Как отличить онлайн-курс от «инфоцыганства»

Я создаю онлайн-курсы для айтишников, и часто сталкиваюсь с тем, что тему онлайн-образования пытается эксплуатировать так называемый «инфобизнес». При чем делает это настолько настойчиво, что бросает тень на всю область онлайн-обучения. В итоге даже профессиональные школы с качественными курсами начинают упрекать в «инфоцыганстве» и перестают воспринимать всерьез.

Но главная проблема заключается даже не в этом, а в том, что людям, которые действительно хотят научиться чему-то новому, открыть для себя новые направления, становится не просто выбрать между качественным образованием и разрекламированной мишурой.

Чтобы помочь вам с выбором хороших курсов, я решила поговорить об основных отличиях онлайн-образования от инфобизнеса. Как говорится, не попадитесь.

Если вам больше нравится не читать, а смотреть или даже слушать в фоне, вот видео по теме с моего YouTube-канала

Как не попасться на инфоцыганство | как отличить онлайн курс от инфобизнеса

Оставьте эмоции

На самом деле, в большинстве случаев отличить информационный продукт от образовательного можно уже при первом знакомстве — по рекламе.

Информационный бизнес часто ориентирован на эмоции, желание быстро заработать, «выйти на 200 тысяч после недели обучения», «начать приносить в дом больше мужа», при чем безо всякой конкретики.

Образовательные курсы в свою очередь предлагают конкретный результат — получение определенных навыков, умений или удовольствия. Например, онлайн-курс по изобразительному искусству может гарантировать и удовольствие, и обучение техникам рисования. А на курсах по Kubernetes вам не обещают, что вы будете зарабатывать на этом от 200 тысяч в месяц, вам «скромно» говорят, что вы приобретете конкретные навыки и научитесь использовать их на практике.

Следуйте за четкостью

Обучающий информационный продукт состоит из трех блоков: программа, лектор и способ оплаты. У онлайн-курсов четкая программа с четкой структурой, все уроки раскрыты – у них есть цель и краткое содержание. Также программа выстроена методологически: есть теоретическая, практическая части и проверочный модуль. В онлайн-курсах программа есть всегда, и она будет доступна, потому что курс покупают именно из-за нее.

Всего этого нет в инфобизнесе. Для получения информации о курсе часто нужно регистрироваться. На занятиях все, как правило, сводится к пустым разговорам, а четкой программы нет. На входе вам обещают эфемерные знания о том, как заработать, но в результате не дают никаких практических навыков.

Как отличить онлайн-курс от «инфоцыганства»

Учитесь у лучших

Лектор онлайн-курсов всегда имеет практический опыт, может показать реальные проекты, в которых применял свои знания. Если это курс по рисованию, то у лектора будут картины, информация о выставках или что-то подобное. Если по Kubernetes, то преподаватель перечислит свои проекты, которые будут для вас не только весомы, но и понятны.

У инфобизнесменов же конкретных результатов либо нет, либо они размыты. Их показатели невозможно проверить. Вас ждут только пустые рассказы о заработанных миллионах и сказки о волшебно коротких сроках, без указания проектов, методов и т.п.

Идите к тем, кто открыт

Авторы онлайн-курса позволят попробовать свой продукт или его часть бесплатно. При запуске всегда проводят открытые уроки, записывают промо-ролики, дают доступ на какое-то время, чтобы вы для себя определили, подходит ли вам курс по подаче, лектору, программе или нет.

Инфобизнес устроен иначе: вам скорее всего предложат зарегистрироваться, чтобы получить бесплатный гайд, который, хоть и может принести небольшую пользу, сам по себе не позволит прощупать именно формат обучения.

Внимание к отзывам

Мы часто обращаемся к отзывам при выборе примерно всего, и это понятно. Хочу лишь отметить, что в нашей теме это надо делать с особой осторожностью.

Конечно же не стоит идти на курс, если предыдущие студенты пишут откровенно плохую конкретику: скучный препод, слишком быстрый темп, ничего не понятно и т.д. В таком случае стоит либо пойти на такой же курс в другую школу, либо подождать, пока улучшат этот.

Но и к положительным отзывам относитесь со здоровым скепсисом. Потому что хитрые инфобизнесмены могут нарисовать сколько угодно отзывов даже до запуска (!) первого потока. Они часто этим пользуются, так что будьте бдительны.

Кстати, образовательный лайфках в тему:
Не стоит бояться первого запуска онлайн-курса, пока о нем нет отзывов. Он не всегда бывает плох. Таким образом часто можно недорого купить хороший курс, ведь на старте курсы обычно стоят дешевле. А если вам что-то не понравится, сможете перевестись на следующий поток или вернуть деньги частично.

Как отличить онлайн-курс от «инфоцыганства»

Платите с умом

Любые онлайн-курсы оплачивайте только по договору оферты и никак иначе, чтобы иметь возможность вернуть свои деньги, если что-то пойдет не так.

В IT был случай, когда один блогер хотел создать обучающий продукт по Data Science – что-то типа индивидуальной подборки, дорожной карты. А оплату собирал донатами.

Возможно, он даже не был мошенником и действительно хотел сделать что-то классное, но в итоге он не справился, идея провалилась и люди оказались недовольны. Дальше он пропал с ютуба, а его потенциальные ученики так и не смогли вернуть свои деньги. И ведь у него даже не было юридических оснований возвращать донаты назад, и вряд ли он смог бы доказать, что вернул их. В общем сложилась непростая ситуация, из которой он не смог выйти, сохранив лицо, и решил просто исчезнуть.

Вывод простой – платите только по договору, все нормальные школы принимают оплату именно так. Избегайте донатов, переводов на карту и прочего «колхоза».

Если у вас есть собственные лайфхаки или драматичные истории, не стесняйтесь делиться в комментариях. Спасибо за внимание!

33
2 комментария

Очень хорошо рассуждаете, мне было интересно и познавательно читать.
Мне нравится.

1
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить