Как раскрутить социальный стартап: опыт создателей чат-бота по профориентации школьников

Собрать команду альтруистов, найти деньги на проект и заинтересовать в нем аудиторию – как справиться с этими задачами, если твой стартап не рассчитан на получение прибыли? Рассказывает основатель первого в России чат-бота по профориентации школьников Яна Стафичук.

Как раскрутить социальный стартап: опыт создателей чат-бота по профориентации школьников

Важно выбирать не по ЕГЭ, а по интересам

Проектом «Бот знает» мы решали очень близкую нам проблему – отсутствие профориентационной помощи подросткам в регионах.

Я родом из небольшого города в Вологодской области и очень хорошо знаю, каково там жить. В маленьких городах о профориентации мало кто задумывается, профессию дети выбирают по наитию или по ЕГЭ.

Но сегодня разработано множество методик, можно не просто выбирать, а строить целые профессиональные траектории еще со школы. Если пройти тестирование заранее, в 9-10 классе, к выпускному получится изучить области, к которым ты склонен, и понять, куда двигаться дальше.

Яна Стафичук, Основательница проекта «Бот знает»

Конечно, подростки переменчивы, поэтому им так сложно сделать выбор. Однако, если ребенку нравятся технологии, но также интересен дизайн или биология, это не значит, что эти направления не сочетаются.

Важно доносить до ребят – можно отучиться, например, на программиста, а в магистратуре выбрать какое-то другое направление, или же взять gap year после школы и поехать в молодежный волонтерский лагерь. Дети не должны бояться сделать неправильный выбор «на всю жизнь», комплексовать, что у них не получается сразу определиться, и в этом им должна помогать профориентация.

Как социолог, психолог и школьник кодили бота

С 2017 года я курировала проекты по профориентации, в основном офлайн-мероприятия для школьников. Однако серьезно этой деятельностью можно заниматься только при наличии диагностики и тестирования. Такого инструмента не хватало.

Конечно, есть много тестов по профориентации, масса сайтов, где их можно пройти. Но если для учителей эта форма приемлема, то ребятам в 14-18 лет хочется чего-то более современного, удобного, и чат-бот оказался им очень близок.

Его идею нам подсказал ИТ-евангелист Microsoft Дмитрий Сошников. В 2018 году мы с еще одной участницей проекта, психологом Татьяной Климовой (которая разработала тест для бота), брали у него интервью.

Он много рассуждал о пользе искусственного интеллекта, машинном обучении и высказал мысль о том, что на основе больших данных хорошо было бы создать бота, похожего на «Алису», который будет давать советы школьникам.

Татьяна тогда работала психологом в университете ИТМО, и к ней на консультацию пришел школьник Гоша, который проявлял интерес к ИТ. Так и сложилась наша команда. Именно он кодил бота и до сих пор занимается всей разработкой.

Программированию Гоша обучался сам, сейчас для этого есть много бесплатных возможностей в интернете. Наш проект ему очень понравился, и он решил помочь, а заодно применить свои умения на практике. Так что, можно сказать, Гоша был первым, кого мы профориентировали на старте: )

Проект заинтересовал своей целью – помочь школьникам, используя современный подход – создание интерактивного чат-бота. Во время разработки я получил опыт взаимодействия в команде, научился более точно планировать время и оценивать предполагаемые результаты работы.

Для ребят, которые хотят в ИТ, хочу отметить, что сегодня – это одно из самых доступных направлений. Несмотря на все возможные сложности программирования, самое главное – это иметь желание реализовать ИТ-продукт своими усилиями.

Стоит попробовать себя в разных направлениях разработки и языках программирования, чтобы понять, какие из них подходят ближе.

Георгий Янковский

,

ИТ-разработчик бота, ученик 10 класса школы № 548 Санкт-Петербурга

Платформу Вконтакте, на базе которой создан проект, мы выбрали, потому что она популярна среди старшеклассников, и там есть возможность встроить чат-бота.

В нашем боте несколько функций:

  • тестирование, по итогам которого определяются близкие школьнику профессиональные отрасли;
  • возможность узнать про каждую отрасль. Например, если интересны биотехнологии, можно нажать на кнопку и увидеть, в тренде ли сейчас это направление, перейти по полезным ссылкам на авторитетные источники и почитать о его перспективах;
  • список возможных профессий в выбранной отрасли и подробная информация о них;
  • вузы, в которых на эти профессии учат.
Как раскрутить социальный стартап: опыт создателей чат-бота по профориентации школьников

Источники финансирования

Пройти бота может любой российский школьник, он бесплатный и таким будет всегда. У нас есть некоторые дополнительные возможности, которые можно купить по желанию – мерч, индивидуальные консультации со специалистом, который помогает выстроить образовательную траекторию на ближайшие годы. Но это не приносит серьезного дохода, так как все-таки наш проект не про бизнес, а про социальное предпринимательство.

