9 шагов для создания качественного продукта: используйте как пошаговую инструкцию

Когда эксперт решил сделать свой продукт, он может столкнуться с трудностями: что и в каком порядке делать? Это статья-инструкция из 9 основных шагов, которые лучше выполнять в указанном порядке, чтобы создать качественный продукт, который будет точно востребован на рынке онлайн-образования.

Меня зовут Анастасия Коренева, я основатель методологического агентства Stayer. Мы специализируемся на создании и улучшении образовательных продуктов для экспертов, предпринимателей и корпоративных университетов. Наша миссия — помогать профессионалам, обладающим глубокими знаниями и опытом, разрабатывать программы, которые не только отвечают высоким стандартам качества, но и позволяют им стать лидерами в своих нишах. За плечами нашей команды — успешная работа более чем в 35 нишах и 65+ созданных и улучшенных продуктов

Для удобства каждый шаг обозначен в виде вопроса, на который необходимо ответить эксперту.

Шаг 1. Что я умею и знаю достаточно хорошо, чтобы создать свой продукт?

Создание большинства продуктов начинается с анализа опыта и компетенций эксперта. Этот процесс часто называют распаковкой экспертности. Это можно сделать самостоятельно или со специалистом. Если вы решили сделать распаковку своей экспертности самостоятельно, вот некоторые рекомендации, которые могут вам в этом помочь:

  • выпишите все ваши сильные стороны и развитые компетенции;
  • составьте список занятий, которые приносят максимальное удовольствие;
  • перечислите ваши профессиональные достижения;
  • отметьте характеристики, которые выгодно отличают вас от коллег;
  • попросите ваших коллег и клиентов дать вам обратную связь, спросив у них о ваших суперсилах.

Когда будете выполнять задание, старайтесь не анализировать и не думать, пишите то, что первое приходит на ум и подсказывает сердце. После этого останется один шаг - понять, в какой продукт можно упаковать все ваши знания, опыт и компетенции.

Шаг 2. Для кого мой продукт?

Следующий шаг - анализ целевой аудитории. Он критически важен, потому что ошибки на этом этапе могут стоить потраченных денег и времени. Когда вы не изучали потенциальную аудиторию, их потребности и запросы, вы строите продукты на гипотезах и собственных фантазиях.

9 шагов для создания качественного продукта: используйте как пошаговую инструкцию

На старте, если у вас еще нет большой аудитории, можно начать с анкеты или провести минимальное количество интервью. Например, при работе над первым образовательным продуктом для внешнего рынка на этапе исследования рынка и ЦА для Корпоративного университета “Умополис”, мы провели всего 8 интервью, каждое из которых длилось 20-30 минут. Но даже они позволили получить общее представление о том, что беспокоит и волнует специалистов в сфере HR и учесть это при создании программы обучения.

Однако если у вас есть достаточный объем аудитории, проведите 15-20 интервью с вашими потенциальными и действующими клиентами. Короткие разговоры по 20-30 минут бывают очень информативными. Часто из разговора можно узнать то, о чем вы сами не догадывались. После проведения интервью, для проверки своих гипотез используйте анкетирование и соберите не менее 50-80 заполнений анкеты.

В проведении качественных интервью вам поможет книга Роберта Фитцпатрика “Спроси маму: Как общаться с клиентами и подтвердить правоту своей бизнес-идеи, если все кругом врут?”, если вы планируете проводить интервью самостоятельно.

Описывайте вашу аудиторию не только по демографическим признакам, но также изучайте их интересы, проблемы и даже страхи. Если вы располагаете бюджетом, можно заказать полноценное исследование аудитории, в маркетинге его называют кастдев (от англ. Customer Development, или CustDev - тестирование идеи или прототипа будущего продукта на потенциальных потребителях).

Каким бы путем вы не пошли, не пренебрегайте этим шагом. То, что вы думаете о проблемах и желаниях вашей аудитории, часто не соответствует реальности. Будет обидно сделать продукт, основанный на ваших гипотезах, но при этом не попадающий в “боль” ваших потенциальных клиентов.

