От игр к успешной карьере. Как заинтересовать ребенка ИТ

Начать карьеру в ИТ можно в любом возрасте, но старт в юности открывает более обширные перспективы. Дети легче запоминают информацию, с большим интересом изучают новые вещи, а трудности и эксперименты не пугают их. Партнер Лиги Цифровой Экономики Александр Сычев рассказывает, как развивать у ребенка интерес к ИТ, почему важно участвовать в олимпиадах и обязательно ли поступать на ИТ-специальность, чтобы в будущем построить успешную карьеру.

От игр к успешной карьере. Как заинтересовать ребенка ИТ

Как определить склонность ребенка к ИТ и поддержать начинание

Большинство детей сегодня интересуются технологиями: все мы знаем, что если дать ребенку планшет, он проведет с ним много часов. Однако такой интерес не означает, что ребенку понравится программирование. Первый и, пожалуй, главный признак предрасположенности к ИТ — склонность к структурированию информации и увлечение устройством техники. То есть ребенок не просто играет на планшете, а пытается разобраться, как он работает, или даже самостоятельно создать игру.

Среди других черт, которые говорят о перспективах в ИТ, можно отметить:

  • Проблемно ориентированное мышление. Ребенка притягивают логические головоломки, он любит искать разные способы решения одной и той же задачи и не останавливается на первом.
  • Любопытство. Ребенку нравится узнавать новое, он самостоятельно ищет информацию, пытается разобраться, как все вокруг устроено.

  • Внимательность к деталям. Дети, склонные к ИТ, хорошо подмечают мелочи и находят закономерности, неочевидные остальным.

Допустим, родители отметили перечисленные выше черты. В таком случае стоит поддержать интерес ребенка, например, предложить освоить визуальный язык программирования — Scratch или Construct. Эти языки доступны детям, потому что позволяют создавать программы из готовых блоков команд. Программирование на Scratch и Construct можно сравнить с любимым большинством детей конструктором. Разница лишь в том, что в этом случае конструктор виртуальный и собирается на компьютере. Scratch и Construct позволяют разрабатывать самые разные игры («стрелялки», платформеры, лабиринты, гонки), а также интерактивную анимацию со звуком, то есть весьма привлекательные для детей форматы.

Scratch можно изучать с 6–7 лет, если ребенок освоил базовые компьютерные навыки, умеет прибавлять, вычитать и считать до 360. Construct чуть сложнее, поэтому подойдет для детей 11–15 лет.

Если эксперименты с языками пока плохо даются ребенку, можно начать с уроков на детских образовательных порталах. Некоторые из них доступны бесплатно, другие — по приемлемой цене. Преимущество таких курсов в том, что они хорошо продуманы с точки зрения методики обучения: материал дается от простого к сложному, без перегрузок и лишней теории. Когда ребенок пройдет такие уроки, можно переходить к Scratch или Construct.

Главные навыки, которые помогут преуспеть в ИТ

Ключевой навык, необходимый для успеха в ИТ, — логическое мышление. Оно поможет разрабатывать алгоритмы, выявлять ошибки (например, в собственном и чужом коде), создавать эффективные тестовые сценарии. Строго говоря, в ИТ нет ни одной задачи, для успешного решения которой не потребовалась бы логика. Существует множество способов развития логики: устные игры, головоломки, шахматы. Для каждого возраста и темперамента легко найдутся подходящие варианты.

Не менее важны хорошая память, умение держать в голове большой объем информации и структурировать ее. Такие качества необходимы и разработчикам, и аналитикам, и всем ИТ-специалистам в принципе. По моему мнению, это основные навыки, которые нужно развивать у ребенка: они помогут хорошо окончить школу, упростят обучение в вузе и поиск первой работы.

К школьным предметам, полезным для будущей карьеры в ИТ, относятся:

1. Математика. Развивает логику, учит мыслить последовательно, решать многоступенчатые задачи.

2. Физика. Использует математику как прикладной предмет и тоже развивает логику: например, учит применять формулы.

Для успеха в ИТ необходимы также навыки командной работы и тайм-менеджмента, которые вполне успешно развивают большинство школьных предметов и внеклассных занятий.

Почему нужно участвовать в олимпиадах

Одним из лучших способов осваивать ИТ и развиваться в этой сфере для детей я считаю участие в олимпиадах по математике и программированию. С их помощью можно решить сразу несколько задач:

  • Развить новые навыки. Например, писать чистый код, грамотно распоряжаться временем, использовать теорию на практике.
  • Научиться работать в команде. Многие чемпионаты проводят в командном формате: ребенок будет действовать в коллективе, а заодно найдет новых друзей.

  • Заявить о себе. Нередко организовывать олимпиады помогают ИТ-компании — так у ребенка появится шанс познакомиться с их представителями и даже зарекомендовать себя.
  • Упростить поступление в вуз. Победителям олимпиад часто предлагают льготы или зачисление без экзаменов.

Сейчас проводится множество олимпиад, дети могут попробовать свои силы в них начиная со второго класса. В то же время важно понимать, что уровень олимпиад значительно отличается от школьной программы. Поэтому двигаться лучше поэтапно: сначала пройти школьный уровень, затем побороться на городском и так далее.

Подготовка к олимпиадам — один из случаев, когда есть смысл обратиться к репетитору, чтобы выйти на новый уровень. Например, ребенок побеждает на городских олимпиадах, но на областных занимает места в середине или в конце рейтинга. Репетитор поможет преодолеть отставание и проработать проблемные темы. Однако даже в этом случае придется много заниматься самостоятельно: не получится взять несколько уроков у репетитора и сразу подняться на уровень выше конкурентов на олимпиаде. В остальных случаях, по моему мнению, можно обойтись без репетитора.

