Кураторы за 15 тысяч рублей: кто нас учит на курсах, которые стоят в 10 раз больше

Эра курсов “на коленке” всё! Многие из вас уже купили обучение от популярных блогеров или от известных онлайн-платформ - рискну предположить, что в 90% случаев вас постигло разочарование. И одну из неочевидных причин я раскрою в этой статье, а еще подскажу как покупать курсы так, чтобы потом не было мучительно больно за потраченное время и деньги.

Сегодня ни одна онлайн-школа не обходится без кураторов в штате, которые по идее должны помогать студентам получить тот образовательный опыт, за которым они пришли, но помогают ли на самом деле? И становится ли обучение лучше от того, что вы купили супер-тариф "с обратной связью" и переплатили примерно 50% от стартовой стоимости курса без нее? Прямо сейчас поделитесь в комментариях, у кого было не так: вы пришли на курс, а там куратор-гуру, каждое слово которого имеет вес, а обратную связь вы прям ждете и видите в нем человека на опыте, который внушает доверие и авторитет.

Чаще всего это не так, а ведь именно от куратора на 90% зависит успех и высокие показатели курса.

Кураторы за 15 тысяч рублей: кто нас учит на курсах, которые стоят в 10 раз больше

Недавно мой опыт человека из индустрии был подкреплен кейсом покупателя такого продукта - моей подруги. Она проходит обучение по маркетингу на популярном курсе с уже сформированной репутацией и делится своими впечатлениями о работе сопровождающего куратора и якобы действующего маркетолога.

Общих впечатлений у нее несколько:

  • Куратор отвечает шаблонно и водянисто в позитивно-мотивационном ключе, что само по себе неплохо, только утомляет, когда хочется получить конкретный ответ на конкретный вопрос, и ты не нуждаешься в “морковке спереди или сзади” для подбадривания
  • Кураторы не выглядят как равные партнеры. Продавцы этих курсах рассказывают про серьезное обучение, а в кураторах у них люди со статусами вроде “лучшая жена лучшего мужа”.

Знакомо?

Кто все эти люди, что пытаются нас учить

Меня зовут Анастасия Коренева, я основатель методологического агентства Stayer. Мы специализируемся на создании и улучшении образовательных продуктов для экспертов, предпринимателей и корпоративных университетов. Наша миссия — помогать профессионалам, обладающим глубокими знаниями и опытом, разрабатывать программы, которые не только отвечают высоким стандартам качества, но и позволяют им стать лидерами в своих нишах. За плечами нашей команды — успешная работа более чем в 35 нишах и 65+ созданных и улучшенных продуктов. В одном из наших проектов мы выстраивали работу отдела сопровождения и сервиса “с нуля” и не понаслышке знаем, чем дышит рынок инфобиза.

Еще несколько лет назад обычный практикой было брать в кураторы студентов из прошлых выпусков. Это не были люди, которые получали специальное образование: опыт они набирали в полях. Многие школы от этой привычки так и не отказались. Только тогда цена ошибки была ниже: привлечение клиентов для онлайн-школ было дешевле. Если недовольный студент уходил, на его место таргетом привлекали двоих, и unit-экономика сходилась. Никто особо не заморачивался на работу с базой и выстраивание долгосрочных отношений с клиентами.

Кураторы за 15 тысяч рублей: кто нас учит на курсах, которые стоят в 10 раз больше

Но рынок меняется, онлайн-школы не могут с такой же легкостью позволить себе разбрасываться лидами и действующими студентами. Значит и требования к тем, кто сопровождает студентов в период обучения, по идее должны поменяться.

Сопровождение кураторов и обратную связь от них обычно продают как дополнительную опцию, которая заложена в стоимость тарифа. Подразумевается, что эта обратная связь должна быть настолько ценной, что принципиально улучшит результаты, которые получает студент.