При этом мы постоянно участвуем в грантах и конкурсах. Так, в 2018 и 2019 годах получили гранты Росмолодежи от 200 до 500 тыс. рублей. Эти средства мы потратили на проведение мероприятий, в ходе которых ребята из разных школ встречались с молодыми профессионалами в Петербурге, вместе со специалистами по работе с молодежью, сотрудниками библиотек выстраивали образовательные маршруты и создавали город будущего.

В 2018 году мы победили в конкурсе «Моя страна – моя Россия» в номинации «Лучшие педагогические практики для НТИ». После стали финалистами Конкурса инноваций в образовании (КИвО) в Сколково, где получили спецприз от компании Дневник.ру – рекламу на этой платформе, благодаря которой за месяц к нашему тестированию получилось привлечь 12 тыс. человек – больше половины от общего числа школьников, воспользовавшихся ботом на сегодняшний день.

<i>Баннер, который приглашал родителей в группу о боте на сайте Dnevnik.ru</i>
Баннер, который приглашал родителей в группу о боте на сайте Dnevnik.ru

Мы очень переживали в тот момент, чтобы бот не упал от такой нагрузки, но Гоша его подстраховал, и все прошло отлично.

Подобные инструменты дают школьникам возможность взглянуть со стороны на свои навыки и оценить, кем они видят себя в будущем. Именно поэтому мы обратили внимание на проект «Бот знает» на КИвО.

Хочется отметить профессионализм команды, которая смогла интересно изложить суть в режиме короткой презентации. За такими сервисами будущее, и мы рады что внесли посильный вклад в популяризацию одного из них. На нашей платформе мы создали группы о проекте, где учителя и родители могли ознакомиться с информацией о нем, а ученики перейти к тестированию.

Рекламная кампания получила большой отклик еще и потому, что был выбран удачный период – конец учебного года, когда старшеклассники оценивают итоги и думают о поступлении в вуз. Ребята активно знакомились с ботом, задавали вопросы и оставляли комментарии.

Юрий Бойко

,

директор по развитию Дневник.ру

Как готовиться к конкурсам?

  • Если участвуете в конкурсе в сфере EdTech, у вас обязательно должна быть инновация, которая решает реальную проблему, а не придуманную. Она должна затрагивать большое количество людей и решаться эффективно.
  • Очень важна сплоченная команда, готовая быстро и хорошо работать. Нам повезло – мы делали то, что нравится, поэтому все получалось легко.
  • Участвуйте в конкурсах по максимуму и не бойтесь проигрывать. Мы тоже не во всех победили, но многому научились, дойдя до определенных этапов.
  • Не думайте, что ваш проект недостаточно хорош. Я участвовала во многих конкурсах и видела разные проекты – не обязательно идти с готовым продуктом, это может быть и MVP. На КИвО мы, например, пошли с несколькими вопросами в боте, чтобы показать, как он работает, а к финалу уже имели полноценного бота, который успели сделать за 1,5 месяца.

  • Продвигайте проект – посещайте разные мероприятия, знакомьтесь с людьми, рассказывайте про свой продукт. Это поможет не только распространить информацию о вашем стартапе, но и получить обратную связь, найти единомышленников, людей, готовых помочь.
<i>Награждение проекта на Конкурсе инноваций в образовании 2018</i>
Награждение проекта на Конкурсе инноваций в образовании 2018

Учителям – учиться, детям – работать

Если поначалу аудиторией бота преимущественно были петербургские школьники (поскольку я тогда работала в Центре профориентации «Вектор» при Комитете по молодежной политике города и могла предложить школам пройти тестирование с помощью бота), то после побед в конкурсах о нас стали писать СМИ, разные паблики в соцсетях – так ребята из регионов начали узнавать о боте.

Сейчас мы масштабируемся органически, уже порядка 20 тысяч человек со всей России прошли тестирование.

Мне важно, чтобы у каждого школьника в нашей стране была возможность пройти профориентацию. Я использовала как классическую методику, так и авторскую, адаптированную для школьников, поскольку чаще всего приходится слышать про однообразность и монотонность тестов. Главная задача, которая стояла перед нами, – чтобы ребятам было интересно!

Татьяна Климова

,

Автор теста для бота, психолог

Результаты показывают, что самые интересные направления для школьников сегодня – медицина (15,4%), финансы (15%), экология (13,3%), авиация (8,3%), ИТ (7,6%), физкультура и спорт (7%).

<i>Выгрузка данных из бота</i>
Выгрузка данных из бота

В рамках проекта мы также помогаем педагогам из регионов, поскольку у них есть большой интерес к профориентации, но не хватает знаний в этой области и готовых полезных инструментов. Проводим для них обучающие мероприятия. Например, весной организовали 2 школы по профориентации, в каждой поучаствовало более 70 учителей.