Иногда к подготовке и участию в олимпиадах привлекают ментора, то есть наставника. От репетитора такой специалист отличается:

  • Более свободной программой подготовки, зачастую состоящей из нескольких дисциплин.
  • Упором на практику.

  • Большим вниманием к мотивации и психологической поддержке.

Чаще всего в роли менторов выступают студенты первых курсов университетов, поэтому с детьми они общаются более неформально. Зачастую менторы в прошлом сами участвовали в олимпиадах, поэтому могут подсказать ребенку не только методы решения заданий, но и стратегию поведения. Однако, как и в случае с репетитором, нужно помнить, что самостоятельная работа имеет куда большее значение.

Что касается детских хакатонов, то есть соревнований по программированию, нельзя однозначно сказать, насколько они полезны. С одной стороны, они помогают развивать навыки программирования и критического мышления, а также дают опыт работы над реальными проектами. С другой стороны, высокая конкуренция и необходимость быстро принимать решения могут огорчить ребенка. В такой ситуации можно посоветовать учитывать личные особенности детей: одних соревнование вдохновляет и мотивирует стараться лучше, других, наоборот, отталкивает и даже пугает. Задача родителей — понять, какой формат оптимален для ребенка, и обеспечить его.

Насколько обязательно поступать в ИТ-вуз для будущей карьеры

Опыт показывает, что высшее образование по ИТ-специальности, хотя и не является обязательным условием успеха, значительно упрощает старт карьеры. Некоторые университетские предметы очень помогают в дальнейшей работе: это дисциплины, связанные со структурированием информации, общим пониманием видов, классификаций и построения систем. В топовых вузах хорошо прослеживается периодическое обновление учебных программ в соответствии с новыми достижениями отрасли. Еще одно преимущество обучения в специализированном вузе — нетворкинг, то есть полезные знакомства и контакты, которые в будущем могут упростить поиск работы или запуск стартапа.

При выборе вуза, помимо стандартных советов посмотреть рейтинги и учебные программы, рекомендую изучить профили руководителей ведущих ИТ-компаний на деловых порталах и проанализировать, какие учебные заведения и специальности встречаются чаще всего. Поступление на факультет, который окончили множество экспертов топ-уровня, повысит шансы на успех.

Тем не менее все-таки следует отметить, что теоретическая база и большая часть того, что дают вузы, далеки от реальной жизни. Войти в ИТ можно и без университетского диплома по программированию. Так, в Лиге Цифровой Экономики работают множество экспертов, получивших первое образование по совсем другой специальности и позже перешедшие в ИТ.

Однажды к нам пришел специалист, который занимался сопровождением холодильного оборудования, и сказал, что хочет стать фронтендером, хотя профильных знаний у него пока нет. Тогда мы предложили ему за 15 минут с помощью Google решить несложную, но все же требующую сообразительности задачу. Человек действительно справился с задачей за 15 минут, и мы пригласили его в команду. В течение следующего года он много трудился и в итоге стал руководителем фронтенд-разработки. Дальнейшая его карьера сложилась успешно, что подтверждает: на практике базовая специальность не так важна — гораздо большее значение имеет умение работать с информацией.

Родителям следует учитывать, что ИТ-компании регулярно проводят стажировки для начинающих. В некоторых случаях участие в таких стажировках перспективнее, чем обучение в вузе, по крайней мере с точки зрения карьеры. Например, в Лиге Цифровой Экономики несколько раз в год проходят стажировки по различным направлениям (разработка, тестирование, аналитика), а у лучших выпускников есть возможность получить приглашение на работу. Участники стажировок решают настоящие задачи, много времени уделяют практике, а в учебной программе нет устаревшей информации. Проходить стажировки, как правило, можно с 18 лет, иногда — с 16 лет. Поэтому, если старшеклассник не готов поступать в ИТ-вуз, но хочет развиваться в этой сфере, целесообразно следить за стажировками в ИТ-компаниях.

Как поддержать ребенка на пути в ИТ

Поступление в вуз и изучение ИТ в целом можно сравнить с забегом на длинную дистанцию: ребенку потребуется много сил и терпения, а задача родителей — поддержать его.

В первую очередь важно помнить, что детей и взрослых мотивируют очень разные вещи. Взрослых переход в ИТ, как правило, интересует из-за высокого дохода, возможности удаленной работы и общего престижа сферы. Дети редко задумываются о подобных вещах, значительно чаще ими движет интерес к процессу — возможность узнать что-то новое, поэкспериментировать и увлекательно провести время. Например, самостоятельно создать игру, в которую могут играть родители и друзья. Если в семье эту игру высоко оценят и искренне похвалят, мотивация продолжать эксперименты у ребенка вырастет.

Еще одним способом поддержать увлечение может быть посещение тематических выставок, посвященных искусственному интеллекту, робототехнике и другим передовым технологиям. Хотя это во многом развлекательное мероприятие, оно поможет попробовать разные активности и познакомиться с новыми направлениями.

В некоторых компаниях для детей сотрудников проводят дни открытых дверей. Это отличная возможность показать ребенку, чем занимаются ИТ-специалисты, и познакомиться с их повседневными задачами. Такие мероприятия могут быть организованы в формате игры или экскурсии. Например, в Лиге Цифровой Экономики регулярно проводятся дни открытых дверей для детей разного возраста. Даже если ребенок пока мало интересуется технологиями, участие в подобных мероприятиях поможет ему расширить кругозор.

В любом случае главное, что могут сделать родители, — искренне поддерживать ребенка и поощрять его стремление к знаниям. Тогда самые амбициозные цели станут достижимы, а увлечение ИТ принесет много радости.

33
Начать дискуссию