Революция в онлайн-образовании: как белорусский стартап меняет правила игры

Молодое поколение задает тренды, и сегодня представители так называемого «поколения Z» (родившиеся в промежутке 1995–2010 гг.) все больше интересуются образованием и саморазвитием.

Юрий Шлаганов посвятил поколению Z, или зумерам, несколько исследований, а с недавнего времени и стартап. Проект EduDo запустили в мае, по задумке это мобильное приложение с развивающим видеоконтентом — ведь именно через видео зумеры предпочитают получать информацию.

Революция в онлайн-образовании: как белорусский стартап меняет правила игры

О том, как будет работать приложение и как Юрий, являясь представителем венчура, ломает парадигму белорусского стартапа, читайте в интервью.

О проекте

EduDo — платформа для людей, которые хотят получать знания в различных областях в максимально удобном формате. В приложении будут собраны короткие видео по самым разным темам — от моды и творчества до глобальных проблем и политики.

Контент для приложения разрабатывают как профессионалы, так и любители, которые хотят поделиться своими знаниями или мнением с другими людьми.

Платформа позволит не только смотреть полезные видео, но и закреплять знания через тесты. Создатели видео смогут зарабатывать на своем контенте через рекламу и встроенную систему донатов.

Революция в онлайн-образовании: как белорусский стартап меняет правила игры

Надоело сидеть на скамейке запасных

— Что подтолкнуло запустить этот проект?

— В последнее время я стал задумываться о том, что уже несколько лет наблюдаю, как другие ребята делают крутые вещи. Очень часто делают кучу глупостей из-за того, что просто нет опыта, и все равно у некоторых из них получается. А я словно сижу на скамейке запасных: оцениваю проекты, консультирую и помогаю, но сам не делаю.

Решил, что если найду идею, от которой буду по ночам просыпаться со жгучим желанием собрать крутую команду, то запущу стартап. EduDo стал таким проектом.

Триггером стало исследование ментальности поколения Z. Мне было важно понять, какие тренды будут драйвить потребление в ближайшее десятилетие. А зумеры — самое большое поколение сейчас, и в 2020-х годах оно станет самым платежеспособным. Работа над исследованием помогла мне найти несколько интересных инсайдов, на основе которых сформировалась концепция EduDo.

Как это будет работать

— Продукт стартапа — соцсеть-конкурент для TikTok, Instagram, YouTube, но с акцентом исключительно на полезность?

— Если основные из наших гипотез подтвердятся, то да, это будет социальная сеть с развивающим контентом. Формат, который устраивает новую молодежь — «зумеров» — уже определен рынком, и потребители уже проголосовали вниманием: это TikTok. Но контент там, к сожалению, очень спорный. Все больше людей хотят не только развлекаться, но и проводить свое время развиваясь — чтобы опережать других.

Конечный продукт, к которому мы надеемся прийти — это не только про образование, это и про то, чтобы делиться своим взглядом на текущие проблемы. В целом, это история о том, чтобы делать себя лучше, смотреть на что-то под другим углом и заставлять себя думать.

— Можешь описать, как это будет выглядеть со стороны пользователя: он заходит, регистрируется — а дальше что?

— Для начала потребления контента не понадобится даже регистрация. При попадании на платформу пользователь видит ленту с видео, похожую на ленту TikTok. Мы не изобретаем велосипед в плане формата потребления, инновация именно в контенте.

У пользователя будет персонализированная лента, которая формируется на основе его предпочтениий, также контент будет собран по категориям.

Особенность нашей ленты — прогресс-бар, похожий на сторис в Instagram. Он выглядит так, потому что первый формат контента, который мы будем проверять — видео до 3-х минут длиной, разбитые на так называемые поинты. Поинт — это отрезок длиной до 15 секунд, в течение которого ты проговариваешь одну мысль (с английского my point is — «с моей точки зрения…»).

Написать сценарий и снять 3-минутное видео достаточно сложно, даже если ты шаришь в теме. У нас есть гипотеза, что если поставить автора в рамки, когда на одну мысль есть только 15 секунд, генерация сценария ускоряется.

Эта гипотеза подтверждается. У тех контент-мейкеров, которые сейчас делают нам видео, от придумывания темы до готового сценария проходит в среднем час-полтора. Это достаточно быстро для образовательного контента. Видео получаются динамичные и небанальные, а снимать их достаточно просто — ведь все научились снимать сторис.