Кураторы за 15 тысяч рублей: кто нас учит на курсах, которые стоят в 10 раз больше

Как на кураторах экономят эксперты

Есть принципиальное отличие между куратором и наставником, которое упускают и школы, и потенциальные студенты. Куратор - это человек, который помогает с материалом курса, проверяет домашки, но все это он чаще всего делает по шаблону, поскольку куратор в отличие от наставника - это человек, который не обязан обладать компетенцией в теме курса. То есть сегодня это может быть куратор на курсе по финансам, а завтра - по нутрициологии. В лучшем случае куратор просто посмотрел материал курса. Его важная функция в том, чтобы в целом помочь студентам сориентироваться на местности, не упустить детали, не выпасть из учебного процесса.

Во всем, что касается компетентной обратной связи, эфиров, ответов на вопросы по сути обучения, должен помогать наставник. Наставник - это человек с образованием и практическим опытом в теме курса. То есть на курсе по обучению маркетингу - это реальный практикующий маркетолог, на курсе по трейдингу - трейдер, торгующий на постоянной основе.

Поскольку первые по оплате дешевле и требования к ним ниже, онлайн-школы по-старинке привлекают “опытных кураторов” (то есть тех, кто до этого поработал на паре других курсов, неважно в какой нише) или выпускников своих прошлых потоков, подменяя понятия и выдавая их за наставников. Кураторов обучают работать с определенным типом вопросов и заданий. И хотя среди них могут быть отличные ответственные сотрудники, ждать и требовать от них глубокого понимания темы просто нечестно. Это за пределами их компетенций.

Кураторы за 15 тысяч рублей: кто нас учит на курсах, которые стоят в 10 раз больше

Даже при большом желании дать персонализированный емкий ответ и обратную связь по существу такому количеству студентов невозможно. Вот кураторы и выкручиваются как могут: создают базы с удачными ответами на самые распространенные вопросы, шаблонные ответы на все задания курса, посты для чатов. А дальше работа сводится к тому, чтобы найти нужный ответ и отправить нужному студенту, не забыв изменить имя в начале сообщения.

И здесь случается главный конфликт: студенты ждут, что с ними будет работать наставник, кто-то более компетентный в теме, тот, до кого хочется дотянуться, а получают мамочку в декрете. И как следствие взрослые люди, которые сами платят за свое обучение, испытывают диссонанс от того, что их “наставляет” человек, который в теме плавает и в целом не очень соответствует. Любой студент хочет общения, как минимум, на равных. Часто на курсы приходят не салаги, а люди с опытом и деньгами, и студентка на подработке или счастливая жена как равный партнер не воспринимаются. А это сразу минус 100 к лояльности в отношении курса, каким бы он не был в начинке.

Что делать

Кураторы за 15 тысяч рублей: кто нас учит на курсах, которые стоят в 10 раз больше

Если сопровождение и сервис отработают отлично, они спасут даже не очень продуманный курс. И, наоборот, поскольку кураторы - это те люди, с которыми в процессе обучения студенты взаимодействуют чуть ли не больше всего, если они производят не то впечатление, происходит демпинг качества обучения. Если кураторы работают за оплату ниже рынка, не обладают соответствующими компетенциями, сопровождают больше студентов, чем реально качественно охватить, их работа потопит и самый гениальный продукт. При это, будем честны, если заплатить куратору 60 тысяч, а не 15, никто в онлайн-бизнесе не обнищает.

Кураторы за 15 тысяч рублей: кто нас учит на курсах, которые стоят в 10 раз больше

Цифры этого года уже точно будут выше. В рынке есть деньги - это факт, а скупой всегда платит дважды.

А тем, кто планирует покупать обучение, стоит заранее узнать, кто именно будет сопровождать студентов на курсе. Вооружитесь информацией про наставников и кураторов из статьи и обращайтесь к авторам продуктов и в поддержу. Если вам обещают действующих специалистов, заранее узнавайте их имена и гуглите. И также на старте понимайте, что работа с реальными экспертами не может стоить дешево и быть доступной на курсах с потоками в 1000 студентов в персонализированном формате. Иначе таких наставников нужна сотня. Подходите к выбору обучения с холодной головой и не стройте завышенных ожиданий. Так меньше шансов разочароваться.

А еще подписывайтесь на меня в TG. Там выходит больше коротких ситуативных историй о буднях команды методологов.

11
Начать дискуссию