Образование будущего: тренды и вызовы

Образование будущего: тренды и вызовы

Исторический момент, в котором мы находимся, отличается постоянно нарастающей скоростью изменений. Вузы являются одним из главных помощников в адаптации: задают вектор развития для молодежи, тем самым формируя будущее.

Этой осенью СберУниверситет провел масштабное исследование, в котором с использованием искусственного интеллекта изучил мнения и ожидания преподавателей вузов относительно ключевых трендов в высшем образовании. Сегодня мы делимся основными выводами и показываем не только позитивную сторону инноваций, но и вопросы, которые они поднимают.

Тренды и вызовы образования ближайшего будущего:

  • Рост использования онлайн- и гибридных форматов обучения и коммуникаций повысит гибкость образования, поможет сэкономить ресурсы, увеличит доступность материалов, индивидуализацию и интерактивность, а также упростит охват аудитории. Но он ведет также к проблемам во взаимодействии со студентами, оценке и контроле их знаний.
  • Рост влияния искусственного интеллекта на образование и административные процессы во многом облегчит рутинные рабочие процедуры, но повлечет за собой технические проблемы и сбои.

  • Ускорение трансформации педагогических подходов может послужить причиной для бюрократической волокиты.

  • Изменение поведения, отношения к учебному процессу и навыков студентов – это не всегда про позитив. Обучающиеся могут начать лениться, выполнять задания при помощи нейросетей и тем самым закроют для себя возможность получить необходимые знания.

  • Преподаватели ощутят повышенную занятость и нехватку времени на личную жизнь из-за увеличения административной нагрузки и недостатка поддержки со стороны руководства вузов.

Как противостоять вызовам?

Мы выделили несколько стратегий, которые помогут адаптироваться к изменениям:

  • Стратегии проактивной адаптации – внедрение новых технологий и инструментов в работу; адаптация учебных материалов и методик под новые условия; работа над собственными проектами и продуктами; развитие мягких навыков; внедрение инструментов повышения мотивации и вовлеченности студентов.

  • Стратегии активной адаптации – повышение квалификации через курсы и программы дополнительного образования; самообразование и изучение новых технологий; обмен опытом, участие в конференциях, расширение сотрудничества с бизнесом.

  • Пассивные стратегии адаптации – отслеживание актуальных трендов и новостей отрасли; формальное соответствие требованиям.

Что преподаватели изучают, чтобы адаптироваться к изменениям в сфере образования?

  • Цифровые навыки (Business Intelligence (BI), языки программирования, искусственный интеллект и машинное обучение, цифровые инструменты и ПО (не связанные с BI или программированием)

  • Педагогика, педдизайн, EdTech

  • Мягкие навыки

  • Управление проектами

Начать дискуссию