«Царь горы»: иерархия провайдеров глобальной сети Интернет (рубрика «Так говорил Заратустра»)

«Царь горы»: иерархия провайдеров глобальной сети Интернет (рубрика «Так говорил Заратустра»)

Большинство людей на этой планете воспринимают Интернет лишь как один из возможных сервисов. И это от части справедливо. А у любого сервиса обязательно должен быть владелец. Платные автомагистрали принадлежат дорожным операторам, телефонные линии — телефонным компаниям. А кто же тогда владелец Интернета? Кто тогда обладает Им? Сегодня в нашей статье расскажем вам о том, кому принадлежит инфраструктура Всемирной паутины.

Выбрать раздел:

Интернет-провайдер

Интернет-провайдерами называются коммуникационные компании , которые предоставляют доступ абонента в глобальную сеть Интернет. Услуга обеспечивается за счет соединения, при помощи проводной или беспроводной связи, компьютера абонента с оборудованием оператора. Большинство крупных телекоммуникационных компаний, таких как мобильные и кабельные компании, являются ISP — Internet Service Provider, что означает компанию или организацию, которая предоставляет своим клиентам доступ в интернет.

Часто провайдер оказывает дополнительные услуги — обеспечивает бесплатный обмен данными внутри своей сети, создает почтовый сервис, занимается поддержкой выделенных серверов, а также многим другим. Интернет-провайдер может также именоваться поставщиком информационных услуг, поставщиком услуг хранения данных, поставщиком услуг сети Интернет (INSP) или любой комбинацией этих трех названий в зависимости от услуг, предлагаемых компанией.

Провайдер — телекоммуникационная компания, которая предоставляет выход в интернет и другие сопутствующие услуги.

Данная организация выполняет следующие функции:

  • Предоставляет подключение к интернету. Провайдеры устанавливают необходимое оборудование и обеспечивают стабильное подключение к глобальной сети.
  • Обеспечивает скорость интернета. Разные компании предлагают различные тарифы, включающие определенную скорость интернета.
  • Предлагает техническую поддержку. Если у абонента возникают проблемы с подключением или другие технические вопросы, он может обратиться в службу поддержки.
  • Гарантирует безопасность. Провайдеры используют различные методы защиты, чтобы предотвратить несанкционированный перехват сети и защитить конфиденциальность абонентов. Мы, как провайдер, всегда уведомим абонента, если увидим, что есть какие-то аномалии, чаще, если оборудование абонента мешает работе сети оператора.
  • Управляет сетью. Поставщик услуг работает над маршрутизацией трафика, мониторингом производительности и устранением неполадок.

Стоит отметить, что хорошие провайдеры постоянно развиваются, инвестируют в модернизацию своей инфраструктуры, чтобы улучшить качество услуг и удовлетворить растущие потребности клиентов. В список таких работ входит расширение покрытия, внедрение новых технологий.

На современном уровне развитии Интернета, провайдер, как правило, обеспечивает постоянное подключение локального пользователя к сети. При этом каждому такому пользователю присваивается персональный IP-адрес и он становится совершенно полноправной частью Интернета, как любой подключенный к нему абонент или устройство.

Провайдерские лицензии и контроль работы провайдеров

«Царь горы»: иерархия провайдеров глобальной сети Интернет (рубрика «Так говорил Заратустра»)

Для того, чтобы начать работу, провайдерским компаниям необходимо выбрать пакет телекоммуникационных услуг, которые они планируют предоставлять конечным пользователям и получить соответствующие лицензии: на телематические услуги, передачу данных и отдельные предоставляемые услуги. В России деятельность провайдеров регулирует Роскомнадзор, а на международном уровне — следующие организации:

  • Совет по архитектуре интернета (The Internet Architecture Board) — осуществляет контроль над протоколами передачи данных;
  • Рабочая группа по проектированию интернета (Internet Engineering Task Force);
  • Центр сетевой информации (InterNIC) — отвечает за распределение доменных имен;
  • Корпорация по управлению доменными именами и IP-адресами (ICANN).

