Как питчинг помогает стартапам получать поддержку и ресурсы от индустриальных партнеров и инвесторов

<i>Питчинг участника тренинга стартап-студии на форуме «Школы Икс» ДГТУ #ИнженерыРешают 2024</i>
Питчинг участника тренинга стартап-студии на форуме «Школы Икс» ДГТУ #ИнженерыРешают 2024

Для основателя стартапа, будь он опытным предпринимателем или вчерашним выпускником университета, умение убедительно представлять свои идеи и проекты является критически важным для налаживания партнерских отношений и получения ресурсов.

Тренинги по питчингу стартап-студии помогают лидерам стартапов, студентам и предпринимателям, эффективно представить результаты, достигнутые в проектах. Тренинги и пользуются высоким спросом в университетах: как завершающий этап акселерационных программ и как самостоятельные образовательные мероприятия.

Согласно всероссийскому опросу предпринимателей, проведенному Деловой средой и НАФИ, 39% респондентов считают устную коммуникацию одним из самых важных качеств успешного предпринимателя. А эксперты hh.ru относят умение ярко выступать на публике и делать лаконичные и интересные презентации к базовым универсальным навыкам, которые необходимы «вообще всем».

Питч представляет собой короткую емкую презентацию идеи или проекта с целью привлечения ресурсов.

Наталья Абабий, тренер стартап-студии, более 10 лет помогает развивать и формировать навык питчинга студентам и предпринимателям. В частности, весной этого года эксперт готовила к защите проектов финалистов конкурса «Стартап как диплом» и стартап-команды «Школы Икс» ДГТУ.

Как питчинг помогает стартапам получать поддержку и ресурсы от индустриальных партнеров и инвесторов

Наталья раскрыла особенности методологии питчинга, на которой основаны тренинги стартап-студии по подготовке к питчам, и поделилась полезными инструментами и фреймворками, которые помогут вам собрать идеальный питч.

Когда и кому нужно уметь питчить

Навык питчинга, который включает умение формировать правильные смыслы и эффективно их представлять, необходим практически каждому, кто формирует свою траекторию развития как управленца. Это может быть предприниматель, стартапер, менеджер проекта или топ- / мидл-менеджер в компании.

В проектном управлении такие презентации нужны для представления запуска или итогов проекта, а также для получения внутренних ресурсов организации для его реализации.

Для стартапа и его основателя этот навык становится ключевым для выживания и успешного развития проекта. Без ресурсов, которые стартаперы привлекают через питчи, бизнес может оказаться под угрозой закрытия.

Как собрать хороший питч в 3 шага

Наталья выделила 3 ключевых шага подготовки к успешному питчу.

1. Определить цель питча

Подготовка к питчу начинается с формулирования цели и запроса к инвест-борду, перед которым вы будете выступать. Для этого нужно понимать, какой ресурс вы хотите привлечь через питч. Осознав цель и запрос, вы сможете выбрать правильный формат и раскрыть его через правильную структуру.

Часто в качестве запроса называют деньги. Помимо финансового ресурса питчинг помогает привлекать партнеров, доступ к оборудованию, пилотные площадки для реализации проектов, информационную поддержку, команду и другие ресурсы.

В конце презентации обязательно должен прозвучать запрос к инвест-борду, который четко раскрывает, что именно вы хотите получить.

Комментарий Натальи

2. Понять и учесть интересы и выгоды целевой аудитории питча

Чтобы заинтересовать инвесторов в вашей ключевой идее, важно учесть их интересы при подготовке презентации и акцентировать внимание на выгодах и сильных сторонах проекта или идеи. Посмотрите на ключевую идею питча глазами потенциальных слушателей — это поможет лучше понять, что именно их заинтересует.

3. Визуально поддержать и усилить речь

Презентация проекта и представление питча выступающим в целом, включая голос и манеру спикера держаться, — это мощные инструменты, которые усиливают то, о чем говорит спикер. Неудачная презентация и подача могут, напротив, испортить даже идеальную речь или создать у инвесторов некорректное или противоречивое впечатление.

Далее раскроем более подробно первый шаг, а оставшиеся 2 шага мы подробно описали в блоге стартап-студии.

Шаг 1. Определить цель питча — чтобы выбрать правильный формат и раскрыть его через правильную структуру

Прежде всего, нужно определиться с форматом питча. Если вы участвуете в официальном мероприятии, например, в конкурсе, формат будет известен заранее. В других случаях стоит ориентироваться на цели вашего питча.

Формат питча

Выделяют elevator pitch, idea pitch и funding pitch. Эти форматы лаконичные и структурированные, что делает их идеальными для стартаперов, когда нужно привлечь ресурсы.

Elevator pitch (1 мин) — условно-минутный питч, в котором нужно быстро донести до слушающего самую суть проекта.

Idea pitch (3 мин) — используется для донесения и обоснования идеи, например, на конкурсах.

Funding pitch (7−10 мин) — более подробная презентация проекта инвестору или инвест-борду для получения денег и других ресурсов. Для таких питчей необходима презентация, в то время как для elevator и idea питчей нередко можно без нее обойтись.

Также при выборе формата питча и формулировании запроса нужно учитывать состав инвест-борда. К примеру, формат funding pitch предназначен именно для привлечения ресурсов от потенциальных инвесторов.

Комментарий Натальи

7-минутные питчи выпускников «Школы Икс» ДГТУ, которых готовила Наталья, можно посмотреть в официальной группе «Школы Икс» Вконтакте.

Структура питча

Что касается структуры, существует стандартная последовательность, которая помогает «продавать идеи». Она позволяет обосновать для целевой аудитории адекватность идеи и целесообразность принятия решения о поддержке или выделении ресурсов. Эту последовательность следует адаптировать в зависимости от цели, формата и особенностей аудитории.

Слайды презентации должны соответствовать выбранной последовательности.

Типовые слайды презентации для питча 
Типовые слайды презентации для питча 

Важно учитывать формальные требования, если они есть. Если вы, презентуя идею или проект, выйдете за рамки тайминга, о котором знали заранее, для инвест-борда это сигнал о том, что вы склонны нарушать договоренности.

Комментарий Натальи

Читайте статью до конца в блоге стартап-студии — и вы узнаете

☑ Как учесть при подготовке питча выгоды и интересы инвест-борда, чтобы они поддержали ваш проект

☑ Как максимально усилить впечатление от питча с помощью хорошей презентации

☑ Как развивать навык питчинга

☑ Почему к питчам лучше готовиться с экспертом и чем он может быть вам полезен

☑ Что помогло Ралине Тишиной, победительнице (в составе команды) конкурса «Стартап как диплом» в 2024 году, преодолеть волнение и достичь заветной цели

<i>Победители конкурса «Стартап как диплом» 2024 Тишина Ралина и Волобуев Глеб</i>
Победители конкурса «Стартап как диплом» 2024 Тишина Ралина и Волобуев Глеб
33
Начать дискуссию