Кризис семи лет и другие характерные черты младших школьников.

Психолог Юлия Старостина рассказывает о том, как родителям справиться с кризисом семи лет, когда у ребёнка падает самооценка и пропадает мотивация к учёбе.

Кризис семи лет и другие характерные черты младших школьников.

Ученики начальной школы — это дети в возрасте от семи до десяти лет. В это время они начинают свой путь в школе, а их родители сталкиваются с различными трудностями. Психолог Юлия Старостина помогла разобраться в этой ситуации.

Что такое кризис семи лет и стоит ли его опасаться?

В возрасте 6–8 лет дети переживают период, который называется кризисом семи лет. Это связано с тем, что их способности и навыки развиваются, а окружающие не всегда успевают адаптироваться к этим изменениям и продолжают относиться к ребёнку так же, как раньше. Иногда новые возможности не успевают сформироваться, а к ребёнку предъявляют новые требования. Например, если ребёнка отправили в школу раньше, чем он был готов к этому.

В этот период поведение ребёнка может ухудшиться, но важно понимать, что это не его вина. Он сам не знает, как справляться с новыми способностями. Поэтому ребёнку нужна поддержка родителей, которые должны проявить терпение и чуткость. Нужно дать ребёнку возможность ошибаться и пробовать новое, с пониманием относиться к его кривляниям и даже лжи.

Кризис семи лет не привязан к конкретному возрасту. Он может начаться как в 6, так и в 8 лет. Характерные признаки, которые помогут отследить кризис:

- ребёнок теряет интерес к занятиям и вещам, которые ему раньше нравились;
- он демонстративно показывает, что уже взрослый;
- его поведение становится двойственным: непосредственность сменяется хитростью и манерностью, а иногда появляются попытки лжи и бунта.

Эти изменения могут напугать родителей. Но на самом деле они показывают, что ребёнок готовится перейти на новый уровень развития. Он учится быть более самостоятельным, открывает новые способности в мышлении и поведении. В педагогике этот процесс называется формированием новообразований.

В младшем школьном возрасте у детей появляются новые возможности в психической и поведенческой сферах. Эти изменения в психологии называются новообразованиями.

Интеллектуализация

В возрасте 7–8 лет у детей начинает преобладать мышление. Теперь оно определяет все действия и реакции ребёнка.

Восприятие становится произвольным. Раньше дети не могли выбирать, на что обращать внимание. Теперь они могут самостоятельно решать, что им интересно. Речь становится контекстной. Раньше дети не могли погружаться в контекст и рассказывать предысторию увиденного. Теперь они учатся ставить себя на место собеседника и обогащать свой рассказ деталями. Память становится смысловой. Дети учатся запоминать и заучивать информацию, которую они выбрали.

Все эти процессы взаимосвязаны и влияют друг на друга. Это хорошая новость: если у ребёнка есть трудности, например, с речью, то их можно преодолеть, развивая память и внимание.

Анализ

Дети учатся строить прогнозы и делать выводы: «Что будет, если…», «Почему так произошло?», «Кто виноват?» и так далее. Эти навыки пригодятся им в будущем, когда они столкнутся с важными и сложными жизненными задачами.

Рефлексия

Ближе к концу младшего школьного возраста дети начинают рефлексировать. Если анализ связан с пониманием внешнего мира, то рефлексия — это осознание себя и своих действий.

Рефлексия бывает формальной («Как это сделать?») и содержательной («Зачем это делать?»). Содержательная рефлексия обычно появляется в подростковом возрасте, но её развитие начинается в младшем школьном возрасте. Если ребёнку 8–9 лет трудно ответить на вопрос «Как это сделать?», это повод задуматься.

Планирование

Четвёртое важное новообразование — это способность планировать свои действия. Она тесно связана с развитием анализа и рефлексии: «Если я сделаю это, что произойдёт? Как отреагируют другие люди?» Полное планирование, как и рефлексия, развивается ближе к подростковому возрасту, но частичное планирование появляется и в младших классах. Очень важно, чтобы взрослые заметили и поддержали этот процесс.

Самооценка

Способность оценивать себя появляется у детей раньше, но в младшем школьном возрасте она становится более дифференцированной. Теперь ребёнок может не просто сказать «Я хороший», а оценить себя по разным параметрам: «В одном я хорош, а в другом — не очень».

Поэтому некоторым родителям может показаться, что самооценка их ребёнка снизилась. Но на самом деле она просто стала более адекватной. Для малышей характерна завышенная самооценка, которая связана с влиянием любящего окружения. В школе она не снижается, а становится более реалистичной.

Развитие дифференцированной самооценки делает ребёнка более устойчивым психологически: «Да, я не очень хорош в спорте, зато отлично рисую».

Как развить мотивацию к учёбе у школьника

Родители и учителя часто беспокоятся о том, что их дети не в полной мере используют свои новые возможности. Младшие школьники могут запомнить по именам десяток героев в игре на смартфоне, но при этом забывают записать домашнее задание или взять сменную обувь в школу. Причина этого кроется не в способностях или характере ребёнка, а в отсутствии мотивации.

Мотивация — это движущая сила, которая отвечает на вопрос: «Почему я должен это делать?» Она может быть как внутренней, так и внешней. Внутренняя мотивация появляется, когда человек находит ответ внутри себя: «Мне нравится учиться», «Интересно ходить на рисование». Внешняя же мотивация зависит от внешних факторов: «Делаю уроки, потому что иначе мама отругает».

Познавательная и учебная мотивация начинают формироваться ещё в дошкольном возрасте. К концу дошкольного периода количество мотивов, влияющих на действия ребёнка, значительно увеличивается. Особенно важным становится появление иерархии мотивов: ребёнок может различать более и менее важные для себя задачи и не кидается выполнять всё сразу после того, как идея пришла ему в голову. Это умение особенно актуально для младших школьников, так как оно позволяет сосредоточиться на учёбе, удерживать внимание и добиваться результатов.

Развитие самостоятельности и рефлексии у младших школьников неизбежно приводит их к вопросу о том, почему они должны учиться в школе, посещать уроки и выполнять домашние задания. К сожалению, научить мотивации нельзя — воспитательные разговоры родителей и учителей о том, что «ты должен хорошо учиться», не всегда помогают. Мотивацию можно передать только на собственном примере: если вы сами не читаете книги или не занимаетесь спортом, то привить ребёнку любовь к этим занятиям будет сложно.

Что ещё вы можете сделать:

- Исследуйте интересы ребёнка и следуйте за ними.
- Покажите, как школьные занятия могут пригодиться в жизни и как полученные знания пригодятся ему в будущем.
- Выявите сильные стороны ребёнка — что у него получается хорошо? - Поддерживайте ребёнка в его успехах: замечайте их и не обесценивайте. Успех — это мощный мотиватор.
- Перестаньте акцентировать внимание на неудачах — это только расстраивает. Ребёнок может привыкнуть думать: «У меня никогда ничего не получается, лучше даже не пытаться».
- Поддерживайте тёплую атмосферу понимания и заботы в семье.

Подведём краткий итог

Младший школьный возраст начинается примерно в семь лет и заканчивается около десяти. В это время в поведении ребёнка появляются новые черты, связанные с развитием самостоятельности и произвольности, а также с интеллектуализацией психологических процессов.

Появляются способности к анализу и планированию, развиваются рефлексия и самооценка. Из-за развития рефлексии дети могут терять мотивацию к учёбе. Чтобы поддержать своего ребёнка, проявите внимание к его интересам, сместите акцент с проблем на успехи и, конечно же, не забывайте о том, как важна тёплая семейная атмосфера.

Начать дискуссию