Я учу *выбрать нужное* вот уже как 1000000 лет, а говорить все равно не могу. На-до-е-ло!

Как мотивировать себя и не бросить изучать язык. Советы от бывшего препода.

Такие пассажи я часто слышала в своей прошлой деятельности преподавателя немецкого языка. И будучи законченным эмпатом, я болезненно воспринимала такие слова студентов, пыталась всячески помочь с дополнительной мотивацией, индивидуальными методиками, трюками для запоминания (или как немцы их еще называют «ослиными мостами») и проч. Но в глубине души я понимала, что я вряд ли могу помочь взрослому человеку с мотивацией. Это мнение основано на личном эмпирическом опыте: как фанат германских языков, я начинала изучать исландский и шведский. Да что там германские языки! Меня даже в итальянский затягивало, и в японский, и в турецкий. Из всего этого изобилия в моем кармане на сегодняшний день приуныли: уверенный немецкий, неплохой английский и пока скромный шведский. Читателю не нужно задавать вопрос «почему мы бросаем изучение языка», так как он лежит на поверхности. Чего нельзя сказать про ответ.

В этой статье я хочу предложить вам (внезапно!) свою методику изучения иностранных языков. Шутка, никакой методики у меня нет, так как я уверена, что методика неэффективна, если она распространяется на количество учеников, больше одного. Одна и та же методика может быть эффективна, например, в твоём случае, а мне ничего не даст. Отходя от туманной темы методик преподавания и обучения, я предлагаю тебе пару советов, которые я вывела для себя, опираясь на свой опыт как преподавателя, так и ученика.

Я не хочу больше учить немецкий. У меня ничего не получается. Да и не охота больше.

Бедный студент
1
Как бы банально это ни звучало: найди что-то прекрасное.

Люди неосознанно стремятся ко всему прекрасному, приятному, вкусному, ароматному и так далее. Дай мозгу сигнал, что в изучении иняза тебя ждет дополнительная порция дофамина.

Пример: Я слушаю шведское радио и смотрю сериалы на шведском в вконтакте с субтитрами. Мне безумно нравится, как звучит шведская речь. Да, я понимаю совсем не много, но поверьте, каждое распознанное мозгом слово – это очередной, дополнительный выброс дофамина. Педагогический бэкграунд такого метода заключается в следующем: чем больше языка в твоем окружении, тем больше ты схватишь. Ведь ты знаешь, что твой мозг - тот ещё парень и делает очень много без твоего ведома. Слушай радио из той страны, язык которой ты изучаешь. Ты удивишься, как быстро твой мозг «породнится» с незнакомой речью и будет автоматически настраиваться на неё. Но только не забудь: не напрягай себя! Просто наслаждайся любимой речью, музыкой, с упоением слушай рекламу на радио и вспоминай о своем отпуске в этой стране, где ты буквально плакал от счастья, когда впервые включил радио в арендованной машине, а там - мелодия этого волшебного языка... И неважно, что в тот чудесный миг диктор рекламировала какой-нибудь магазин сливных бачков. Тогда ведь ты этого не понимал. Ещё пока... Примерно так это должно выглядеть и ощущаться: без насилия.

2

Системность.

Да, этот пункт, на первый взгляд, противоречит первому. Но касается он не столько твоей мотивации, сколько твоих знаний. В конце концов, на одном хорошем настроении ни один язык выучен не был. Иногда придется попотеть.

Удели изучению грамматики пару дней в неделю, а еще пару дней – изучению новой лексики. Обрати внимание, что первому стоит посвятить чуть больше времени, чем второму, по крайней мере, на первых порах. Ты также можешь изучать пять (хорошо, как говорится, бог любит троицу) - или три новых слова в день. Найди свой собственный удобный ритм, в котором ты будешь что-то делать, но опять-таки без фанатизма и насилия. Пропустил? Ничего страшного. Нагонишь в другой раз. Здесь также стоит отдавать себе отчёт в том, что, сохраняя мотивацию на долгий срок, при относительно детских усилиях ты выучишь больше, чем твой коллега Вася, посвящающий зубрёжке добрых четыре часа каждый день в перерывах между сном и обмороком.

Пример: Я провела трёхмесячный «марафон для самых пассивных» ежедневного изучения шведского в банальном дуолинго. Да, с точки зрения методики изучения иностранных языков, приложение не даст каких-то обширных знаний. Но каково же было моё удивление, когда после трёх месяцев несложных занятий языком в приложении из массмаркета, я обнаружила, что мои слабые места прокачались, я выучила много новых слов и мне гораздо легче написать тривиальное сочинение «обо мне», чем три месяца назад. Секрет прост: я не производила пенетрационных действий со своим несчастным мозгом, как раньше, например, с немецким, и совершенно спокойно прокачала языковой скилл. Однако в этом случае стоить помнить о том, что результат будет качественно уступать более интенсивным методам изучения. Зато любовь к языку, и, как следствие, мотивация останутся по-прежнему при тебе. Det är jättefint!

3
Общение.

