Как начать профориентацию в компанию со школьной скамьи — Город профессий «Норникеля»

✦ Как профориентационная платформа снизит дефицит кадров?
✦ Что привлечёт молодёжь на трудные и немодные вакансии?
✦ Зачем вкладываться в будущих кандидатов со школы?

Как начать профориентацию в компанию со школьной скамьи — Город профессий «Норникеля»

Корпоративный университет «Норильский Никель» обратился с проблемой: привлекательность производственных профессий снижается, и находить новых сотрудников становится сложнее. «Норникель» ищет новое цифровое решение, которое сделает профориентацию действительно увлекательной и доступной для детей.

Перед нами стояла задача интересно рассказать о производственных профессиях, вовлечь школьников в выбор будущей специальности, и создать «помощника» для родителей и профориентаторов.

Провели исследование и поменяли образ решения на 40%, чтобы сделать действительно полезный продукт

На старте проекта у клиента было пожелание — сделать современный профориентационный сайт. Предполагалось, что решение будет охватывать только производственные специальности, связанные с добычей и обогащением руды и металлургией. Чтобы не работать вслепую, мы провели исследование, которое открыло истинные потребности детей. Поняли, что школьникам интересны разные профессии, а ограниченность контента оттолкнёт аудиторию. Поэтому приняли решение расширить наполнение проекта и рассказать о максимуме возможных сфер деятельности.

Как начать профориентацию в компанию со школьной скамьи — Город профессий «Норникеля»

Так родился финальный образ решения — интерактивный портал «Город профессий», который рассказывает о всех специальностях компании. Образ города был выбран не случайно — он знаком и понятен детям, и не оторван от реальности. А также очень хорошо вписывается в нарратив процесса исследования: чтобы выбрать своё призвание, школьникам предстоит заглянуть в разные районы, познакомиться с представителями профессий и узнать, как устроена их работа.

Как начать профориентацию в компанию со школьной скамьи — Город профессий «Норникеля»

Разработали 3D-карту города и спроектировали каждый элемент на ней: от буровой установки до ёлки

Главной страницей портала и «фишкой» Города стала трёхмерная карта — собирательный образ производств и городов присутствия «Норникеля». Она состоит из 12 районов, 13 микрорайонов и 27 уникальных объектов, которые отражают различные сферы деятельности.
Большой сектор производств «Норникеля» расположен в северных регионах страны, поэтому Город профессий должен отсылать к компании, но не ассоциироваться исключительно с зимой. Поэтому мы окрасили карту в пастельные оттенки голубо-фиолетовых цветов — добились ощущения уюта и предзакатного спокойствия. Цветовая гамма лишь намекает на заснеженный пейзаж, но при этом не привязывает к конкретному времени года.

Как начать профориентацию в компанию со школьной скамьи — Город профессий «Норникеля»

Каждый объект и локацию карты моделировали отдельно. Собирали мудборд из фотографий реальных построек или техники, отбирали лучшие ассоциации с профессиями, добивались максимальной узнаваемости. Внутри микрорайонов можно найти символичные объекты, которые ассоциируются с профессиями. Например, над Районом геологов возвышается нивелир, а в Производственном районе — гигантская буровая установка горняков, литейный ковш из металлургического завода и флотационная установка из обогатительной фабрики.

Объекты на карте сделали узнаваемыми, но не слишком детализированными, чтобы сохранить мягкость очертаний и придать ощущение игры, которое будет близко детям.
Объекты на карте сделали узнаваемыми, но не слишком детализированными, чтобы сохранить мягкость очертаний и придать ощущение игры, которое будет близко детям.

Помимо знаковых объектов для каждого района дополнили карту интересными деталями и неформальными сюжетами, которые интересно приближать и рассматривать. В Экологическом районе кто-то тягает штангу и забивает мяч в баскетбольную корзину. В IT-районе человечки работают с ноутбуками, сидя на лавке. Геологи разбили палаточный городок и готовятся к ночёвке.

