Портфолио: кому нужно и как писать

Хорошее портфолио сделает соискателя намного интереснее в глазах HRов
Хорошее портфолио сделает соискателя намного интереснее в глазах HRов

Всем привет! Я Виталий Ранн - технический продакт менеджер, exCPO, консалтер продактов и ментор стратапов.

Недавно у одного из моих менти возник вопрос по поводу важности портфолио и его влияния на найм: что выкладывать, в каком формате, по каким критериям отбирать работы для портфолио и, в целом, нужно ли это. Решил осветить эту тему, поскольку она актуальна не только для молодых специалистов, но и для матерых знатоков своей профессии.

Итак, начнем.

Прежде чем впечатлить работодателя своим портфолио, нужно разобраться зачем и кому оно нужно. В данном тексте мы ставим задачу сделать себя привлекательным на рынке труда. Чтобы что? У каждой задачи есть определенная цель, давайте ее обозначим.

Целеполагание

Портфолио нужно чтобы работодатель вас как следует рассмотрел без непосредственного знакомства с вами
Портфолио нужно чтобы работодатель вас как следует рассмотрел без непосредственного знакомства с вами

Чаще всего мы делаем портфолио не из тщеславия, а с конкретной целью - найти работу мечты. Значит портфолио - это не сама цель, цель - найти классную работу. Поэтому портфолио разумно рассматривать на одном уровне с прочими артефактами поиска работы: резюме, сопроводительным письмом и вот здесь, рядом, портфолио. Многие путают портфолию с кейсами. Кейс - это известный на рынке случай, когда с вашем участием сделали крутой продукт, чаще всего его пишут в резюме, но в позициях С-левелов специалистов, часто можно встретить отдельный блок с кейсами. Портфолио - ваш личный завершенный результат этого кейса.

Почему важно разделять эти понятия?

Приведу пример: продуктовый дизайнер Вася сделал мобильное приложение для крупного финтеха, это кейс. Вася, помимо проработки UX и UI приложения, брал решение продуктовых задач в мобильном приложении на себя. Поэтому в кейсе его решения будут смотреться отлично, но в портфолио он положит только дизайн-макеты этого приложения. Что это говорит об опыте Васи? Только то, что он участвовал в разработке дизайнов и макетов, и они хороши. Но вся подкапотная работа остается не иллюстрированной, поэтому дизайны на бехансе это хорошо, но кейс дает более широкое понимание того, какую роль занимал специалист и затрагивает его конкретное участие в проекте. А для нанимающей стороны это основа того, что они хотели бы знать о соискателе. Не понятно? Не страшно, давайте разбираться.

Каким специалистам нужно портфолио?

Хорошее портфолио позволит выделить вас на фоне остальных соискателей
Хорошее портфолио позволит выделить вас на фоне остальных соискателей

Если коротко - всем. Для разработчиков портфолио становится ссылка на репозиторий с кодом, который он может показать как референс своей работы. Продуктовый менеджер может разместить в портфолио премии, сертификаты или благодарственные письма, которые он получил в процессе создания продукта. Дизайнер, понятно, оформит кейс на бехансе, дриббле, тумблере или ином популярном ресурсе, и будет собирать лайки и комменты. Консалтер сделает сайт на тильде с описанием своих успехов и внизу обязательно приложит сертификаты обучений, положительные комментарии о своей работе и бренды компаний, с которыми его связывали рабочие отношения. Все эти артефакты составляют портфолио вышеупомянутых специалистов.

Так что же такое портфолио?

Портфолио всегда можно сделать, опираясь на прошлый опыт, важно чтобы читатель получил желаемое - ваш опыт
Портфолио всегда можно сделать, опираясь на прошлый опыт, важно чтобы читатель получил желаемое - ваш опыт

Из примеров выше становится понятно, что портфолио - это не просто дизайны страниц у дизайнера, и не просто примеры фотографий в портфолио фотографа, и не примеры статей и текстов у специалиста по контенту. По сути портфолию - любые значимые достижения за рабочий стаж, которыми вы хотите поделиться с работодателем, ваша самопрезентация. Она сама себя продает, она закончена и она действительно делает вас привлекательнее в глазах собеседующих.