После некоторых видео у нас предусмотрены квизы (тестовые задания), которые готовят контент-мейкеры. Это проверка того, насколько ты усвоил информацию. Квиз проходить не обязательно, но если ты его проходишь, то получаешь награду — очки опыта, которые затем формируют твой уровень, видимый всем посетителям профиля вместе с другими достижениями — за, например, создание собственного контента на платформе.

Мы рассчитываем на то, что среди зумеров очень много коллекционщиков: им с детства за каждый вздох давали медальку или сертификат: в школах грамоты, в играх — ачивки. Поэтому теперь геймификация работает не только в играх, но и в других сферах.

— Чем выше уровень, тем — что?..

— Пока мы еще формируем финальное видение. Очевидно, это будет что-то начиная от косметических улучшений: например, возможность делать специальную аватарку, красивое написание никнейма — и заканчивая более осязаемыми штуками. Вероятно, будут дополнительные возможности по продвижению на платформе собственного контента или доступ к эксклюзивному контенту.

Все концепции нужно проверять с помощью А/В-тестирования, чем мы и планируем заняться с нашей первой аудиторией.

Революция в онлайн-образовании: как белорусский стартап меняет правила игры

Кто будет делать первый контент

— Ты упомянул о контент-мейкерах. Кто они?

— Мы сами сейчас пытаемся найти ответ на этот вопрос. Одна из гипотез: образовательные инфлюенсеры, возможно даже селебритис — околообразовательные.

Вторая гипотеза заключается в том, что зумеры уже не очень доверяют крупным инфлюенсерам. Они доверяют равным — тем, кому можно написать в личку и получить ответ. Их еще называют наноинфлюенсерами. Эту гипотезу мы называем «равный обучает равного».

Мы ищем масштабируемые каналы поиска таких ребят, у которых может и не быть опыта создания контента, но есть классные истории и релевантная экспертиза, которой они хотят делиться. Несколько гипотез о том, что может стать такими источниками, у нас уже есть.

— Как будет модерироваться контент?

— Если возникнет вопрос с построением системы автоматизации и модерации, для нас это будет успехом, поскольку будет значить, что основная гипотеза подтвердилась и мы можем на ее основе строить социальную сеть.

В первой версии приложения у нас не будет даже видеоредактора. То, что люди захотят готовить образовательный контент для других людей — это тоже гипотеза, которую мы будем проверять. У нас будет кнопка «Добавить видео»: мы посмотрим, сколько людей по ней будет кликать. Если достаточное количество, то быстро выкатим видеоредактор.

Вариантов построения системы модерации у нас пока несколько.

Первый — большое образовательное комьюнити, которое самомодерируется — по примеру Википедии. Есть отдельная когорта людей, которые модерируют контент добровольно и на волонтерских основах. За это они получают какие-то плюшки от платформы. В нашем случае подключается та же геймификация — лимитированные ачивки, опыт.

Второй вариант — аналогия с Reddit, Хабром, где все новые мейкеры начинают не с основной ленты, а с так называемой «песочницы». Там может быть много сомнительного контента, но если ты выбрался из нее, то сразу аккредитуешься как качественный автор и можешь уже мимо нее попадать в основную ленту.

Ручным трудом невозможно будет промодерировать огромное количество данных, если приложение начнет быстро расти. Поэтому, очевидно, на платформе будет автоматическая система, фильтрующая контент, чтобы не было всякой дичи типа насилия, наркотиков и крови. Но особенность в том, что на образовательной платформе качество, кредибилити образовательного контента имеет ключевое значение, поэтому просто на автоматизацию мы сейчас не можем положиться. На этот счет есть план — выстроить полный цикл модерации, начиная от процессинга контента на обученных нейросетях вверху воронки и заканчивая ручной модерацией.

Революция в онлайн-образовании: как белорусский стартап меняет правила игры

Для кого EduDo

— Портрет среднего представителя аудитории уже есть?

— Типичный наш юзер — это зумер. Скорее всего, ему либо ей от 15 до 25 лет. Он/она очень прагматичный человек. Этот молодой человек/девушка уже наблюдали, как во время кризисов благосостояние их семей резко падало, поэтому они научились считать деньги. Соответственно соотношение цена/качество, в том числе и по потраченному времени, для них критично. Он/она хочет развиваться, впитывает много информации. К примеру, средний зумер, который сейчас учится в университете, тратит 6,5 часов в неделю на домашнюю работу. В то время как типичный миллениал, который не намного старше, тратил в среднем 5 часов.

