Путешественники уходят в онлайн

Всем привет! Меня зовут Матвей Шпаро. Обычно я хожу в лыжные походы на Северный полюс, совершаю восхождения в горы. Кроме этого, я руковожу организацией в системе московского образования "Лаборатория путешествий" - мы учим детей путешествовать и через активный туризм развиваем социальные компетенции... Понятно, что последние месяцы все пошло по другому. И я хочу поделиться историей как мы перестроили свою работу, свою жизнь.

Путешественники уходят в онлайн

Пандемия изменила жизнь, в том числе создала новое информационное пространство. К сожалению, оно переполнено негативной информацией, и быстро стало понятно, что нужно создавать позитивное направление, чтобы дать людям моральные силы и веру в будущее. Образовательные организации оперативно и успешно освоили дистанционные формы работы, что, конечно, хорошо. Но это просто новый способ подачи знаний, по сути своей нейтральный и не несущий позитивного заряда. Мне кажется, в нынешних условиях необходимо или, во всяком случае, полезно нечто большее – некая виртуальная площадка, объединяющая детей, родителей, педагогическое сообщество, дающая всем эти людям возможность взаимодействовать, что-то обсуждать, делиться опытом и главное – создавать оптимистическое настроение и уверенность в завтрашнем дне. Задача этой публикации: рассказать об успешном опыте организации информационного пространства под названием #проПоходТВ . Также хотелось предложить некий алгоритм действий для тех, кто заинтересуется темой, найдет ее для себя полезной.

ПРЕДЫСТОРИЯ

ГБУ «Лаборатория путешествий» специализируется на организации специально спроектированных походов и экспедиций с целью развития социальных компетенций у школьников (если простыми словами, мы отправляем детей в походы и стараемся делать всё, чтобы со временем ребята стали сильными самостоятельными личностями). К идее создать собственную видеостудию, как средство маркетингового продвижения услуг, мы шли давно: искали людей, пытались закупить оборудование. Но по ряду причин пока не получалось. Слишком долго и сложно согласовывается необходимый перечень (как госорганизация большие закупки мы должны делать на основе конкурентной процедуры согласно № 44-ФЗ). Классные специалисты в этой области стоят дорого, а делать что-то плохо не хотелось. Пандемия быстро внесла свои коррективы в наши достаточно стандартные рассуждения. Вместо вопроса: «Чего у нас нет?», мы задали себе вопрос: «Что у нас есть?». Ответ был такой: дружная команда, коллективный энтузиазм и наработанное за долгие годы взаимопонимание. А желание создавать собственное позитивное информационное пространство превратилось в острую необходимость.

ПОДГОТОВКА И ПЕРВЫЕ ШАГИ

Мне как идеологу казалось, что стоит взять самое лучшее из утренних телевизионных шоу, а также ориентироваться на существующие формы общения радиостанций со своими слушателями. Выходит, нам надо иметь прямой телефон в студии, собирать комментарии и вопросы с тех площадок, где идет трансляция, и вести разговоры со зрителями в прямом эфире.

Какие еще задачи мы поставили перед собой:

  • реализовывать принцип «карантинного вещания»: все участвующие (режиссеры, редакторы, ведущие, выступающие) должны работать только из дома;
  • реализовывать принцип «карантинного вещания»: все участвующие (режиссеры, редакторы, ведущие, выступающие) должны работать только из дома;
  • создать виртуальную студию, в которой сидят двое ведущих: по классической схеме телевизионных программ, ведущие общаются друг с другом, со зрителями, с гостями эфира, анонсируют программы и сюжеты;
  • всё происходит в формате прямого эфира: вещание должно быть ежедневно по 4 часа, включая выходные и праздники; постоянство – залог успеха; зритель должен привыкнуть к каналу;
  • формат и содержание передач надо сделать такими, чтобы снизить требования к техническим компетенциям сотрудников (в плане обработки видео) и при этом добиться динамичности передачи;
  • включить зрителей в процесс: для этого обеспечить максимальную интерактивность и распространять вещание по социальным сетям.

Для начала мы приступили к изучению того, что такое стриминговое онлайн-вещание. Мы понимали, что оно требует не просто трансляции с одной камеры, но и возможности на одном экране показать нескольких людей из разных мест (это ведь обязательное требование в условиях карантина), которые могли бы общаться между собой. Вместо того, чтобы показывать записанные ролики, мы хотели выводить в прямой эфир специальных гостей, вещание становилось бы более живым и динамичным. Приняв эти пожелания как обязательные, мы приступили к изучению технической части вопроса. Основной сайт и блог, откуда мы черпали информацию – сообщество стримеров России.

Пришлось хорошенько поискать подходящее нам ПО: сложно из большого разнообразия программ со схожими функциями выбрать наиболее подходящие по соотношению между ценой и качеством (идеально – если бесплатно).

