Почему студенты из России высоко ценятся в американских вузах

Популярность зарубежного образования с каждым годом растет. Перед выпускниками Стенфорда или Йеля открываются практически все двери, им доступны топовые должности в крупнейших международных компаниях.

В закладки

Что нужно делать, чтобы престижный американский вуз захотел иметь вас в числе своих студентов, рассказывает Мария Гурьева, выпускница Коламбии (Нью-Йорк) и основательница компании Study America.

Зарубежные студенты, в том числе из России, – это преимущество для университетов США, потому что от количества представленных стран и национальностей зависит рейтинг вузов. Высокая позиция в нем дает возможность привлекать сильных студентов с большей платежеспособностью, иметь конкурентное преимущество среди других учебных заведений, получать больше ресурсов на развитие, готовить более успешных выпускников, обеспечивая себе щедрых меценатов. Поэтому в гонке за престижностью вузы стремятся заполучить себе иностранных студентов из самых разных стран. У россиян в этом плане есть преимущество, потому что наших студентов в Америке пока еще мало. Если рассматривать в долях от общего числа зарубежных студентов (их около 1 миллиона), то россиян среди них всего 0,55% (примерно 5 500). Поэтому университеты, в которых наших соотечественников пока нет или их там немного, ценят возможность принять абитуриента из России.

Иностранных студентов отличает опыт жизни в другой стране: религиозный, культурный, исторический багаж, который они могут привнести в вуз. А так как в американской системе образования большую роль играют дискуссии внутри класса, иностранец имеет возможность обогатить это общение, открыть новую точку зрения, поделиться своей картиной мира. Это касается всех международных студентов, не только российских. Но у России есть свой уникальный бэкграунд, о котором действительно есть, что рассказать.

Культурный барьер и культурный багаж

В Америке очень бережно выстраивалась среда с главной установкой: все разные, но при этом все равны по своей значимости. В этом толерантном обществе гордятся своими отличиями, но акцентировать на них внимание не принято. У профессоров нет практики отдавать предпочтение кому-либо из студентов или подчеркивать их особенности. Так как состав студентов в каждом вузе США очень многонациональный, и это разнообразие ценится, преподаватели уважают то, что у каждого студента есть за плечами определенные опыт и культура. Эта позиция четко выразилась в задании, которое мне поручили, когда я училась в Колумбийском университете, нужно было подготовить реферат о сказках своих стран. Я исследовала сказку «Морозко», написала о том, что из себя представлял быт женщины на Руси, чему это произведение учит. Материал оказался одним из самых интересных в классе, потому что отражал уникальный опыт моей страны, демонстрировал то, как сильно отличается наша культура.

Я считаю умение проанализировать свой культурный барьер и осознание того, как отличаются наши представления о фундаментальных вещах, очень важными качествами. Потому что тогда студент может, во-первых, справиться с культурным шоком, который его ждет при переезде в США, а во-вторых, это даст ему пищу для постоянных размышлений и обсуждений. Возможность делиться своими взглядами, традициями, опытом делает иностранного студента интересным собеседником, у которого можно почерпнуть новые идеи для расширения кругозора.

У российского студента в этом плане есть преимущество, потому что круг тем для подобного культурного обмена и важных дискуссий очень широкий: и отношение к Советскому Союзу, и история, и политика РФ, и ценности современного общества, и многое другое. Площадок для высказываний тоже достаточно: американцы с удовольствием слушают и спрашивают о России. Для них это яркая и важная страна, о которой часто говорят в образованных университетских сообществах. При этом не к каждому иностранцу у них возникнет столько вопросов, про многие страны они знают только что-то поверхностное. А вот о России имеют какое-то представление, и постоянно интересуются мнением студентов из РФ по тому или иному вопросу. Большая ценность наших ребят в том, что они умеют на эти вопросы отвечать, знают, о чем рассказать, и чем поделиться.