Шаг 3. Кто еще делает такой же или похожий продукт?

Анализ конкурентов не менее важен, чем анализ аудитории. Но важно понимать, для чего этот анализ проводится. Часто эксперты изучают продукты коллег для того, чтобы сравнить цены и поставить среднюю стоимость по рынку.

Мы предлагаем анализировать рынок для других целей, поэтому проводя исследования также обращаем внимание на следующие параметры:

  • какие преимущества есть у похожих продуктов;
  • о чем вы подумали “Вау!”, когда изучали продукт (скорее всего, другие также обратят на это внимание);
  • какая продолжительность, формат и программа похожих продуктов;
  • что пишут в отзывах, какие плюсы и минусы отмечает аудитория.

Чем больше подобной информации вы соберете, тем проще будет создать продукт, который выделяется среди конкурентов и качественно отличается от того, что уже представлено на рынке. Также такой анализ поможет взять все лучшее от коллег, адаптировать под свой продукт и аудиторию и вдохновиться на новые идеи для создания вашего собственного продукта.

Например, создавая концепцию бизнес-клуба для риэлторов, брокеров и инвесторов в коммерческую недвижимость, мы проанализировали более 15 различных клубов и сообществ для предпринимателей и инвесторов по 10+ критериям. Это помогло определить наиболее частые форматы мероприятий и активностей в подобных сообществах, условия входа и выхода для участников, слабые и сильные стороны конкурентов, а как следствие учесть это все в проектировании концепции нашего клуба.

Шаг 4. Каким будет мой продукт?

Когда вы определили, для кого вы планируете создавать продукт и выяснили, какие продукты создают ваши конкуренты, стоит точнее определиться с концепцией вашего будущего обучения:

  • какой формат обучения вы предпочитаете? (онлайн-курс, наставничество, марафон, интенсив и др.)
  • сколько будет длиться обучения на курсе?
  • будет ли обратная связь и сопровождение от вас или кураторов?
  • синхронное или асинхронное обучение?

После этого можно смело переходить к детализации программы обучения.

Шаг 5. Что дает мой продукт аудитории?

У любого продукта есть конкретная цель - то, что получит участник в финале. Это своего рода идеальный конечный результат, который эксперт должен предусмотреть заранее. Этот результат еще называют большое продуктовое или учебное обещание. Образовательное/учебное обещание - это конкретный измеримый результат, к которому вы намерены привести своих студентов в рамках курса.

9 шагов для создания качественного продукта: используйте как пошаговую инструкцию

Каждое даже небольшое изменение в жизни учеников должно вести к главному результату курса. Вопрос, который может вам помочь, звучит так: через цепочку каких реальных событий и трансформаций в жизни мы должны провести студента в рамках курса, чтобы он в итоге получил заявленный результат обучения?

Например, мы хотим, чтобы студенты курса для селлеров Wildberries начали зарабатывать больше и увеличили чистую прибыль. Совместно с экспертом мы определили учебное обещание курса: студенты получат четкую стратегию развития бизнеса на Wildberries, оцифруют текущие результаты, выстроят эффективную команду, оптимизируют товарную матрицу и рекламные кампании, а также научатся управлять всеми аспектами работы на маркетплейсе. Далее мы декомпозируем этот результат и определяем отдельные реперные точки, через которые должны пройти студенты, например:

  • построить оргструктуру своей команды;
  • определить нишу, используя алгоритм;
  • сделать SEO-оптимизацию;
  • настроить и запустить рекламную кампанию на основании чек-листа;
  • и так далее.

Количество таких промежуточных результатов может быть любым, все зависит от вашей программы и того, куда вы хотите привести ваших студентов.

Шаг 6. Что включает программа моего продукта?

Когда известен результат, к которому должен прийти студент после прохождения продукта, и все реальные изменения, которые с ним должны произойти, вы можете продумать план, как его туда привести. То есть вам необходимо определить, что нужно дать студенту, чтобы с ним случились запланированные изменения и он достиг финального результата. Проще говоря, какие теоретические знания, практические навыки, дополнительные материалы и поддержка ему нужны, чтобы получить реальный результат.