Как начать профориентацию в компанию со школьной скамьи — Город профессий «Норникеля»

Провели 60 часов интервью с экспертами и написали 100+ страниц рассказов о профессиях

Вторым ключевым разделом портала после карты стали лонгриды о профессиях. Их можно открыть, выбрав нужный микрорайон.
Важно было рассказать о профессиях максимально реалистично, поэтому для сбора контента привлекли действующих сотрудников «Норникеля» — представителей разных специальностей. Всего провели 60 часов интервью и написали рассказы о 147 профессиях. Сначала сами разобрались в сложных процессах производства, затем упростили их, подобрали метафоры и понятные аналогии, чтобы написать лёгкие и интересные тексты.

Портал стал цифровой энциклопедией, который охватил специальности из 13 профессиональных сфер.
Портал стал цифровой энциклопедией, который охватил специальности из 13 профессиональных сфер.

Исследование показало, что школьникам важно понять, какие сложности могут возникнуть в процессе работы. Поэтому в лонгридах мы рассказали об особенностях и востребованности профессий, и какие есть перспективы развития.
Также мы выявили, что детям интересен и социальный аспект работы: доходы, бонусы, экология, культура компании и в каких условиях предстоит жить. Так появились «Башня „Норникеля“» и локации городов. В «Башне» рассказываем о безопасности, экологических проектах, компенсационном пакете, спорте, творчестве, волонтёрстве и других активностях компании. В лонгридах о Норильске, Дудинке, Мончегорске освещаем жизнь в городах и поясняем, как они будут меняться.

Как начать профориентацию в компанию со школьной скамьи — Город профессий «Норникеля»

Мы загрузили весь свой опыт проектов в нейронную сеть — чтобы теперь он помогал вам. Наш HR-ассистент бесплатно ответит на ваши вопросы, порекомендует полезные материалы и нагенерит нестандартные идеи.

Продумали лёгкую навигацию внутри лонгридов и добавили персонажей, которые оживили Город

В первом релизе разработали длинные лонгриды для каждого микрорайона. После запуска проверили глубину просмотра портала и провели модерируемое usability-тестирование. Выявили, что пользователям сложно просматривать длинные рассказы: ¼ страницы читают внимательно, а далее только по заголовкам. Поэтому во втором релизе все лонгриды переработали. Для удобства чтения разбили страницы на короткие главы и добавили нулевые страницы с навигацией, чтобы упростить к ним доступ.

Как начать профориентацию в компанию со школьной скамьи — Город профессий «Норникеля»

Дизайн лонгридов также изменился после первого релиза. В заголовки добавили модный акцидентный шрифт: тексты стали современнее, а структура — понятнее. В первой версии комбинировали фотографии и 3D-иллюстрации, во второй — разделили их и сделали крупнее. Теперь объекты выглядят чище и понятнее. Поменяли цветовую гамму лонгридов: «пыльные» градиенты заменили на более яркие цвета. Уточнили форму плашек — скруглённые и игривые наклонённые элементы стали фирменной чертой нового стиля лонгридов.
Особое настроение рассказам придали новые персонажи, которых после второго релиза можно встретить на каждом лонгриде. Доброжелательные герои рассказывают о профессиях, делятся интересными фактами о компании и жизни в городах.

Как начать профориентацию в компанию со школьной скамьи — Город профессий «Норникеля»

Внедрили элементы геймификации — разработали проверочные квизы и систему достижений

Чтобы школьникам было интересней изучать портал, мы разработали 28 квизов для всех лонгридов о профессиях. Квизы не только помогают проверить, как усвоился материал, но и открывают дополнительные факты о профессиях благодаря подсказкам к каждому ответу. Если пользователь не всё понял по ходу чтения, у него есть возможность что-то узнать во время прохождения квизов.
Все квизы объединены в большой квест из 8 карточек. Карточки привязаны к районам города. За прохождения квизов и изучение разных разделов портала пользователи получают награды. Список всех наград и заданий можно посмотреть в личном кабинете.