Выделяют ли российских студентов американские профессора

Перед поступлением в Колумбийский университет я некоторое время училась на журфаке МГУ, поэтому всегда невольно провожу параллели между отношением преподавателей к студентам, межличностным общением одногруппников, видами досуга, подходами к образованию в России и США. Преподаватели в Америке никогда не высказывались на тему российского образования, плохое оно или хорошее. Но я заметила, с каким уважением относились на кафедре русского языка и литературы Коламбии к моему «происхождению» и уровню знаний. Сотрудники этой кафедры со мной очень плотно общались, потом приезжали в Россию, я им проводила экскурсию. Заметно, что они много лет сотрудничают с российскими вузами, а в области филологии и журналистики мы в принципе изучаем очень похожие вещи. Но несмотря на такой пиетет по отношению к МГУ и его статусу, мои американские преподаватели никогда не нарушали основного принципа – хвалить и выделять не за то, что ты иностранец, а за то, что ты хорошо себя проявляешь как студент.

За время учебы не было обобщений вроде «Вот, Маша – молодец, как и все русские студенты». В Америке это не принято. Там в принципе стирается понимание того, откуда ты, они рады тому, чем ты можешь поделиться, но ценят тебя как личность за твои достижения, а не выходца из определенной страны. В США очень индивидуалистическая культура, которая не допускает обобщения студента не то что с его этнической группой, но и даже с другими студентами. Они стараются максимально очистить коммуникационное пространство от всех предрассудков и стереотипов, а значит российский студент не будет выделяться, но в то же время к нему не будут относиться предвзято.

Сильные стороны выпускников российских школ

Когда абитуриент начинает готовиться к поступлению в американский вуз, он подтягивает английский, собирает документы, пишет эссе и сдает экзамены. Помимо чисто языковых TOEFL или IELTS для поступления в бакалавриат необходимо сдать SAT или ACT, которые покажут еще и знания по школьной программе – математике и естественно-научным дисциплинам. По итогам этих экзаменов многие абитуриенты набирают хорошие баллы именно по математике. Это случается из-за того, что Америка сильно отстает по обязательному минимуму. То есть у нас в школьной программе для всех есть высшая математика вплоть до логарифмов, производных, обратных производных, теории вероятности и прочих трудных разделов, даже если ты полный гуманитарий. В США обязательная программа по математике заканчивается на уровне нашего 7-8 класса, остальное – по желанию. Естественно, нашему школьнику в 10-11 классе легко дается тест для среднестатистического американца.

В других областях все сложнее. У российских выпускников сильно проседает английский язык и американская литература. Химия тоже дается трудно, даже если в этой области абитуриент был успешен в школе, в Америке эта дисциплина сильно отличается.

Блеснуть результатами SAT Subject, то есть экзамена по определенным предметам, наши школьники могут, например, в физике и биологии. Еще преимущество российских выпускников – иностранные языки. В этом США сильно уступает. Потому что американец, якобы знающий иностранный язык, на самом деле владеет им на весьма посредственном уровне. Абитуриент с углубленными знаниями, например, французского, испанского, немецкого или китайского языка, при условии должного усердия и хорошей образовательной программы без труда сдает американский минимум по этому предмету.

Российский менталитет – друг или враг в Америке

Первое, что приходит на ум, когда думаешь о разнице подхода к образованию в России и США, это отношение к плагиату и жульничеству. У меня в школе и вузе пользовались шпаргалками, переписывали чужие рефераты, а товарищи это не только не порицали, но и помогали провернуть и прикрывали. Американцы выгонят студента из университета, не задавая никаких дополнительных вопросов (в исключительном случае отправят его на «Суд чести», если вуз не топовый), если уличат в плагиате. Они так сильно боятся его, и это настолько серьезное нарушение, что действительно приравнивается к преступлению. По сути скачивание работы из интернета или заказ ее у кого-либо является грубейшим из возможных нарушений этических кодексов любого вуза США. Об этом нам рассказали сразу же по прибытии на кампус на курсах ориентации для новичков.

