обучение проходит в интерактивном формате и ориентировано на учащихся в возрасте от 12 до 16 лет.

Цель проекта – поддержка образовательной деятельности обозначенной категории детей, развитие компетенций учащихся в области иностранных языков как инструмента формирования российской гражданской идентичности, формирования у обучающихся системных знаний о месте Российской Федерации в современном мире, развитие ответственности, уважения к другим и к себе, формирование знаний о зарубежных странах, их культуре и истории.

Программа обучения включает образовательные модули в рамках четырех уровней языковой подготовки (А1 до Б2 по международным стандартам владения иностранным языком). Данная подготовка осуществляется в течение двух лет для каждой учебной группы, в течение календарного года по двум семестрам: весенний – с 1 февраля по 31 мая и осеннего – с 1 сентября по 20 декабря. Учебная контактная нагрузка составляет 8 часов в месяц, 32 часа в семестр.

Программы по всем четырем уровням открываются приказами по РУДН, который имеет право ведения соответствующей деятельности, предусмотренное лицензированием.

Для прохождения обучения по программе с конкретным уровнем учащиеся зачисляются приказами как слушатели программ. После освоения каждого модуля слушатели приказами переводятся на следующий уровень.

Обучение проходит в онлайн-формате и осуществляется преподавателями кафедр иностранных языков РУДН, в том числе представителями других стран, а также при участии студентов старших курсов языковых программ РУДН. Важно подчеркнуть, что преподаватели вуза, реализующие подобные просветительские программы, должны быть особенно внимательны к своим ученикам, учитывать их особые потребности в эмоциональной поддержке, индивидуальном внимании и понимании.

По итогам освоения образовательной программы на конкретном уровне владения в полном объеме предусмотрена выдача сертификата РУДН об освоении дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.

«Мы начали проект в феврале 2023 года. На сегодняшний день более 90 детей проходят обучение в течение полутора лет и освоили или осваивают уже третий (из четырех) модуль программы. Эти ребята представляют более 30 регионов России. Кстати, с начала этого года к проекту присоединилось еще более 150 учащихся по рекомендации органов опеки Москвы и Московской области, - рассказывает Анастасия Анатольевна. - «Важно отметить, что учебные группы сформированы по стартовому уровню владения иностранным языком, поэтому в одной группе могут обучаться дети из разных социальных учреждений, школ и регионов. Это создает отличный социально-коммуникативный эффект: дети взаимодействуют на иностранном языке с ранее незнакомыми сверстниками, учатся слушать, слышать и понимать друг друга».

Конечно, есть и проблемные моменты. Это и трудности технического порядка (недостаток персональных гаджетов, нестабильная интернет-связь), и вопросы геолокации (различие временных поясов), и организационные моменты (накладки со школьным расписанием, внеклассными кружками и занятиями по проекту). Кроме того, ряд учащихся, которые изначально были в проекте в начале 2023 года, вынуждены были от него отказаться ввиду возрастных изменений, смены места жительства, смены социально-семейного статуса, иных обстоятельств сугубо личного характера или отсутствия интереса к обучению в таких кросс-культурных кросс-региональных группах.

Photo by <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Funsplash.com%2F%40pavelmois%3Futm_content%3DcreditCopyText%26amp%3Butm_medium%3Dreferral%26amp%3Butm_source%3Dunsplash&postId=1317935" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Pavel Moiseev</a> on 
Photo by Pavel Moiseev on 

«Важно предложить такое обучение тем ребятам, которые сами в нем действительно заинтересованы, а не просто оказались на проекте потому, что их «записали», - отмечает Анастасия Анатольевна. - «Кроме того, важно оценить организационные возможности будущих участников такого проекта, поскольку возникает целый ряд организационно-технических сложностей, которые уже были упомянуты ранее. В целом, до третьего-четвертого модулей нашей программы обучения дошли порядка 30 процентов из тех, кто начинал учиться по программе».

Однако, несмотря на все препятствия, проект РУДН показывает, что изучение иностранных языков может стать не просто образовательной практикой, а действительным инструментом формирования гражданско-цивилизационной идентичности представителей разных социальных/региональных/культурных слоев в масштабе многонационального государства.

«Мы уверены, что такие программы в современном обществе важны для всех, кто задействован в их реализации. Изучение иностранного языка может быть мощным инструментом для улучшения жизненных перспектив детей, оставшихся без попечения родителей. Важно создавать условия и программы, которые позволяют таким детям получить доступ к изучению языков и развивать свои способности, - отмечает Атабекова Анастасия Анатольевна. – «Кроме того, такие проекты важны и для самого вуза, поскольку позволяют его преподавателям и студентам внести свой очень конкретный вклад в обеспечение поддержки тем, кто в ней нуждается».

33
5 комментариев

не знал, что РУДН предоставляет такую возможность, это здорово, но нужно освещать об этом

1

Сколько себя помню - я был взрослым всегда. Просто я иногда позволял ( и до сих пор иногда позволяю ) себе ненадолго впадать в детство. В хорошем разумеется смысле...

Очень важная программа, здорово!

Мы подали заявку на обучение языку, как дети-сироты. Нас зарегистрировали, сказали: октябрь-ноябрь. И - ни звука. Знаете, как-то унизительно. Зачем такая помпа и шум, когда у университета нет штатов на это? Как всегда, учим язык просто на Ютубе. Вражеский ресурс может учить бесплатно, отечественные чиновники - никогда. Но хоть финансирование вам подкинули под этот проект?

Здравствуйте, Елена!
Увидела Ваше письмо, решила ответить.
1. Университет получает заявки от органов опеки или руководителей социальных учреждений по электронной или обычной почте.
2. В этом году невозможно было бы обещать начало занятий в октябре, т.к. в это время по информации Министерства просвещения регионы только формировали заявки на 2025 год, не очень понятно, кто и куда провел для Вас регистрацию.
3. Для новых слушателей смогли начать занятия по китайскому языку с нуля в ноябре, более 60 учащихся (для которых смогли организовать удобное для всех расписание работают в группах, а всего в настоящее время обучаются 260+ слушателей.
4. С остальными подавшими заявки через органы опеки иди руководителей социальных учреждений дет персональная коммуникация для уточнения выбора языка, уровня группы, составления расписания занятий.
5. Насчет "помпы", "шума", "нет штата", "унизительно"- не очень понято, что имеется ввиду.
6.На счет финансирования-университет реализует проект за счет собственных ресурсов, подкидывать ком-либо, что-либо нет необходимости.
7. Если есть конкретные вопросы по проекту и условиям участия в нем, можно написать на корпоративную почту atabekova_aa@pfur.ru