Справочно:

Первыми поставщиками услуг или операторами были университеты и исследовательские институты. В 1960-х годах в США был создан проект ARPANET, который стал предшественником современного интернета. Он объединил несколько компьютеров в одну сеть для обмена данными. Затем появились другие проекты, в том числе NSFNET. В 1980-х годах начали появляться коммерческие интернет-провайдеры. Сначала это были только крупные компании, но постепенно количество поставщиков услуг увеличивалось, и они стали доступны для широкого круга абонентов. В России первые провайдеры появились в начале 1990-х годов. Они предлагали выход в интернет через телефонную линию или модем. Позже появились организации, которые начали использовать спутниковую связь, а также оптоволоконные линии.

Иерархия интернет-провайдеров

«Царь горы»: иерархия провайдеров глобальной сети Интернет (рубрика «Так говорил Заратустра»)

Физически, все системы коммуникации на которых построена сеть Интернет, представляют собой совокупность хабов (точек обмена информацией) и магистралей-линий, обеспечивающих соединение хабов. Магистрали прокладывают как под землей, так и под водой. По дну Атлантического, Тихого и Индийского океанов проложены многокилометровые кабели, соединяющие все части света. Вся инфраструктура, без которой невозможно существование Интернета в мировом масштабе, носит название «Опорная сеть Интернета».

Подробнее об управлении Интернетом Вы можете узнать в нашей статье VK. В сообществе представлены различные материалы из мира информбезопасности, тематические переводы и актуальные новости — подписывайтесь.

У провайдерских компаний существует специфическая иерархия. Самые крупные международные компании, чья деятельность сосредоточена на прокладке магистральных линий связи, называются магистральными провайдерами или — провайдерами первого уровня (tier-1). К провайдерам первого уровня относятся такие крупные компании как Level 3 Communication, Global Crossing, Telefonica и другие.

Из-за высокой стоимости инвестиций, провайдеры услуг Интернета первого уровня часто выглядят как монополисты в своих регионах. Может показаться, что определенная компания имеет почти или полный контроль над рынком в определенной области. В Соединенных Штатах компании могут работать в олигополии, а не в монополии, когда две или более компаний работают вместе для достижения рыночной прибыли. Некоторые из крупнейших американских интернет-провайдеров стали масштабными и известными, вследствие использования инфраструктуры, унаследованной ими от первоначальной телекоммуникационной монополии, которой была у компании Ma Bell .

Постоянный спрос на более высокие скорости и улучшенное качество интернет-соединения привел к тому, что большинство крупнейших интернет-провайдеров вложили значительные средства в беспроводную технологию 5G . Другие пытались выйти на рынок провайдеров услуг Интернета первого уровня и получили неоднозначные результаты. Alphabet, материнская компания Google, управляла Google Fiber как частью своего подразделения Access Division.

Текущие провайдеры Tier 1 продолжают инвестировать в инфраструктуру, и они вполне могут быть единственными игроками на этом рынке, пока не появятся новые технологии, не зависящие от оптоволоконных кабелей.

Следующий уровень — провайдеры второго уровня (Tier-2) — владельцы хабов, точек доступа, а также крупных, часто межгосударственных сетей связи, приобретающие трафик у провайдеров первого уровня. Обычно это телекоммуникационные операторы. Такие компании могут иметь в своей собственности и магистральные линии. Они обеспечивают обмен трафиком в мировом масштабе, оплачивая транзит данных через сегменты принадлежащие операторам первого уровня. К провайдером второго уровня относят крупные национальные компании, работающие в пределах одной страны. Самые очевидные и известные примеры в России: «Ростелеком», «ВымпелКом», «МегаФон» и «ТрансТелеКом».

За крупными национальными — следуют провайдеры третьего уровня (Tier-3), региональные и городские, которые приобретают трафик и каналы связи у провайдеров второго уровня. В теории стать интернет-провайдером может любая компания, но это требует получения лицензий, закупок дорогостоящего оборудования и содержания большого штата сотрудников. Если основной задачей операторов верхних уровней является обеспечение работоспособности инфраструктуры Интернета, то на региональном и местном уровне находятся организации, преследующие совершенно иные цели. Как правило, такие операторы связи также имеют собственную сеть, расположенную на территории города, области или региона. Она необходима, чтобы обеспечить как можно большему количеству абонентов доступ к сети Интернет. Таким образом, главной задачей мелких операторов связи, является подключение абонентов, обеспечение их доступа к возможностям глобальной сети в рамках заключенного договора.

Первая категория компаний подходит для крупных организаций, которым нужно обеспечить максимально стабильное соединение с высокой пропускной способностью. Вторая пользуется популярностью у малого и среднего бизнеса. Услугами сервисов третьей категории пользуются частные абоненты или небольшие предприятия.

Магистральный провайдер и Tier1-оператор — это не обязательно тождественные понятия. Многие крупные провайдеры, имеющие в собственности хабы и протяженные интернет-коммуникации, вынуждены покупать транзит траффика, поэтому формально они относятся к Tier-2-операторам. Однако, Tier1-операторы, не только поддерживают работоспособность оборудования и организуют обмен данными друг с другом, но и продают транзит трафика провайдерам нижнего уровня — Tier2.

«Царь горы»: иерархия провайдеров глобальной сети Интернет (рубрика «Так говорил Заратустра»)

Разница между Тier1 и Tier2 операторами часто формальна и заключается только в одном — платит данная организация за транзит данных или обменивается информацией только по своим каналам. Любой Tier1-оператор, который по каким-либо причинам начинает покупать трафик, сразу же автоматически начинает считаться оператором второго уровня.

Данное определение не зависит от количества и качества оборудования находящегося в собственности и является в некотором смысле условным, не отражающем в полной мере технической оснащенности сети. Многие Tier2-операторы, являются более крупными, чем многие Tier1, а качество интернет соединения, которое они предоставляют может быть лучше, а скорость выше. В данном случает разделение на первый и второй уровень, скорее атрибут статуса, который чаще всего используется в рекламных целях.

Tier1-операторы не имеют транзитных путей передачи информации. Поэтому, когда две таких организации прекращают взаимодействие друг с другом – по любым причинам, то клиенты одной сети перестают «видеть» ресурсы другой. Части остаются разделены до улаживания всех разногласий, либо до того момента, пока один из операторов верхнего уровня не начнет покупать транзитный трафик у других сетей. Это приводит к тому, что Tier1-оператор теряет свой статус и становится оператором второго уровня.

Однако, никакие сложности во взаимоотношениях не влияют на обычных пользователей, на местных провайдеров, которые подключены через Tier2-оператора. Провайдер же второго уровня имеет выход сразу на нескольких операторов Tier-1, ему ничто не мешает покупать транзит трафика и, при необходимости, искать обходные пути. Именно к этому типу относится большинство провайдеров национального масштаба.

Чаще всего конечный пользователь подключается к интернету через сети Tier3-операторов. Это организации, которые не участвуют в пиринговых договорах и весь объем трафика покупают у операторов верхних уровней. Однако, услуги подключения, также могут предоставлять и операторы второго и даже первого уровня.

Фактически доступ к Интернету осуществляется за счет физического присоединения оборудования абонента к устройствам, входящим в сеть провайдера. В данном случае провайдер выступает в качестве посредника, который, однако, несет на себе ответственность за обеспечение обещанной скорости связи и надежности соединения. Плату, которую провайдер третьего уровня берет со своих абонентов, он тратит не только на поддержания своего оборудования — своей сети — в рабочем состоянии, но и на оплату доступа к ресурсам операторов второго и первого уровня.

Часто бывает, что Tier2-операторы также занимаются работой с абонентами и дают им доступ к глобальной сети. Одно время считалось, что чем выше статус провайдера, тем лучше качество предоставляемых им услуг. Однако, опыт показывает, что данные категории мало друг с другом связаны. Есть множество примеров, когда провайдеры низких уровней запрашивают более низкую абонентскую плату, а уровень предоставляемого сервиса у них оказывается выше. Специалисты склонны связывать эту аномалию с организационными особенностями работы отдельных компаний.

