Если уж мы вспомнили о счастье, то поговорим о нём с точки зрения наших знаний о законах природы. «Биосфера» Вернадского была очень близка Пришвину. Может быть, потому то определение счастья, которое он даёт, кажется очень ёмким, если рассматривать человека как часть биосферы: «Счастье — это когда хомут приходится по шее». Не может быть настоящего счастья без любимого дела. Без труда, без работы нет смысла жизни. Действительно, простейшие существа «трудятся» день и ночь, завоёвывая для жизни всё новые пространства; бактерии, грибы, лишайники ведут с горными породами настоящую химическую войну, воздействуя на них растворами кислот, буквально размельчают их, чтобы создать почву для более высокоорганизованных организмов; каждый листик, каждая былинка начинает свою работу с первым лучом Солнца и с последним заканчивает, создавая условия для дыхания и питания организмов на Земле. Неужели же ты, человек, венец эволюции биосферы, можешь жить без труда или даже помыслить об этом? Труд — твоя естественная обязанность и твоё право. Конечно, всегда можно указать на таких «людей», которые умудряются жить за чужой счёт, без всякого труда. Но ведь они только по виду люди. Вспомните жабу и её сынка из сказки Андерсена «Дюймовочка»: «Вот поели, теперь можно и поспать… Вот поспали, теперь можно и поесть…». Неужели нормальный человек выберет себе такую «судьбу»? Вспомните, как мучились превращённые в зверей персонажи сказок — так народ учил, что только человеческой судьбой человек может быть счастлив. А мы прибавим: когда он выполняет свою функцию в согласии с природой — творчески трудится, развивает научную мысль, превращает биосферу в ноосферу. К своему счастью надо тщательно готовиться в детстве — учиться и учиться. Изучать не только любимые предметы — всё, чем ты занимаешься в школе, пригодится тебе. В нашей стране каждый имеет право на образование. Это одно из величайших достижений социалистического общества, оно позволяет каждому его члену строить свою жизнь в согласии с природой. С эволюцией биосферы стремление человека к науке станет такой же физиологической потребностью, как сон, утоление голода или жажды, лишить человека возможности учиться — значит лишить его важнейшей жизненной потребности. Но некоторые нерадивые ученики сами себя лишают её и даже находят этому какое-то оправдание, вроде того, что «грамм здоровья дороже, чем тонна знаний».