Отдельно встали вопросы: «Где вещать?», «Какую социальную сеть выбрать основной площадкой?». У каждой, будь то Youtube, Вконтакте или Facebook нашлись свои недостатки и преимущества, связанные с массовостью аудитории, ее характеристиками, активностью и прочим. Пробовали искать специальные сервисы, которые могли бы нам помочь в использовании всех площадок одновременно. Но в результате, считая, что это обеспечит лучшее продвижение, остановились на отдельном сайте www.propohod.tv, который и запустили.

ЧТО ПОЛУЧИЛОСЬ. ЛЮДИ, ТЕХНИКА, КОНТЕНТ

Проведя первые полноценные эфиры, мы поняли, что онлайн-вещание – процесс «живой», требует ежедневного анализа и постоянного совершенствования. Вот некоторые любопытные промежуточные итоги.

Ведущие в студии. Не всегда стоит гоняться за высокооплачиваемыми специалистами. Самые ценные и надежные кадры – это талантливые сотрудники, работающие в твоем коллективе и доказавшие преданность делу. Из коллег мы отобрали двоих и объявили их «ведущими в студии» (третьим, запасным, стал автор статьи). Эти замечательные ребята – Кристина и Николай – далеко не профессиональные ведущие, но обладают определенными данными и талантами: приятная внешность, грамотная речь, умение уверенно держаться перед камерой. Мы обустроили в их квартирах минимальные студии с хромакеем. Хромакей – это, например, зеленая ткань, на фоне которой происходит съемка для того, чтобы потом программным способом в видеозаписи можно было отделить ведущего от фона и перенести его в виртуальную студию. Кроме хромакея, в комплект студии входят три светильника, ноутбук с веб-камерой и проводной микрофон «петличка». Стоимость каждой студии - 30 000 рублей, с учетом того, что ноутбуки были взяты из офиса.

Ведущие рубрик. Были разработаны 22 рубрики, продолжительностью 15-30 минут и периодичностью 1-3 раза в неделю, вошедшие в сетку вещания. Чаще всего за каждую передачу отвечает «ведущий рубрики». Большая часть эфира строится следующим образом: «ведущие в студии» анонсируют программу, к ним в прямом эфире подключается «ведущий рубрики». Вместе они начинают передачу (оглашают предстоящий сюжет, запускают его), и в заключении – «выход» из программы, когда есть возможность ответить на звонки в студию и пообщаться со зрителями. Именно так организованы утренние телепередачи. Поскольку наш канал тематический, то, конечно, все программы посвящены тому, как подготовиться к путешествиям, предстоящим нынешним летом. Признаемся сразу: наши «ведущие рубрик» ни разу ранее не записывали свои выступления на камеру, ни разу не выходили в прямой эфир. Пришлось срочно проводить онлайн-интенсивы. Сейчас все умеют пользоваться такими приложениями как Canva, iMovie, Clips. Кто-то подключил даже платные тарифы, чтобы использовать дополнительный функционал.

Выпускающие редакторы. Все «ведущие рубрик» замкнуты на «выпускающих редакторов». Их трое, с одной стороны, помогают «ведущим рубрик» добиться достойного качества материала, с другой стороны, по очереди отвечают за драфт сценария в конкретный день.

Я хочу отметить, что онлайн-вещание открывает скрытые таланты сотрудников «Лаборатории путешествий» и точно способствует формированию их у них новых компетенций. Много говорилось о том, что карантин должен стать временем саморазвития. В ГБУ «Лаборатория путешествий» это воплотилось в жизнь в полной мере.

Программное обеспечение. Мы подобрали необходимое программное обеспечение для стриминга: vMix 23 - это видеомикшер, применяющий новейшие достижения компьютерной аппаратуры для предоставления живого наложения HD-видео, чего раньше можно было достичь только при помощи дорогостоящих аппаратных микшеров. vMix является решением для линейного производства видео с такими функциями, как живое микширование, переключение и потоковое вещание 4K, SD и HD-видео-источников, включая камеры, видеофайлы, DVD, веб-камеры, изображения и многое другое. Особенность vMix – способность собирать до 8 входящих видеосигналов и аудиосигналов. Режиссер может работать с ними и запускать на любую площадку для трансляции. Пробная полнофункциональная версия бесплатна на 90 дней. Сейчас программа установлена сразу на двух компьютерах: одна - у режиссера по картинке, другая - у режиссера по титрам (они оба режиссера работают у себя дома), так что мы можем обрабатывать до 16 сигналов. Зачем так много? Аппетит приходит во время еды: сейчас мы разрабатываем на нашем канале игру типа «Умники и умницы» с 6 игроками в прямом эфире и нам потребуется девять входных видеосигналов. Режиссерам, для того чтобы сводить видео и звуковые сигналы, были куплены микшерные пульты (AKAI APCmini – 11 000 рублей, AKAI APC 40 mkii – 4 100 рублей и AKAI MIDIMIX – 10 000 рублей).

