Развитие бизнес-образования, или Как учатся взрослые

О развитии бизнес-образования, преодолении кризисов и выборе программы обучения рассказали директор Департамента корпоративного обучения Школы управления СКОЛКОВО Денис Конанчук и директор по развитию и продажам Илона Крейндлин.

Развитие бизнес-образования, или Как учатся взрослые

Предпосылки развития бизнес-образования

На активное развитие бизнес-образования повлияло несколько факторов. Во-первых, последние десять лет во всем мире действовал глобальный проект – «доступное образование», в который включались правительства большинства государств. В результате большая доля населения развитых стран сейчас имеет как минимум один диплом университета. Россия среди лидеров: высшее образование имеют более 60% россиян. Еще 40 лет назад такого не было: в СССР в университеты поступали порядка 15–17% выпускников школ. Сегодня практически все желающие могут учиться, сдав ЕГЭ. С одной стороны, эта ситуация дает возможность людям развиваться и получать знания, необходимые для реализации себя в профессии. С другой стороны, высшее образование стало массовым и перестало выполнять прежнюю задачу – формирование профессиональных, управленческих и интеллектуальных элит. Поэтому появился запрос на появление новой формы, образующей группы людей, которые выходят на передний план в исследованиях, в управлении, в инженерных работах и так далее. Эту роль постепенно берут на себя бизнес-школы.

Во-вторых, люди, окончившие университеты, помнят, что в процессе обучения в вузах важны правильные ответы, за которые ставятся хорошие оценки. Вопросы преподавателю, особенно провокационные, не всегда приветствуются. В жизни же все устроено сложнее: гарантированно правильных ответов не существует. Поэтому люди приходят в бизнес-школы, чтобы избавиться от стереотипов. Здесь все по-другому: студентам, скорее, нужно поставить правильные вопросы, а потом вместе с одногруппниками и преподавателями искать на них ответы.

В-третьих, возникла новая глобальная идея, которая, скорее всего, будет развиваться в ближайшее десятилетие, – это непрерывное образование. От привычной сейчас однопиковой модели обучения, приходящейся на момент окончания университета, то есть на возраст 20–22 года, мы постепенно переходим к многопиковой. Жизнь быстро меняется, и людям, которые прямо сейчас решают управленческие или другие задачи, необходимо постоянно обновлять свои представления о мире, а также наращивать арсенал компетенций и инструментов, которыми они пользуются. Поэтому меняется фокус внимания в образовании: в ближайшее время он будет сосредоточен на обучении взрослых, а это как раз то, чем занимаются бизнес-школы.

В-четвертых, нашей стране и в мире за последние годы произошли многочисленные серьезные изменения, которые не могли не повлиять на процесс обучения людей. Три больших вызова, с которыми все столкнулись с 2020 года, заставили по-новому отвечать на базовые вопросы образования:

  • зачем учиться;
  • чему учиться;
  • как учиться.

Первый вызов, который мы прошли, – это пандемия. Это был кризис формы, так как невозможно было учиться очно и приходилось переходить в онлайн. Появился новый ответ на вопрос «как учиться». Люди массово поняли, что при получении образования необязательно видеть вживую своих одногруппников и преподавателя.

Второй вызов – изменения после 2022 года, влекущие за собой много ограничений, зачастую непредвиденных. Международные рынки начали закрывать доступ для российских компаний. Привычные инструменты перестали работать, поэтому изменилась логистика, финансовая ситуация и прочее. На вопрос, что делать в этой ситуации, пытались ответить многие руководители и бизнес-школы. Сложность преодоления кризиса заключается в том, что новые знания нарабатываются долго: полноценный цикл появления концепции в управлении занимает десятки лет. При этом на практике все компании и предприниматели вынуждены были быстро принимать решения и внедрять изменения. Некоторые пытались описывать свои шаги в виде кейсов и перекладывать действия на учебный процесс. Произошла смена содержания обучения: важнее всего было понять, чему учиться и где взять эти новые знания, которые не описаны ни в каких учебниках.