Многие студенты просили меня о пощаде, мол, Елизавета Сергеевна, дружочек, говорите по-русски, пощадите! Но фишка в том, что все эти «я не могу», «мне стыдно перед преподом», «я не понимаю» - глупости. Ты платишь преподавателю, а значит, имеешь право выбрать музыку. Не зря гласит мудрость от Вани: «Не надо стесняться», посему скорее найди препода и начни просто общаться с ним. Да, вы можете по ходу работать над лексикой и грамматикой, все это только поспособствует. Но каждое занятие ты просто обязан общаться с ним. Пусть это будет не носитель. Начни с родного преподавателя, и дополнительной мотивацией послужит также мысль из разряда «О боже, как же он(а) потрясающе говорит! Интересно, сколько мне нужно, чтоб тоже также?..». Позже ты так или иначе выйдешь на общение с носителями, потому что это неизбежно. Другое дело, в каком состоянии: как бедное дитя, брошенное в воду, или же умеющим плавать, пусть и по-собачьи. Я выбираю однозначно второй вариант.

Пример: мой потрясающий преподаватель по шведскому был вынужден месяцами выслушивать мои жалкие потуги говорить на шведском, однако, он делал это с уважением и вниманием. Как результат – я могу что-то сказать. Да, плохо. Но кого это сейчас волнует, когда я могу понять, что говорит шведская мадам в рекламе макдональдс по радио, и мысленно ответить ей что-то вроде «Я вегетарианка, чёрт возьми». Благодаря моему прошлому преподавателя, я прекрасно понимала, за что я плачу деньги и что хочу за них получить.

4

Назад к вдохновению.

Наверняка есть какая-то причина, почему ты изучаешь иностранный язык, и у каждого она своя. Я никогда не поверю, что все люди изучают английский только потому, что так надо. Многие хотят смотреть фильмы на английском, кто-то – читать Паланика или Шекспира в оригинале. Да мало ли может быть причин? Вспомни о том, что побудило тебя изучать язык. И вернись к этому вдохновению. Пусть оно не покидает тебя на протяжении всего времени изучения, то есть, всю жизнь. Или ты не знал?:)

Пример: было у меня немало студентов, которые влюбились в немецкий через раммштайн. История стара как мир, но я всегда обращалась к этой зацепке, так как на войне все средства хороши, поэтому я часто возвращалась к разбору текстов песен или ещё лучше – интервью с участниками группы. Представляешь, как бедный студент начинал сиять при контакте с чем-то, что любит всем сердцем. Поэтому, если ты вдруг почувствовал резкую боль в височных долях при первом взгляде на таблицу падежей в финском, вспомни о той самой финской колыбельной, которая тебя покорила на всех уровнях твоего сознания и привела к решению изучать язык. Вспомнил? Послушай её ещё раз. Я обещаю, тебе станет легче.

5

Будь в теме.

Этот совет, на первый взгляд, очень похож на предыдущий, однако, имеет отличия.

Делай так, как будто ты тёртый калач и сфера изучаемого тобой языка обитает не где-то там на расстоянии, а здесь и сейчас, в твоей жизни. Это психологически сблизит тебя с языком, а, как известно, чем ближе и роднее – тем сильнее связь.

Пример: я не знаю русского языка в ОС яблочных продуктов. Просто потому что на первом айфоне, купленном мной, я сразу установила немецкий язык. Не спрашивайте меня, как найти через поиск какое-нибудь состояние аккумулятора или ползунок отключения мобильного интернета. Я отвечу, но не на русском. На русском могу ответить только переводом с немецкого. Со шведским я играю по-другому: листаю каталоги икеи на шведском, так что во мне засело странное чувство, будто я сама шведка, а икея – главная гордость предпринимательского гения моей замечательной страны. Я знаю, что такое мидсаммер, когда его празднуют и что на него едят. Я в теме. И мне это безумно нравится. Не обязательно менять настройки телефона, можно пойти и более простым путём, как в примере с икеей. Найди что-то, что интересует тебя, из сферы изучаемого языка. Учишь испанский и любишь тапас? Сходи на мастер-класс по приготовлению тапас. Вот пример: ссылка. Английский и любишь мафию? Сходи на мафию на английском! Отличный пример для Петербуржцев: ссылка. Немецкий и посмеяться? Приходи ко мне на канал в телеграм (куда же без саморекламы), где я не только делюсь настоящим немецким, но ещё и могу в шутки и юмор: ссылка . Шведский и покушать? Почитай про суровую скандинавскую кухню, посмотри сюрштрёмминг-челленджи на ютюбе (это шутка). Простора для твоей фантазии достаточно. Одним словом: будь в теме! Мотивируй себя дополнительно через что-то, к чему лежит сердце.

Я не просто надеюсь, я верю в то, что следуя этим советам, ты не только сохранишь свой боевой дух, но и найдешь источники дополнительной мотивации, которая поможет тебе изучать языки дальше. Главное, помни: лучше делай меньше, но с любовью и инетересом, чем много и ради галочки.

33
Начать дискуссию