Наш пользователь достаточно политичен, поскольку в проблемах, связанных с экономикой, его/ее семья винила в том числе и государство. У него скорее левые политические взгляды. Более того, он/она не только говорят, но и делают. Активизм выражается, например, в последней истории с предвыборным ралли Трампа, на первую встречу с которым на 28-тысячный стадион пришло лишь 6 тысяч человек, потому что остальные билеты забронировали тиктокеры (и, естественно, не пришли).

Зумеры — люди, которые очень беспокоятся о глобальных проблемах. Основные из них — это изменение климата, неравенство и все, вытекающее из этого.

Революция в онлайн-образовании: как белорусский стартап меняет правила игры

До конца года нужно поднять $1,5–2 млн seed-инвестиций

— Можешь рассказать об основных пунктах roadmap?

— Плотно работать над проектом я стал где-то в мае. Начал с того, что собрал команду, вложил в проект свои деньги и привлек около $40 000 pre-seed-инвестиций. Неоценимую помощь на старте оказала команда Rocket DAO. Сейчас мы разрабатываем MVP, договариваемся с контент-мейкерами, многие уже начали снимать видео.

Roadmap следующий: релиз на рынках США и Канады мы планируем в середине осени. После релиза мы собираем метрики, допиливаем продукт в соответствии с этими метриками, и если все окей, то привлекаем seed-раунд. Таргет ставим в районе $1,5–2 млн.

Почему такой большой раунд? У нас нет технологического барьера, который не позволил бы нашим конкурентам скопировать нас за пару месяцев с наличием определенного капитала. После релиза, как только мы увидим, что что-то работает, это увидят и потенциальные конкуренты, поэтому нам надо очень быстро двигаться: в плане найма сотрудников, привлечения пользователей, маркетинга. А для этого нужно иметь в запасе достаточно много денег.

С фондами я общаюсь и сейчас. Тут мой бэкграунд VC — последние 3,5 года я работал инвестиционным менеджером в венчурных фондах Flint Capital и RBF Ventures — достаточно релевантен проекту такого масштаба и амбиций. Это классическая венчурная история — работать и расти здесь нужно очень быстро.

— На какие рынки планируете двигаться после США и Канады?

— США и Канада — самые большие и самые релевантные рынки, порождающие тренды. Как только мы увидим, что гипотеза подтверждена, будем запускаться во всем мире. Это потенциально достаточно виральная история, и можно сравнительно небольшими начальными инвестициями получить первый трекшн на новых рынках.

Поэтому при оптимистичном сценарии, если мы подтверждаем все гипотезы и поднимаем seed-раунд, то в конце текущего — начале следующего года мы сможем релизиться по всему миру.

Как потеснить гигантов рынка

— Каково это — конкурировать с такими гигантами, как YouTube, Instagram, TikTok?

— Я выходец из венчурных инвестиций, и когда ко мне приходили проекты и говорили, что у них нет прямых конкурентов, я всегда невольно улыбался: конкуренты есть всегда. В нашем случае use case достаточно уникальный. Самые крупные конкуренты, которые у нас сейчас есть — это образовательные профили в перечисленных соцсетях.

Пройдемся по типичному use case.

Парень-зумер или девушка-зумер спускается в метро и у него или у нее есть 15 минут, чтобы доехать от точки А до точки В.

Как сейчас можно заполнить это время? Многие сидят в соцсетях, слушают музыку, играют в игры. Но все больше и больше людей хотят провести время осмысленно. Какие у них есть варианты? Образовательные профили TikTok/Instagram, образовательные видео на YouTube, Coursera и похожих платформах, узкоспециализированные приложения типа Lingualeo, а также подкасты, статьи, электронные книги.

У наших прямых конкурентов — образовательных профилей TikTok/Instagram — 2 основных минуса. Первый — это широконаправленные соцсети и контент там разный. Именно образовательный контент нужно искать и очень просто отвлечься, более того, эти соцсети мотивируют тебя отвлечься.

Образовательный контент сложнее, чем развлекательный. Соответственно, чтобы завлечь пользователя находиться на платформе как можно дольше и показать ему как можно больше рекламы, нужно «подсунуть» ему развлекалово.