<i>Участники одной из таких школ кураторов</i>
Участники одной из таких школ кураторов

Это важно, потому что мало пройти онлайн-тестирование и наметить траекторию будущего развития, школьникам также полезно погрузиться в профессию, решить в ней какую-то задачу, а сделать это в онлайн-формате довольно сложно. Например, сейчас есть приложение, где можно выбрать компанию и виртуально попробовать себя на работе в ней.

Однако, по нашему опыту, эффективнее все-таки прямое взаимодействие педагога с детьми – когда учитель лично заинтересовывает детей определенной специальностью, мотивирует их проходить профессиональные кейсы. Поэтому мы и не стали создавать что-то в этом направлении в онлайне.

Кейсы – это реальные рабочие задачи в разных областях, которые школьник должен решить. Так ребята прощупывают профессию изнутри, и им легче понять, интересно ли будет заниматься ею в дальнейшем.

Например, в нашем кейсе по медицине, который разработан совместно с Первым Санкт-Петербургским государственным медицинским университетом им. И.П. Павлова, школьникам дается задача, которую студенты решают на 1 курсе – по описанию нужно поставить диагноз пациенту. Для этого ребята сначала изучают материал, чтобы разобраться в теме.

Или вот кейс по биоинформатике – исследование генома. Тут нужно знать язык программирования, например, Python. Ученикам дается ссылка, где его можно изучить, например, на платформе Stepik. После этого им нужно расшифровать несколько файлов и решить, к какому человеку относится каждый из них.

Куда и как масштабироваться?

Бота мы сейчас просто поддерживаем в рабочем состоянии, дополняем новыми профессиями, актуальной информацией, но это не отнимает много времени.

Грантовая поддержка помогает нам проводить обучающие мероприятия для педагогов и кейс-чемпионаты для школьников в офлайне. Последние ориентированы на детей, которые нормально учатся, но зачастую оказываются за бортом, так как в России довольно много программ для талантов и уникумов, а для простых ребят нет.

<i>Кейс-чемпионат для школьников, проведенный благодаря гранту 2018 года</i>
Кейс-чемпионат для школьников, проведенный благодаря гранту 2018 года

Что же касается бизнес-развития, то сейчас мы работаем над профориентационным проектом для взрослых. Это платежеспособная аудитория, с которой мы можем себе позволить брать деньги за полезные услуги.

Кстати, масштабироваться таким образом нам порекомендовало жюри международного акселератора ED2, программу которого мы прошли в 2019 году.

Мы выступали на Selection Day, но дальше не попали. Однако совет оказался очень кстати, что еще раз доказывает – важно пробовать все возможные варианты, и какой-то из них обязательно выстрелит.

3838
49 комментариев

Имхо, качественно решить задачу профориентации нереально. Когда подросток проходит тест он получает срез интересов на текущий момент времени, исходя из собственных увлечений, кругозора и социально-экономического капитала семьи. И этот срез может ничего не иметь общего с его будущим.

К сожалению, в России озабоченность правильным выбором образовательной траектории заканчивается этими тестами на уроках ОБЖ, от которых возникает больше путаницы: тест сказал мне, что я ветеринар, а мне нравится фотография и видео. Что делать? Я неправильно себя понимаю или тест плохой? А если я ошибусь, что потом?

Вспомните сами: могли вы внятно ответить на вопрос «Какую профессию ты хочешь освоить?» в 16-18 лет? И насколько этот ответ близок к вашему текущему положению и уровню счастья?

В западной модели обучения, которую сейчас адаптирует ВШЭ, конкретных специальностей в ВУЗах нет – есть широкие направления. Абитуриенты в процессе обучения двигаются по воронке, выбирая себе более узкую специализацию и посещая некоторые занятия по выбору, исходя из собственного интереса.

На мой взгляд, если в школах в каком-нибудь современном виде будут обязательные занятия о разных сферах деятельности людей, на которые дети не будут забивать, то результат будет куда лучше любого пройденного теста.

8
Ответить

Согласна по многим пунктам.Тест в Боте как раз ориентирован на отрасли, а не на отдельные профессии. В 17-18 лет очень сложно выбрать то, чем будешь заниматься в 21-23. Главная задача в школе - выбрать направление, которое интересно и начать развиваться в этом направлении. Сейчас вполне нормально поменять за жизнь 4-5 проф.направлений. 

3
Ответить

Gap year после школы это вы про армию? 😃

8
Ответить

:) С некоторыми и такое случается, почему нет?)

3
Ответить

Тоже об этом подумал) если, конечно, участие в волонтерском лагере не дает отсрочку 

1
Ответить

к сожалению, в России, это доступно пока только для девочек. Надеюсь, скоро такая Возможность будет и у мальчиков :) 

Ответить

Огонь! Мне бы такого бота 15 лет назад :)

6
Ответить