Как начать профориентацию в компанию со школьной скамьи — Город профессий «Норникеля»

Разработали тест на профориентацию — помощника в выборе профессий

Чтобы решение действительно помогало в профориентации, разработали тест, по результатам которого можно получить рекомендации подходящих профессий. Для этого прошли 17 тестов на профориентацию и проанализировали 480 вопросов, а также консультировались с психологом-профориентатором.
В итоге выбрали самые проверенные методики: Е. А. Климова и И. Бриггс Майерс. В них упростили язык, а механику адаптировали под понятный и лёгкий формат чата, где вопросы задаёт забавный виртуальный помощник — бот Ni-28. Техническую основу теста разрабатывали специально для портала.

Как начать профориентацию в компанию со школьной скамьи — Город профессий «Норникеля»

Создали бота-помощника, который встречает пользователя и помогает ориентироваться на портале

Ni-28 — бот, виртуальный помощник, который контактирует с пользователем, даёт подсказки и задаёт вопросы в тесте на профориентацию. Его визуальные прототипы — Чебурашка и Астро Бот. Большая голова и уши напоминают очертания тела ребёнка и вызывают доверие. Лицо в виде экрана позволяет менять эмоции. Бот левитирует, поэтому его можно размещать в любой части экрана.
Прототипом имени бота стали названия дроидов из «Звёздных войн». Ni — это символ никеля, а 28 — порядковый номер из таблицы Д. И. Менделеева.

Как начать профориентацию в компанию со школьной скамьи — Город профессий «Норникеля»

При первом входе на портал Ni-28 проводит онбординг — рассказывает, как устроен Город, районы, микрорайоны и квизы. Короткое обучение сокращает риск, что новые посетители запутаются в большом количестве разделов портала.

Как начать профориентацию в компанию со школьной скамьи — Город профессий «Норникеля»

Внедрили контент Города в офлайн: разработали школьный урок, методичку для родителей и напечатали 200 кг материалов

Профориентаторы — одна из аудиторий, которая планирует использовать портал в своей работе. В помощь им создали увлекательный школьный урок, который заменит привычные лекции о профессиях. Для урока подготовили красочную анимированную презентацию в стилистике проекта. Предлагаем детям поиграть в мини-игры и понять, какие качества нужны для выбора профессий.
После урока дети получат буклет с кратким содержанием и советами из презентации и набор стикеров, которыми можно стилизовать свои вещи. Чтобы постоянно быть на виду у школьников, подготовили плакаты и листовки о Городе — 200 кг материалов отправились в Норильские школы, на образовательные фестивали и конкурсы. А Город профессий вышел в офлайн!

Как начать профориентацию в компанию со школьной скамьи — Город профессий «Норникеля»

Не оставили без внимания и родителей школьников, которые на этапе исследования делились своими проблемами и пожеланиями в вопросе профориентации. Для этой аудитории разработали методичку — пошаговое руководство с советами, как начать разговор о профессии, выявить предпочтения и интересы ребёнка. Методичку можно распространять онлайн — по почте или в школьных чатах — или распечатать версию без картинок.

Как начать профориентацию в компанию со школьной скамьи — Город профессий «Норникеля»

В дополнение к методичке разработали карту профессий со всеми сферами и специальностями Города. Карта также вошла в комплект для учителей. Её можно повесить в классах, использовать для интерактивов и игр во время уроков.

Как начать профориентацию в компанию со школьной скамьи — Город профессий «Норникеля»

Город разрабатывали в партнёрстве с клиентами: от ключевого образа до мельчайших деталей на карте

Весь проект работали в тесном взаимодействии с заказчиками — руководителями и сотрудниками Корпоративного университета «Норильский Никель». Вместе обсуждали все детали разработки: от образа решения до обсуждения цветов объектов на карте. Клиенты помогли получить доступ к десяткам экспертов, отдельная команда заказчика вычитывала тексты и отсматривала отобранные иллюстрации. Каждые две недели созванивались, чтобы обсудить промежуточную работу, сверяли часы и двигались дальше только после обратной связи.
Огромный пласт работ, к которому пришли за несколько месяцев — результат совместного креатива, доверия и взаимопонимания между нашими командами, которым гордимся.

  1. Школьники могут пройти тестирование и получить рекомендации профессий.
  2. С помощью руководства родители узнали, как начать профориентацию детей.
  3. Профориентаторы получили понятный, современный инструмент, который могут использовать в профориентационных уроках.

реклама
разместить
Начать дискуссию