В итоге, иерархию провайдеров можно определить следующим образом:

Tier-1 — провайдеры первого уровня — владельцы международных магистральных линий связи;

Tier-2 — национальные провайдеры второго уровня, закупающие трафик у провайдеров tier-1 и занимающиеся развитием магистральной инфраструктуры в пределах отдельной страны;

Tier-3 — региональный или городские провайдеры, закупающие трафик у провайдеров tier-2.

Исторически, большинство провайдеров уровня Tier-1 являются крупными операторами, которые в свое время создавали Интернет-рынок (AT&T, Global Crossing, Lumen Technologies, Verizon Enterprise Solutions, NTT Communications, Tata Communication и ряд других). Некоторые компании, как европейская Arelion получила статус Tier-1, построив глобальную оптико-волоконную сеть в США, обеспечивая связность с остальными Tier-1.

«Царь горы»: иерархия провайдеров глобальной сети Интернет (рубрика «Так говорил Заратустра»)

В настоящий момент к компаниям, соответствующим критериям провайдеров Tier-1, можно отнести следующие:

  • AT&T, США
  • Deutsche Telekom Global Carrier, Германия
  • GTT Communications, США
  • Liberty Global, Нидерланды
  • Lumen Technologies, США
  • Nippon Telegraph and Telephone Corporation (NTT), Япония
  • Orange, Франция
  • PCCW Global, Гонконг
  • Tata Communications, Индия
  • Telecom Italia Sparkle, Италия
  • Arelion, Швеция
  • Telxius, Испания
  • Verizon Enterprise Solutions, США
  • Zayo Group, США

Кроме того, существует ряд компаний, которые в соответствии с представленными выше критериями технически не являются Tier-1, но по своим операционным масштабам могут претендовать на такой статус.

  • China Telecom, Китай
  • Singtel, Сингапур
  • Cogent Communications, США
  • Hurricane Electric, США
  • RETN, Великобритания
  • Vodafone Carrier Services, Великобритания
  • Telstra, Австралия
  • Comcast, США

Во всем мире из-за роста конкуренции маржинальность операторского бизнеса падает, в то время как рост объема передачи «тяжелого» контента в IP-трафике приводит к повышенным требованиям к качеству подключения к Интернету на всех участках. Поэтому крупнейшие Tier-1 операторы приступили к работе по организации сетей, ориентированных на сервис, таких как Сети по Доставке Контента (Content Delivery Networks). Решающее значение в сетях Tier-1, приобретает сквозной контроль качества передачи контента.

Согласно исследованию Forbes Home компания AT&T Internet возглавляет список лучших интернет-провайдеров 2024 года не только в США, но и за их пределами, обеспечивая одну из самых быстрых скоростей интернета по доступной цене. Компания также предлагает различные варианты для объединения интернета с телевидением и сотовой связью.

В 10-ку лучших (кроме AT&T) интернет-провайдеров 2024 года на американском рынке по мнению Forbes Home также вошли следующие интернет-провайдеры:

  • Mobile Home Internet;
  • Comcast Xfinity;
  • Verizon Fios;
  • Cox Communications;
  • Charter Spectrum4
  • Google Fiber;
  • Kinetic:
  • HughesNet;
  • Mediacom

Формирование рейтингов интернет-провайдеров осуществляется на основе он-лайн опросов и обратной связи пользователей. Модераторы проверяют каждую рецензию на достоверность и продолжительность использования услуг компании. При составлении рейтинга учитываются следующие показатели:

  • Скорость интернета и стабильность соединения. Провайдеры, обеспечивающие бесперебойное быстрое соединение, получают высшую оценку.
  • Количество доступных ТВ-каналов и качество платформы для их просмотра.
  • Стоимость аренды или приобретения оборудования. Возможность использования собственного оборудования повышает рейтинг.
  • Включённая мобильная связь. Комплексные предложения, сочетающие домашний интернет, ТВ и мобильную связь, более выгодны.
  • Оперативность и компетентность технической поддержки.
  • Качество проведения работ по подключению и настройке оборудования инженерами.
  • Соотношение цены и качества услуг.
  • Актуальность отзывов, так как компании постоянно совершенствуют свои тарифы и технологии.

Больше полезной информации об ИТ и ИБ — в наших соцсетях:

Telegram

Вконтакте

Одноклассники

Дзен

33
Начать дискуссию