Как создать продуктовую стратегию?

Разработка продуктовой стратегии часто воспринимается как один из самых сложных и запутанных процессов для руководителей продуктов, CPO и собственников бизнеса. Однако это не «магия», а последовательная работа, основанная на видении, аналитике и исследованиях. Как связать знания о рынке и потребностях пользователей с целями компании? Как превратить гору данных в структурированный план?

Как создать продуктовую стратегию?

Зачем нам нужна стратегия?

Без стратегии мы заполняем своё время…… тем, что мы хотим, или… тем, что, как мы думаем, хочет начальник, или… просто реагируя на обстоятельства.

Без стратегии время и ресурсы легко растрачиваются на разрозненные, несвязанные действия.

Начнем с теории. Генри Минцберг выделил 10 школ стратегии, каждая из которых представляет свой взгляд на формирование и реализацию стратегий. Вот краткое описание этих школ:

Как создать продуктовую стратегию?
Как создать продуктовую стратегию?

На вебинаре мы разобрали, чем отличаются подходы в этих школах и какие инструменты анализа бизнеса мы получили в результате.

Например, SWOT-анализ, матрица BCG, матрица Ансоффа и другие методы анализа для оценки возможностей компании и разработки стратегий, являются инструментами школы планирования.

Уровни стратегии

Как создать продуктовую стратегию?

1. Корпоративная стратегия

  • Определяет общие направления развития компании, включая выбор бизнесов, в которых она будет участвовать. Принимаются решения по поводу расширения (добавление новых продуктов, рынков или приобретение других компаний), слияния или диверсификации. Оценивается распределение ресурсов между различными бизнес-единицами.

2. Бизнес-стратегия

  • Ориентируется на то, как каждая конкретная бизнес-единица компании будет конкурировать на своем рынке.Определяет конкурентные преимущества: например, через снижение затрат, дифференциацию продукта или инновации.Включает выбор целевых рынков, продуктов и услуг.

3. Продуктовая стратегия

  • Определяет, какие продукты или услуги будут предложены на рынок.Включает процесс разработки продуктов, их позиционирование на рынке и ценообразование.Принимаются решения о жизненном цикле продукта, его инновациях и улучшениях.

4. Функциональная стратегия

  • Каждая функция или отдел (маркетинг, финансы, производство, HR и т.д.) разрабатывает свои собственные стратегии для поддержки корпоративной и бизнес-стратегий.Включает детализированные действия, которые помогают достигать поставленных целей, например, оптимизация маркетинговых кампаний, улучшение производственных процессов или кадровая политика.

Алгоритм создания продуктовой стратегии

Состоит из 5 шагов.

Как создать продуктовую стратегию?
Как создать продуктовую стратегию?

Вот основные пять шагов:

1. В чем наша победа?

  • Это постановка цели, ради которой существует компания. Важно определить, чего компания хочет достичь в долгосрочной перспективе. Вопрос, на который нужно ответить: «Кем мы хотим быть через несколько лет?».
  • Этот шаг требует четкого понимания миссии и видения, что является фундаментом для всех последующих действий.

2. Где мы будем играть?

  • На этом этапе необходимо определить, на каких рынках, в каких сегментах или регионах компания будет конкурировать. Важно понять, на каких продуктах и аудиториях стоит фокусироваться. Это помогает компании сосредоточиться на тех зонах, где она может быть наиболее эффективной.
  • Вопросы: «В каком рынке или нише будем конкурировать?», «Какие сегменты целевых клиентов?».

3. Как мы победим?

  • Определение источников конкурентного преимущества: как компания собирается побеждать в выбранных сегментах рынка. Это касается стратегии захвата доли рынка, получения лояльности клиентов и разработки уникальных ценностных предложений.
  • Вопросы: «Как мы будем выигрывать конкуренцию?», «Почему клиенты выберут нас?».

4. Какие ключевые компетенции нам нужны?

  • Этот шаг заключается в идентификации ключевых ресурсов и компетенций, необходимых для реализации стратегии. Это может быть технологическая экспертиза, отношения с партнерами, инновационные продукты или уникальные процессы.
  • Вопросы: «Какие навыки, технологии и ресурсы нам необходимы для успеха?».

5. Какие системы управления необходимы?

  • Здесь важно определить, какие структуры управления, системы отчетности и контроля будут поддерживать реализацию стратегии. Это включает метрики и KPI, которые будут использоваться для отслеживания прогресса и корректировки плана.
  • Вопросы: «Какие процессы и системы управления нам нужны, чтобы реализовать нашу стратегию?».

Хотите узнать больше?

Посмотреть вебинар полностью с примерами и ключевыми ошибками можно по ссылке:

Хотите научиться создавать мощную продуктовую стратегию, как это делают ведущие компании мира? Представьте, что вы сможете применять проверенные методики для успешного вывода и развития продукта, строить конкурентные преимущества и принимать решения, которые приводят к реальным результатам. Мы приглашаем вас на нашу программу обучения, где ты освоишь ключевые инструменты разработки стратегии на основе лучших практик.

Как создать продуктовую стратегию?
Начать дискуссию