Развитие бизнес-образования, или Как учатся взрослые

Третий вызов – ежедневное увеличение объема задач у руководителей. Чтобы двигаться дальше, требуется много энергии и сил. Люди вынуждены держать высокий темп: не бежать невозможно, потому что постоянно появляются другие интересные проекты, запускаются новые продукты, занимая долю рынка. И многие начали понимать, что этот рывок, который приходится делать в ущерб своему личному времени, – это не спринт, а марафон, требующий постоянных сверхусилий. Многие стали задаваться серьезными вопросами: «Как долго я еще выдержу в таком темпе? Зачем мне лично это нужно? Есть ли какие-то альтернативы? Что я хочу в целом от жизни и своей реализации в профессии, с какими людьми я хочу работать?» Для ответов на них руководителю нужно постоянно работать с собой, пытаться лучше понимать себя, чтобы осознавать, откуда у него берутся цели и вдохновение на достижение новых высот. Эти размышления переопределяют ответ на вопрос «зачем учиться»: важно понять, ради чего человек идет в обучение, в том числе в бизнес-школы.

Этапы эволюции парадигм управления

В последнее десятилетие наблюдается явная смена управленческих парадигм как в российской, так и в международной экономике.

Весь прошлый век доминировала индустриальная экономика, в центре которой располагался актив, производственный процесс или технология, позволяющая производить продукт. Человек в этой парадигме обслуживает технологию, делая так, чтобы она не ломалась и работала эффективно. Эта система способствовала выстраиванию определенного бизнес-образования: в середине прошлого века возник стандарт MBA, включающий конкретные дисциплины, которые помогали лучше работать в той экономической ситуации. Среди них – операционная эффективность, управление проектами и стратегия, помогающая понять, куда инвестировать актив.

В последнее десятилетие началась активная цифровизация, в связи с чем темп жизни увеличился. Пришло понимание, что в центре должен находиться клиент, потому что выручка в конечном счете зависит от того, купит ли он продукт. Главным стал человек, его потребности и то, за что он готов платить деньги. Существуют технологии, которые помогают понять, каким образом мы можем произвести товар, сервис или услугу для удовлетворения этой потребности, и посчитать сходимость экономики при создании продукта под конкретного человека. В этой новой парадигме начали появляться другие дисциплины, которые сегодня доминируют в учебных планах большинства бизнес-школ: цифровизация и бизнес-моделирование, в том числе переход к гибким организациям. Скорее всего, в этой парадигме еще какое-то время будут существовать многие сектора экономики.

На следующем этапе в центре становится не просто клиент, а в целом весь мир, появляется понятие устойчивого развития бизнеса. Людям стало важно сохранить природу, решать экологические проблемы, сделать мир устойчивым и создать условия для более сбалансированной жизни. Эти вопросы рассматривает стратегия ESG, в которой обсуждаются корпоративное управление, партнерство, этическое лидерство.

Каждый этап не отменяет предыдущий, а наслаивается на него. Хотя до сих пор остались компании, которые успешно живут в индустриальной парадигме, большинство организаций сейчас построены на цифровой экономике, для них клиент находится в центре. Компании, которые рассматривают всю свою деятельность с точки зрения наследия, только начинают появляться. Они стараются сохранить имеющийся баланс в природе и думают не только о создании новой ценности, но и том, какими ресурсами и средствами это достигается. Это важный момент эволюции содержательной повестки бизнес-школ.

Преодоление кризиса и запросы в обучении

Выбор образовательной программы зависит в том числе от ситуации, в которой находится компания и человек прямо сейчас. Ежегодно проводятся исследования, в которых сотни HR-руководителей крупнейших компаний отвечают на вопрос о текущем состоянии их организации. Согласно результатам прошлогоднего опроса, бизнес постепенно справляется с последствиями кризиса 2022 года: компаний, которые находятся в кризисе или стагнации, стало гораздо меньше. Практически треть организаций растут, а порядка 40% HR-руководителей ответили, что их компания находится в фазе трансформации: если раньше у них был один флагманский вектор развития — цифровизация или переход к клиентоцентричности — то сейчас им приходится постоянно проводить изменения сразу по нескольким направлениям. Это сложное состояние, требующее много интеллектуальных и энергетических ресурсов.

11
1 комментарий

Динамика изменений в управлении и обучении действительно впечатляет

Ответить