Как университеты создают онлайн-программы и чему учат удаленно
Из-за карантина университеты по всей стране вынужденно перешли на дистанционное обучение: лекции в Discord, защита дипломов в Zoom, зависающие конференции и несведущие в технологиях профессора. Но некоторые вузы создавали онлайн-программы еще до карантина. Рассказываем, как организовано онлайн-обучение в России и чему можно научить удаленно.
Самообразование давно успело перейти в онлайн: благодаря платформам вроде Coursera, Skillbox или Geekbrains любой может найти курс по нужной теме — от графического дизайна до Python-разработки. Но разрозненные курсы — это не то же самое, что высшее образование с профессорами, наставниками и полноценным набором предметов. Последние годы российские университеты начали адаптировать свои программы к удаленному обучению, либо создавать новые специально для такого формата.
Одной из первых в России полностью в онлайн-формате стала функционировать магистерская программа МФТИ по технологическому предпринимательству. Её открыли в 2011 году совместно с компанией «Роснано» — в 2017 она стала работать дистанционно. Магистратура Московского физико-технического института рассчитана на людей с техническим образованием — здесь их учат работать с инновационными продуктами и продавать их.
Создатели программы поощряют работу над стартапами в рамках учебы: во время магистратуры студенты работают над реальными бизнес-проектами (собственными или предложенными менторами), а все дисциплины направлены на развитие этих проектов. За каждым магистрантом на программе закрепляется не только научный руководитель, но и ментор, который помогает в работе над проектом. Студентов учат анализировать рынок, разрабатывать архитектуру продуктов, строить бизнес-модели, а также разбираться в маркетинге и законодательстве в области инноваций.
Если верить недавнему отчету Global Skills Index, подготовленному Coursera, Россия занимает первое место в мире по уровню подготовки специалистов в сфере технологий и науки о данных: программ по этому направлению действительно много, в том числе и онлайн. Например, программа МИСиС «Наука о данных» удаленно готовит специалистов по анализу данных и машинному обучению. Основатели программы обещают магистрантам работу над реальными IT-задачами во время обучения, которые позже смогут стать частью портфолио выпускников.
С магистрантами на программе работают специалисты из Яндекса, Tinkoff и Lamoda: организаторы магистратуры утверждают, что для студентов поддержка менторов доступна в режиме реального времени.
Другое популярное направление для онлайн-программ — робототехника. В 2020 году объявили о запуске сразу трех онлайн-магистратур по этой теме: в санкт-петербургском ЛЭТИ, пермском Политехе и Казанском авиационном институте. Программы для всех трех программ сейчас разрабатываются. Утверждается, что лекции будут проходить дистанционно, как и практические работы: в университетских лабораториях подготовлены роботы и элементы окружения, необходимые для тестовых заданий — управлять ими можно будет удаленно. В будущем программы планируют сделать англоязычными, чтобы привлекать иностранных студентов.
Еще одна онлайн-магистратура была создана в 2019 совместно РАНХиГС и МФТИ, ее тема — цифровая экономика. Курсы здесь, как и на большинстве других похожих программах, организованы в гибридном режиме: то есть студент слушает записи лекций, когда ему удобно, а онлайн-семинары с преподавателями проводятся в фиксированное время. Основные области трудоустройства для выпускников программы — профессии, связанные с экономикой, а также отрасли, имеющие отношение к анализу больших данных, нейронным сетям и искусственному интеллекту.
Можно предположить, что и другие направления обучения со временем перейдут в онлайн — там, где это возможно. Например, в обозримом будущем вряд ли удастся готовить удаленно хирургов, музыкантов и других специалистов, которым требуется много практики и тесной работы с наставниками.
Причем онлайн-формат образования подходит в основном для магистратуры, то есть второй ступени высшего образования — а не бакалавриата:
— Дистанционное обучение продуктивно, когда студенты четко понимают, для чего им это нужно, — комментирует руководитель онлайн-магистратуры МФТИ по технопредпринимательству. — Такой формат требует большей дисциплины, чем привычные оффлайн-занятия. Более того, поступая на такие программы магистранты уже должны уметь учиться — самостоятельно работать с информацией, анализировать данные, работать с ошибками.