Продолжая пример про обучение для селлеров WB, на этом этапе мы спрашиваем себя, что необходимо знать селлеру, чтобы, например, построить оргструктуру своей команды. И именно об этом рассказываем в уроках. Какие нужны дополнительные материалы и какое задать домашнее задание?

Будьте готовы к тому, что после первого потока программа потребует изменений и доработок. Особенно, если это ваш первый опыт. Но со временем создавать программы, которые не требуют серьезных изменений, станет проще.

Шаг 7. Как максимально вовлечь участников в мой продукт?

Для вовлечения участников в процесс важно использовать различные форматы подачи материалов (видео, аудио, текст, чек-листы и гайды), групповую и индивидуальную работу, разные способы мотивации и поощрения.

Популярный тренд в обучении и различных тренинговых форматах - геймификация. Если ваш продукт позволяет, можно использовать персонажей или игровые элементы. Это станет дополнительным способом удержания внимания и повышения мотивации. И точно добавит удовольствия во взаимодействие с вами и вашим продуктом.

Геймификацию также можно использовать в прогреве к продукту и материалах на сайте. Примеры, как это можно сделать:

  • составьте тест, который поможет аудитории понять, нужен ли им ваш продукт;
  • разработайте систему заданий, которые могут выполнять участники в период продажи продукта. За выполнение заданий начисляйте баллы, которые в дальнейшем можно обменять на скидку при покупке вашего продукта;
  • придумайте героев, от имени которых вы будете рассказывать о продукте.

Если вы подумали, что ваша аудитория слишком взрослая и серьезная для таких развлечений, то это не так. Например, у Skillboх есть целый курс, обучающий профессии геймификатор. На этом курсе учат внедрять игровые механики в бизнес и образование.

Шаг 8. Сколько стоит мой продукт?

Обычно при формировании цен на продукт учитываются несколько аспектов: продолжительность, формат обучения, наличие обратной связи, медийность эксперта, себестоимость продукта и затраты на продвижение, а также среднерыночная цена на аналогичные продукты на рынке.

Как правило, в тарифную сетку включают 2-3 тарифа на выбор. Не стоит ограничиваться одним тарифом, это сделает ваш продукт доступным большему числу участников. В более дорогие тарифы добавьте больше полезных материалов, обратной связи и личной работы. Самый дешевый тариф обычно подразумевает самостоятельную работу с продуктом без обратной связи, тогда как самый дорогой - личную работу с автором продукта или дополнительные бонусы, которых нет в среднем тарифе.

Скорее всего, наибольшей популярностью будет пользоваться тариф по средней цене, поэтому в нем должно быть все необходимое для успешного и комфортного прохождения вашего продукта, а главное - для достижения заявленного результата обучения.

Шаг 9. Как презентовать материалы курса доступным образом?

Программа и дорожная карта участника продукта - важные составляющие успешного запуска. Но не забудьте тщательно поработать над материалами курса. Адаптируйте материалы под текущий уровень студентов, учитывая особенности вашей ниши и язык потенциальной аудитории, чтобы быть понятными и в то же время нескучными.

Я рекомендую не полениться и написать для каждого урока подробный сценарий, на основании которого будет легче записать видеоуроки и создать презентации. Это займет какое-то время, но гарантирует, что вы ничего не упустите и будете последовательными. И сэкономит кучу времени и денег на этапе монтажа уроков. Например, вот так выглядит сценарий урока, который мы готовили для обучения beauty-мастеров.

А вместо вывода поделюсь с вами лайфхаком, который поможет внести необходимые правки в продукт еще до первого запуска. Соберите фокус-группу из нескольких человек, которые близки вашей целевой аудитории. Лучше, если они не будут знакомы с темой продукта. Предложите им пройти ваш продукт за отзыв и кейс, попросите задавать вопросы и давать комментарии относительно того, что непонятно. Спросите, что можно улучшить, добавить в программу продукта или убрать из нее. К тому же это позволит иметь первые отзывы о продукте, а возможно и кейсы, еще до старта продаж.

Будем на связи здесь и в Telegram.

22
Начать дискуссию