Преодолеваем постоянное откладывание дел

Для разгрузки оперативной памяти я все будущие задачи вношу в таск-менеджер. Независимо от объёма задачи, всё должно быть записано, чтобы не держать в голове. Но дальше возникает большая проблема — некоторые задачи после внесения в таск-менеджер я делаю примерно никогда, постоянно отодвигая на "когда-нибудь потом". Это приводит к большим неудобствам. Например, вторая часть стрима python student уже два года откладывается. Проблема в том, что назначение подобной задачи "на сегодня" плохо помогает, так как задача большая и сложная, подступиться к ней сложно. Мой опыт преодоления откладывания дел базируется на одном принципе:

✅ Декомпозируй задачу. Продумывание задачи и выделение небольших шагов по её выполнению переводит задачу из разряда "ух, страшное и большое" в "хм, вот этот шаг займёт полчаса и даже понятно, как его сделать".

Давайте на примере. Задача "снять ролик python students, часть 2". Декомпозируем:
— решить, какие темы включить в ролик;
— прописать сценарий;
— прописать текст;
— снять ролик;
— смонтировать ролик;
— расставить текстовые подсказки по смонтированному ролику;
— подкорректировать аудиодорожку;
— выложить ролик;
— написать пост-расшифровку ролика.

Прелесть такого плана в том, что каждая задача мотивирует сделать следующую. Если я нашёл темы для ролика, то уже хочется написать сценарий. Когда готов сценарий, то прописать текст уже не выглядит неподъёмной задачей.

Если даже после декомпозиции я не приступаю к задаче, то тут два варианта: либо задача по факту мне не нужна и её нужно выкинуть, либо я плохо декомпозировал, и тогда надо раздробить её на ещё более мелкие подзадачи.

Для меня главный фактор откладывания задачи — её неясность. Дробление задачи позволяет неясность устранить. Задачи должны быть такого размера, чтобы минимизировать напряжение мозга: взял и сделал.

Еще один житейский пример: в машине загорелась лампочка "долить охлаждающую жидкость".

Уже на опыте я не заношу задачу: "Съездить в сервис и долить жидкость". Куда ехать? Когда ехать? — вот такие вопросы у меня будут возникать и я точно буду её откладывать.

Я ставлю задачи:
— Выбрать сервис для замены жидкости (смотрю отзывы на картах);
— Позвонить и договориться о времени (узнать цену, сколько займёт по времени, после разговора записать адрес);
— Поехать в сервис на замену жидкости <- по факту это та же задача, но только теперь у меня нет к ней вопросов, просто беру и делаю.

Обратите внимание на подсказки в скобках, они позволяют в момент решения задачи дополнительно не думать: А как выбрать сервис? А что нужно дополнительно уточнить, когда буду звонить?

Полезны ещё несколько аспектов:

✅ При составлении плана учитывать будущую загрузку. Глупо планировать на воскресенье 40 задач по часу каждая, не получится столько сделать. Понимание приемлемой загрузки приходит с опытом. Или не приходит.
✅ Учитываю приоритет задачи. Если задача важная / выгодная / полезная, то планирую её пораньше.
✅ Умеряю перфекционизм. Часто надо сделать хорошо, а не идеально. Опускаться до уровня "кое-как" не всегда оправданно, но иногда и это годится.

✅ Для меня ещё работает практика начать чуть-чуть. Если к чему-то не могу приступить, просто ставлю себе установку — начну и 15 минут поделаю. Обычно после такого старта я с удовольствием продолжаю делать задачу. А если нет, то не расстраиваюсь, ибо значит задача не такая нужная.

В дополнение вспомним про хорошую и плохую прокрастинацию от Пола Грэма . Это когда ты занят, но не тем.

А ещё я каждый день анализирую список своих задач, но это тема отдельного поста.

В телеграм-канале DevFM пишу о полезном для разработчика: инструментах, например, postgres_dba для анализа узких мест базы данных или fcron, интересных хаках вроде запуска LLM прямо в шрифте, или о Google design docs. А ещё у нас есть бесплатный курс cli-for-dev по Linux на степике, немного подкастов и видео.

11
3 комментария

есть интересные моменты, нужно будет применить

1

Попробуйте, мне реально помогает

2