В понимании американцев в учебе должны быть все равны, у всех должны быть одинаковые права, а мухлеж нарушает эту образовательную демократию. Все студенты там в начале обучения подписывают Кодекс чести, в котором очень много разделов посвящено плагиату, мошенничеству и всему, что с этим связано. Поэтому любое из этих нарушений ведет к «бесчестию». Негативное отношение к жульничеству и списыванию связано еще и с тем, что очень часто оценки в классе выставляют, исходя из результатов всех студентов. То есть если кто-то смухлевал и показал очень крутой результат, все остальные автоматически получат плохую оценку за свою, пусть и честную, но более слабую работу. Так поддерживают соревновательный дух внутри группы, поэтому со случаями жульничества борются.

Кроме того, если перед американским студентом встанет выбор между дружбой и справедливостью, когда он узнает, что друг списывает, то ценность справедливости будет намного выше, и он может тебя сдать. Одноклассник, раскрывший мухлеж, обязательно расскажет об этом преподавателю. И это не считается зазорным, он не будет мучиться угрызениями совести, потому что в его культуре это правильно, нарушитель должен быть наказан. Российского студента поначалу может это возмущать, но придется смириться, что у американцев другая система ценностей, которую они выстраивали столетиями и которую нужно уважать.

Еще одним из важных правил, которые придется усвоить в американском вузе – прохалявить не получится. И знаменитая поговорка «от сессии до сессии живут студенты весело» здесь не котируется. Работать придется весь семестр, готовиться к каждому заданию, стараться, участвовать в обсуждении на каждом классе. Когда студент это осознает, проблем не возникнет, потому что наши люди умеют усердно трудиться и выкладываться для результата на полную.

У российского студента обычно широкий кругозор, он хорошо разбирается в истории, геополитике, географии, причем намного лучше, чем американцы. Иногда этот запас эрудиции здорово помогает.

Статистика поступления

Сколько и на какие направления поступают. Это любимые темы, на которые пишут пресс-службы российских университетов каждый год по окончании приемных кампаний. Однако с США все обстоит иначе. В бакалавриате американского вуза студент может 2 года изучать абсолютно все, что ему нравится, и только к третьему курсу определиться со специальностью. Этим и привлекает многих выпускников российских школ учеба в Америке – есть время разобраться в себе, накопить знания и опыт, подойти к важному жизненному решению более подготовленным. Но из-за этого довольно сложно вести статистику по популярности того или иного направления обучения среди наших студентов в США. По опыту могу сказать, что большинство абитуриентов планируют для себя одну профессию или сферу деятельности, а по прошествии времени выбирают совсем иную.

Однако, если говорить о трендах, то сейчас в мою компанию часто приходят абитуриенты, отдающие предпочтение научным сферам. Не всегда это желание самих ребят, иногда родители считают, что точные науки или IT дадут возможность без особых проблем получить высокооплачиваемую работу, и склоняют к такому выбору даже детей с абсолютно гуманитарным складом ума. Отчасти это решение продиктовано мнением, сложившимся в обществе, отчасти наличием льгот для тех, кто изучает компьютерные технологии, инженерию, математику. Да, у этих специальностей есть привилегии для эмиграции, трудоустройства, больше грантов и возможностей. Но, к счастью, если ребенок поступит в вуз с такими целями, а затем захочет пойти по другому пути, у него есть для этого все шансы.

Однозначно можно сказать, что популярность учебы в США растет. В год открытия моей компании у меня было 10 учеников, сейчас даже до начала «сезона» поступлений их уже 70. Положительная динамика говорит о том, что выпускники российских школ перестали считать учебу за рубежом уделом элиты и «золотой молодежи». Все больше ребят пробуют свои силы, готовятся и поступают в престижные вузы Америки.

{ "author_name": "Татьяна Крылова", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 1, "likes": 7, "favorites": 17, "is_advertisement": false, "subsite_label": "education", "id": 151075, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Tue, 18 Aug 2020 15:04:32 +0300", "is_special": false }
Объявление на vc.ru
0
1 комментарий
Популярные
По порядку
0

Спасибо. Очень интересно.

Ответить

Комментарии

null