Какие навыки нужны современным детям? 3 главных навыка школьника, чтобы стать успешными в учебе и в жизни.

Какие навыки нужны современным детям? 3 главных навыка школьника, чтобы стать успешными в учебе и в жизни.

«Мой ребёнок не умеет общаться, жалуется, что одноклассники не хотят с ним дружить, ему трудно отвечать урок у доски, все конфликтные ситуации решает только криком и обидами», — боль многих мам школьников.

С началом учебного года проблема кратно усиливается, ведь с сентября по ноябрь дети адаптируются к школе и к режиму. Кто-то переходит в новый класс или секцию, знакомится со сверстниками, новыми педагогами, заявляет о себе.

И если ребенок не умеет общаться и договариваться с людьми, слышать и слушать, озвучивать своё мнение и принимать точку зрения собеседника, работать в команде — школа становится для него мучением.

Именно поэтому прогрессивные педагоги и психологи по всему миру говорят о том, что самые главные навыки, которые нужно развивать у детей всех возрастов — это коммуникативные: самопрезентация, работа с границами и эмпатия.

1. Самопрезентация.
Это базовый навык, с которого начинается знакомство и сотрудничество. И благодаря которому человек в будущем быстрее достигает своих целей и становится успешным. Умение презентовать себя для ребенка — незаменимый навык. Тот, кто умеет рассказать о себе, становится более «понятным» окружающим, его хочется слушать, с ним хочется дружить и искать общие интересы.

Чтобы презентовать себя, ребенку важно не просто правильно говорить, но доносить свои мысли и чувства до других, создавать положительное впечатление о себе, не бояться публичных выступлений, открыто говорить о своих интересах, завоевывать авторитет среди сверстников.

Упражнения для прокачивания навыка самопрезентации:
«Я себя знаю и понимаю»: поговорите с ребенком о его интересах, способностях, представлении о себе, ассоциациях. Какие у него есть таланты? Чем он увлекается? О чем он мечтает? Каких успехов он уже добился? Почаще интересуйтесь, как прошел день в школе.
Поиграйте в игру: начните рассказ и предложите ребенку его закончить. Такое упражнение поможет школьнику выражать свои мысли связно и логически.

Также поможет структурировать рассказ и стать хорошим собеседником игра «Что происходит на картинке». Можно взять карточки из настольной игры «Имаджинариум» и попросить ребенка объяснить подробно, что он видит на каждой картинке. У более старших детей спросите, что, по их мнению, могло произойти до этой сцены и что произойдет позже.

2. Работа с границами. Коммуникация тесно связана с понятиями «я» и «другой». Узнавание границ не проходит гладко: дети дерутся, обзываются, обижаются, замыкаются в себе. Важно обсуждать с ребёнком каждое нарушение границ и объяснять, почему важно их соблюдать, как можно просить, а как нельзя.

А ещё стоит научить ребенка отстаивать свои личные границы: «Так со мной можно, а вот так уже нельзя». И начать нужно с того, чтобы самим не нарушать личные границы школьника: не заходить в комнату без стука, не проверять ежедневно его соцсети и сообщения, не заставлять доедать ужин и т.д.

Ребёнок должен знать сценарии решения конфликтов, понимать, к кому обратиться за помощью, пока родителей рядом нет. Поэтому перед школой проговорите: Как отреагируешь, если кто-то начнёт задирать тебя или одноклассников? Что сделать, если тебя обидели или ударили?

Упражнение для осознания своих и чужих личных границ:
Составьте карточки с различными видами деятельности, ориентируясь на возраст ребенка. Например:
— игра с другом, где надо поделиться любимой вещью
— спор с одноклассником
— ученик и учитель

Пусть ваш ребенок вытаскивает карточки и вы с ним будете изображать диалог на заданную тематику. Это поможет школьнику научиться смотреть на ситуацию с других точек зрения, уверенно говорить «нет» и не чувствовать вины, а также лучше понимать других людей.

3. Эмпатия.
Лучшие собеседники – именно те, которые понимают чувства других.

Например, у вашего ребенка точно развита эмпатия, если он:— видит вас уставшей и в плохом настроении после работы и спрашивает: «Мам, что-то случилось?», «Мам, ты грустишь?».— сопереживает героям книг и фильмов.

А вот если ребенок смеется, когда сверстнику плохо — это тревожный сигнал для родителей.

Упражнение для развития эмпатии:

Предложите школьнику рассказать о своем настроении: его можно нарисовать, можно срав­нить с каким-либо цветом, животным, компьютерной игрой, физическим со­стоянием, показать его в движении. Все зависит от фан­тазии и желания ребенка.

Родители, которые приводят детей в Московскую школу программистов, знают, что здесь ученики не только осваивают современную и востребованную IT-профессию, но и развивают коммуникативные и социальные навыки. Учатся открытому и экологичному общению, анализировать свои слова и поступки, проявлять инициативу, работать в команде, самостоятельно и эффективно действовать в различных ситуациях.

Начать дискуссию