Что такое портфолио и для чего оно нужно мы ответили, давайте в рамках нашей большой задачи - поиск работы, определим кто же его смотрит и как.

Кто и как смотрит портфолио?

Каждый специалист, который посмотрит в ваше портфолио будет заинтересован его с вами обсудить
Каждый специалист, который посмотрит в ваше портфолио будет заинтересован его с вами обсудить

Задача у портфолио одна - найти работу, но целевых аудиторий - несколько. Вам нужно будет пройти несколько этапов собеседований: с HRом, с нанимающим менеджером, со специалистом, который оценит наши hard skills и потенциальным коллегой, с которым вы будете вместе работать в команде. Итого, 4 этапа собеседований, редко меньше, иногда - больше.

Для каждого из этих ролей портфолио выполняет разные задачи:

  1. HR часто не в состоянии оценить квалификацию по портфолио, и это нормально, поэтому для него будет просто большим плюсом просто то, что оно есть.
  2. Нанимающий менеджер получит представление о том, какой пример работы был сделан ранее, по ним составляет свое первое впечатление - брать вас или нет. Здесь портфолио будет решать критическое значение, т.к. даже пройдя HRа, вы можете не пройти нанимающего менеджера. Если на первом этапе важно просто наличие портфолио, на данном этапе - структурность его заполнения. Оно должно легко читаться.
  3. Далее, после того, как вы прошли нанимающего менеджера, будет сложное собеседование по вашим hard skills. Получив ваше портфолио, такой специалист с интересом и не без доли скептицизма будет его изучать. На данном этапе важно качество каждого кейса. Во время собеседования, скорее всего, такой специалист пройдет по вашим кейсам и задаст вопросы о принятых вами решениях в разработке проекта. И сделает он это по вашему портфолио. Это значит, что игра идет на вашем поле: по оформлению которое вы сами сделали как раз для этой задачи. Нужно ли говорить о том, что оно должно быть идеальным?
  4. Наконец, собеседования с членом команды. Чаще всего это собеседование гибрид всех предыдущих с фокусом на те задачи, которые важны именно выбранной команде. Портфолио здесь служит лакмусовой бумажкой того, что вы приходите как эксперт на данную должность. Иначе говоря, хорошее портфолио - это квота доверия со стороны собеседующего в том, что вы являетесь квалифицированным специалистом. Начиная собеседование с этой высоты, вы почувствуете, что с самого вашего первого слова вам доверяют, и такое собеседование обречено на конвертацию в офер.

Как оформлять портфолио?

Рецепты оформления простые, но важно продумать структуру и сторителинг
Рецепты оформления простые, но важно продумать структуру и сторителинг

Вот 13 общих правил, которые применимы и для кода и для беханса, которыми я хочу поделиться:

  1. Лучше плохо оформленное портфолио, чем его полное отсутствие.
  2. Портфолио должно быть законченным. Это касается как и законченных ранее проектов, так и самого формата портфолио, все кейсы структурированы по единому формату. Если отличаются, да, лучше их привести к одному формату, такие работы намного удобнее смотреть.
  3. Первым кейсом в портфолио всегда должна быть самая сложная и сильная работа, далее - по уменьшению сложности. Допустимо приводить несколько главных кейсов, делать общую черту с “прочими проектами” и описывать их куце, но флагманы всегда должны быть идеальны.
  4. Хорошо, если у вас есть 6 кейсов. Тут работает психология. 1-2 кейса - мало, 3-4 немного, 5 и 6 - уже много, больше - хорошо, меньше 3 нельзя. Скажу по правде, последние уже редко кто смотрит. Но они есть, и это тоже ваш опыт.
  5. Портфолио должно быть структурировано: простое описание себя, кто вы, какая у вас роль, что user узнает о вас, получив ваше портфолио, вводное описание что и где вы делали, законченный бриф. Здесь подойдет простая конструкция: Заголовок + 2-3 предложения;
  6. Сам кейс, но написанный по формату: что сделано, как сделано и почему так, а не иначе. Ваши пошаговые действия для достижения этого результата. Все любят нюансы и сторителинг, помогите понять вашу работу тому, кто ее изучает;
  7. Результаты, достигнутые кейсом. Желательно выраженные количественно. Нет цифр? Попросите дать отзывы и запихните их в портфолио, здесь легкое ЧСВ будет играть вам на руку;
  8. Призыв к действию. Этот блок может поворяться в каждом кейсе. Все для того, чтобы прямо из портфолио была возможность с вами связаться. Чем короче этот путь, тем лучше для вас, так что не забывайте контакты;
  9. Если вы начинающий специалист и у вас 1-2 кейса - не страшно. Намного важнее — хорошо рассказать о них: что это были за проекты, какие задачи вы решали и какие результаты были достигнуты. Здесь качество будет работать лучше, чем количество;
  10. Нужно ли заморачиваться? Как знаете. Но тогда не удивляйтесь, что соискатели с более структурным портфолио получат ваше место. Заморачиваться - хорошо, это не просто картинки или код, это ваш опыт, ваше “лицо”.
  11. У вас большой опыт и разностороннее портфолио? Лучше не валить их в одну ссылку, сделайте несколько портфолио с разными ссылками. Опять же, это показывает вас системным и структурным специалистом, это всегда хорошо;
  12. Если сложно показать портфолио красивым образом, например, из-за ограничений площадки или форматов, которые используются - дайте ссылку. Например, на свой лендинг, который вы сделали на low code инструментах. Для того чтобы оформить тильду или викс, вам нужно не более 8 часов с нуля. Если сложно - сделайте хороший pdf, google-документ, презентацию или дайте ссылку на ваш личный профиль в соцсети или фриланс-площадке, здесь по-прежнему будет работать первое правило;
  13. Сделали портфолио? Молодцы! Только его еще нужно периодически обновлять. За поиском текущей работы рано или поздно придет поиск последующей, этот инструмент всегда будет с вами и поможет только наращивать ваш инструментарий;

Что делать, если портфолио нет или лень его делать?

Оформление портфолио - достаточно трудозатратная задача, но это время окупится скорицей
Оформление портфолио - достаточно трудозатратная задача, но это время окупится скорицей

Выбор всегда за вами. Можно попробовать и без него, но я рекомендую все же его наработать. Вы увидите значительный рост конверсии в отклики HR в первой воронке и больше приглашений на 2ой собес во второй воронке. Уверен, вы можете собрать кейсы, например, из пройденного обучения, или из текущей работы, или сделать свою работу на основе популярного референса, или фриланс. Вариантов много.

Отдельно отмечу, что NDA - не отмазка. Вы всегда можете добавить в портфолио анонимизатор, который покажет суть проекта, но не раскроет коммерческой тайны. Так многие делают.

На фрилансе всегда найдутся ребята, которые за деньги готовы собрать ваши кейсы и оформить портфолио. Лень, но портфолио нужно? Заплатите, это окупится многократно, когда вы выйдете на работу мечты.

Выводы

Владельцы сильного портфолио всегда будут в более выигрышной позиции по сравнению с другими соискателями
Владельцы сильного портфолио всегда будут в более выигрышной позиции по сравнению с другими соискателями

Портфолио нужно всем. И чем раньше вы начнете его делать - тем лучше. Количество кейсов важно, но на первых парах важнее качество каждого кейса и структура. Помогайте читателям лучше понять сложность проекта и принятые вами решения, не забывайте про сторителинг. Не ограничивайтесь форматом площадки, оформите кейс еще лучше и разместите его на любом удобном носителе, от pdf до ссылки на ресурс, портфолио это тоже продукт. Чем лучше вы его сделаете, тем лучше он будет перформить на рынке труда.

Желаю каждому сделать классное портфолио и найти работу мечты.

---

Если вам понравился этот текст, вы можете подписаться на мой телеграмм-канал, где я пишу про продуктовый менеджмент, найм и здоровье сотрудников. Жду вас там.

Также я занимаюсь консалтингом и, если что-то в статье будет непонятно, вы можете связаться со мной по контактам здесь: vitaly.rann.info (кстати, зацените мое портфолио).

11
3 комментария

если грамотно создать промт, то можно очень неплохо у ИИ заказать

1

Ну, для уровня джунов - можно, конечно. Но это сложно считать своей работой. Лучше все же публиковать кейсы, которые потом и кровью набиты.