Работа со зрителями. Нам необходимо было сформировать свое «ядро» зрителей. Как мы и предполагали, сделать это проще через социальные сети. У нас есть 6 площадок: четыре группы ВКонтакте, две - в Фейсбуке, три - на Youtube. Мы нашли сервис: https://restream.io/ – облачный многопотоковый, который позволяет своим пользователям транслировать живой контент на несколько потоковых платформ, включая (но не ограничиваясь) Youtube, VK, Facebook одновременно. Подключились к платному тарифу. Выделяем на него по 3000 рублей в месяц и транслируем сразу на 8 площадок. И еще важно, что RESTREAM формирует статистику просмотров. Уже сейчас, благодаря ей статистике, мы понимаем, какие передачи успешны, а какие программы надо «подтягивать».

Одна из полезных функций RESTREAM – сбор комментариев со всех площадок. Мы определили одного сотрудника, наблюдающего во время трансляции за интегральной лентой социальных сетей. На некоторые он отвечает сам, а наиболее интересные вопросы и комментарии передает режиссеру для вывода в эфир. Кроме этого, поставленная задача - подключить к студии звонки зрителей в прямом эфире - организованна при помощи сервиса Яндекс.Телефония. Сейчас, до 1 сентября, Яндекс предоставляет бесплатный доступ к сервису и достаточно красивые номера. Звонок принимает удаленный сотрудник, общается со зрителем, узнает у него необходимую информацию и после этого переводит звонок на режиссера. Далее, при помощи программы VirtualAudioCables, звонок заводится в vMix. Достаточно сложно, но эффект того стоит.

Зрители обращаются и это придает живость эфиру.

Номер нашего эфира телефона: 8-499-379-11-22. Звоните! Каждый день с 16 до 19. :)

Ну и, конечно, мы запустили сайт www.propohod.tv. Сделали самый простой дизайн, интегрировали его с каналом Youtube.

Партнеры и наполнение контентом. Одна из самых больших сложностей – это наполнение контентом. Как я уже сказал, мы разработали 22 рубрики, и все они без натяжек интересны и полезны, однако материала на их регулярное наполнение не хватает. Я думаю, это издержки неопытности и стремительного старта проекта. Вынужденно ставим повторы, их около 20 %. Но далее мы придумали новый ход – подключаем партнеров. Например, издательство «Паулсен», выпускающее книги о путешествиях для детей, взяло на себя рубрику #БукНавигатор . «Московский детско-юношеский центр экологии, краеведения и туризма» готовит совместно с нами передачу о московском проекте #ПутьГероя . Кавказский государственный природный биосферный заповедник имени Х.Г. Шапошникова отвечает за разработку темы #ЗаповеднаяРоссия . Привлечение организаций со стороны вносит заметное разнообразие и увеличивает аудиторию. Видимо, партнерское взаимодействие будет со временем расширяться и принесет всем немалую большую пользу.

Развитие и возможности. Каналу всего два месяца. Но каждый день мы делаем шаг вперед: улучшаем и оптимизируем работу. Такого количества оперативных совещаний и планерок мы никогда раньше не проводили (сейчас дистанционно – конференции в Zoome). Помимо прочего, это очевидным образом сказывается на сплоченности коллектива. Мы несем позитив своей аудитории, и при этом генерируем его и для себя. В данный момент нашей заботой стало хранение всех выпусков и распределение их по плейлистам на Youtube (необходимы архив и возможность вернуться в прошлое). Как я упомянул, по типу «Умники и умницы» мы разрабатываем игру #Знатоки , где шесть учеников из разных школ будут бороться за звание лучших знатоков экологии, географии и путешествий.

НАПУТСТВИЕ

Возможно, кто-то скажет, что еще рано делиться опытом, однако пандемия учит всё делать быстро. Хочется, чтобы школы и другие образовательные организации могли оперативно воспользоваться нашим опытом. Можно малыми средствами сделать свой канал и посвятить его любой сфере: робототехнике, медицине, кадетскому движению, экологии, просто школьной жизни… Наполнение может быть любым, но, мне кажется, важно, чтобы был стержень – центральная тема, вокруг которой всё выстраивается. Такой канал может стать образовательным пространством, и самое главное, в нем будет воспитательный компонент.

В заключение скажу, что вся идея, конечно, не реализовалась бы, не будь замечательных сотрудников «Лаборатории путешествий», которые вдохновились проектом.

Большое им спасибо!

Буду рад ответить на возникшие вопросы.

Матвей Шпаро.

Начать дискуссию