Поэтому, к примеру, в TikTok как ни пытайся создать себе ленту с полезными видео, все равно видишь преимущественно развлекательный контент. Я больше месяца смотрел, лайкал, реагировал, искал только развивающие видео. И все равно в ленте у меня их лишь 30–35%. Соответственно, рано или поздно ты опять «залипаешь» на котиков.

Такая же проблема с YouTube. Там, во-первых, нужно найти контент достаточной продолжительности, т.к. многие образовательные видео длятся гораздо дольше 15 минут. Во-вторых, нужно повернуть телефон. На платформе есть вертикальные видео, но их достаточно мало. Повернуть телефон — дополнительная боль для пользователя, потому что это уже не естественное положение телефона в руке.

И опять же, YouTube тоже подбивает пользователя на то, чтобы рано или поздно он с образовательного контента перешел на развлекательный.

Если говорить о косвенных конкурентах, например, Coursera, то там ситуация схожа с YouTube — сложно найти видео необходимой продолжительности и тоже нужно переворачивать телефон.

Подкасты, узкоспециализированные образовательные приложения, электронные книги и статьи — это не про видео. А зумеры предпочитают именно видео.

Кроме того, мы пытаемся решить еще одну большую несправедливость — в отношении образовательных контент-мейкеров. Очевидно, образовательный контент создавать намного тяжелее, чем развлекательный, а в традиционных соцсетях монетизируется он так же, если не хуже. В итоге образовательный материал в соцсетях создается в основном энтузиастами, которые быстро бросают это дело. Предложив мейкерам доступ к максимально целевой аудитории и несколько вариантов достойно заработать на своем контенте, мы хотим пошатнуть этот статус-кво.

В итоге получается, что на рынке нет компаний, которые делают ровно то же самое или настолько же полно решают проблему. Большие ребята, с которыми мы конкурируем, развивают нам рынок, но ценностное предложение у них существенно хуже, чем у нас.

О монетизации

— Каким образом вы будете зарабатывать?

— Если все подтвердится, и у нас будет социальная сеть, очевидно, что основным источником выручки будет реклама.

У нас есть еще одна интересная гипотеза — встроенная кнопка доната в приложении. Сейчас культура донатов активно развивается — известные стримеры уже получают с них сотни тысяч долларов в месяц. Поэтому гипотеза о том, что это сработает и с образовательным контентом, мне кажется достаточно сильной. С донатов мы будем брать комиссию, которая станет вторым источником выручки.

Более того, включение донатов на платформе позволит нам более агрессивно привлекать на нее контент-мейкеров. Для них это станет дополнительным источником монетизации своих знаний.

Революция в онлайн-образовании: как белорусский стартап меняет правила игры

Дожить до seed-раунда

— Сколько нужно привлечь инвестиций, чтобы дожить до seed-раунда?

— Пока у меня в голове сумма до $120 000, но она может измениться после того, как мы начнем делать контент — как в большую, так и в меньшую сторону. Мы только начинаем сотрудничать с контент-мейкерами, поэтому полной картины, сколько будет стоить первый контент, пока нет.

— А этих денег точно хватит?

Я пока не форсирую дособирание pre-seed-раунда, чтобы к потенциальным инвесторам приходить не просто с гипотезой — мол, нам может потребоваться столько, а приходить с конкретными цифрами: нам нужно столько, потому что.

Мы хотим, чтобы к релизу у нас на платформе было не менее 10 часов контента, а лучше — 15–20 часов. Вот, откуда такая цифра. У TikTok есть статистика: в среднем в день люди там «залипают» 52 минуты. Наша платформа по формату похожа, но все же здесь более продолжительный и более осмысленный контент, который сложнее воспринимается. Наша гипотеза заключается в том, что среднее время, проведенное на платформе ежедневно, будет меньше: мы пока ставим себе таргет в 15–20 минут.

Таким образом, средний юзер, который зайдет на платформу после релиза, будет обеспечен контентом примерно на месяц. Кроме того, продакшн не будет останавливаться.

По направлениям контента у нас будут следующие: Wellness, Beauty & Fashion, Health, Soft Skills. Это популярные среди зумеров и близкие истории, большинство из них будут релевантны для аудитории, которая пришла на одну из категорий.

— Что самое сложное нужно преодолеть, чтобы стартап заработал и взлетел?

— В моем понимании основная проблема следующая: нам нужно, чтобы на релизе приложения был контент, который максимально отыгрывает в сердцах, умах и душах нашей целевой аудитории — у зумеров. Когда все придет к соцсети, она сама зарегулирует, какой контент лучше работает, а какой хуже, но на старте нужно попасть в яблочко.

— С какими проблемами вы столкнулись уже сейчас?

— Столкнулись со всеми типичными проблемами pre-seed стартапа. Мне очень импонирует следующий подход: если ты делаешь стартап и чувствуешь, что у тебя все под контролем, значит, ты двигаешься недостаточно быстро. Пока что ощущения, что все под контролем, и близко нет :)

У нас сейчас куча параллельных достаточно горящих задач, которые мы пытаемся сделать одновременно и без радикальной потери качества. Это самая творческая стадия стартапа, который только зарождается.

Революция в онлайн-образовании: как белорусский стартап меняет правила игры

Венчурный бэкграунд — находка для стартапа

— Кто сейчас в команде?

— Нас сейчас четверо, планируем, что к концу лета в команде будет 8–9 человек. Сейчас закрываем вопрос с несколькими техническими и операционными специалистами.

Технический кофаундер имеет продуктовый бэкграунд, более 6 лет в мобильной индустрии, запускал свои мобильные продукты. Руководитель направления контента имеет богатый опыт работы с инфлюенсерами, маркетингом и продакшеном.

В них меня зацепила история про сложившуюся «химию» и незакрытый гештальт — они понимают, зачем им этот проект и что их тут ждет.

У нас получилась интересная история с дизайнерами: я познакомился с ребятами из команды 69pixels, которые делают в целом дизайн приложений, креативы, брендинг, айдентику. Ребята мне предложили вписаться в проект и делать дизайн бесплатно, но за участие в проекте.

— Как ищешь специалистов в команду?

— Так как у меня венчурный бэкграунд, я использовал самый эффективный инструмент венчурного инвестора — нетворкинг. Я обращался к людям, которые могут кого-то порекомендовать, рассказывал идею и говорил, кого я ищу.

Возможно, я тут немного «сжульничал» и история EduDo не совсем типичная история стартапа из Беларуси, у которого нет, к примеру, связей, и он начинает путь с нуля. Я использовал свой бэкграунд и нашел людей.

Критерий, по которому ищу и искал людей — не только релевантный опыт в целом, но еще и понимание, зачем тебе ИТ-стартап, а еще желание учиться и развиваться. Очевидно, что ты идешь на более низкую зарплату с туманными перспективами, потому что на самом деле никто не знает, как правильно делать стартап.

Startup Jedi создается при поддержке Rocket DAO. Оригинал статьи можно найти <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fstartupjedi.vc%2Fru%2Fcontent%2Frevolyuciya-v-onlayn-obrazovanii-kak-belorusskiy-startap-menyaet-pravila-igry&postId=144154" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">здесь</a>.
Startup Jedi создается при поддержке Rocket DAO. Оригинал статьи можно найти здесь.
1515
9 комментариев
250 ₽

Подход интересный, ещё интереснее будет взглянуть на результаты после запуска — что получилось, что нет 

4
Ответить

"Никто не знает, как правильно делать стартап." Вот люблю когда люди трезво смотрят)

Пасссаны желаю вам чтобы загорелась очередная звезда из РБ🤟😎

4
Ответить

Не взлетит. Даже потратя 2kk инвестиций на маркетинг приложение не соберёт ту массу пользователей, которая даст хоть какой-то буст проекту

2
Ответить

Ну, хотя бы инвестиции можно попилить)

Ответить

По факту, ленту в тиктоке и так можно обучить и получать образовательный контент)

2
Ответить

В тиктоке точно также можно найти уйму развивающего хорошего контента. Чего там только нет если покопаться. А если вам попадаются одни школьницы, которые "секси мяукни - мяу" - то спросите, а почему оно так вышло? И может, на самом деле, в тиктоке все не так и плохо, просто школьницы вам нравятся (мне нравятся), а образовательный контент можно из книг/длинных видео получить.

2
Ответить

О, да это же классика! Когда люди поливают фекалиями сервис Х, говоря, что там лента отстойная, и (якобы) люди-деграданты являются его целевой аудиторией, при этом совершенно не понимая, как эта самая лента данных сервисов формируется.

Ответить